Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Правила приемки



7.1 Общие правила приемки рельсов – по ГОСТ 7566.

7.2 Приемку рельсов проводит отдел технического контроля (ОТК) предприятия- изготовителя. Приемку проводят по результатам приемочного контроля, включающего приемо-сдаточные испытания и сплошной контроль.

7.2.1 Первичные приемо-сдаточные испытания рельсов проводят в соответствии с порядком, установленным в таблице 14.

Пробы для контроля загрязненности неметаллическими включениями и макроструктуры рельсов отбирают от передних концов контрольных рельсов с индексами «1» и задних концов контрольных рельсов с индексами «Х».

Пробы для контроля копровой прочности и механических свойств при растяжении рельсов отбирают от задних концов контрольных рельсов с индексом «Х».

Пробы для остальных приемо-сдаточных испытаний отбирают от передних концов любых рельсов.

При отсутствии контрольных рельсов пробы для приемо-сдаточных испытаний отбирают от любых рельсов плавки.

Отобранные пробы клеймят номером плавки и клеймом инспекции ОАО «РЖД» или представителя другого заказчика, а при передаче представителем заказчика права приемки ОТК предприятия-изготовителя – клеймом ОТК.

При неудовлетворительных результатах первичных приемо-сдаточных испытаний проводят повторные испытания на удвоенном количестве проб (образцов). Повторные испытания проводят на пробах, отбираемых от соответствующих контрольных рельсов плавки, при отсутствии контрольных рельсов – от любых рельсов плавки. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний принимают решение о порядке дальнейшей приемки рельсов (поштучная рассортировка, повторная термическая обработка и т.д.).

Примечание – Рельсы одной плавки, прокатанные или термоупрочненные с разрывом более 10 суток, подвергают приемо-сдаточным испытаниям как рельсы разных плавок.

Таблица 14 – Порядок проведения первичных приемо-сдаточных испытаний

Показатель качества рельсов Объем выборки для рельсов категории Периодичность испытаний для рельсов категории
ВС, СС, НН, ПИ, ОН (1200Т, 1100Т) ОН (1000Н,900Н)   ВС, СС НН, ПИ, ОН (1200Т, 1100Т) ОН (1000Н, 900Н)
Химический состав стали (6.3) Ковшевая проба Каждая плавка
Массовая доля кислорода (6.5) Один рельс Каждая плавка Каждая 20-я плавка
Загрязненность оксидными неметаллическими включениями (6.6) Шесть рельсов (по три с индексами "1" и "Х") Каждая 30-я плавка
Макроструктура (6.7) Два рельса (по одному с индексами "1" и "Х") Каждая 10-я плавка или одна из серии плавок
Механические свойства при растяжении (6.12) Один рельс Каждая 20-я плавка
Твердость поверхности катания головки (6.13) Каждый 20-й рельс или 5% рельсов, но не менее 3 рельсов Один рельс Каждая плавка Каждая 20–я плавка
Твердость по поперечному сечению (6.13) Один рельс - Каждая плавка Одна из серии плавок -
Копровая прочность (6.14) Один рельс Каждая плавка Одна из серии плавок
Остаточные напряжения в шейке (6.15) Один рельс - Каждая 5-я плавка Не реже раза в сутки -
Мик Микроструктура (6.16) Каждая 20-я плавка
Глубина обезуглероженного слоя (6.17) Один рельс -

 

7.2.2 Термоупрочненные рельсы подвергают ультразвуковому контролю на наличие внутренних дефектов (6.8). Контролю подвергают каждый рельс. При выявлении условно-дефектного рельса проводят повторный контроль этого рельса. При неудовлетворительных результатах повторного контроля рельс считают не соответствующим требованиям настоящего стандарта. Допускается дефектные участки рельса вырезать, при этом длина оставшейся части рельса должна соответствовать 5.4.

7.2.3 Рельсы плавок, прошедших приемо-сдаточные испытания, предъявляют на сплошной контроль партиями.

Примечание – Допускается формировать сборные партии из рельсов разных плавок, отставших по технологическому потоку более чем на 10 суток, термоупрочненных по одному режиму. Сборную партию подвергают приемо-сдаточным испытаниям на соответствие требованиям стандарта по механическим свойствам, твердости, копровой прочности и остаточным напряжениям.

7.2.4 Контроль размеров поперечного сечения (5.1), размеров и расположения болтовых отверстий (5.2, 5.3), длины (5.4), прямолинейности и скручивания (5.6), качества поверхности рельсов (6.9) и болтовых отверстий (6.11), качества торцов (5.5, 6.10) проводят на каждом рельсе партии.

7.3 Принятую ОТК партию рельсов предъявляют для приемки инспекции ОАО «РЖД» или представителю другого заказчика.

Инспекции ОАО «РЖД» предоставлено право выборочного контроля технологии изготовления рельсов, отбора проб от рельсов любой плавки и проведения совместно с ОТК предприятия-изготовителя необходимых дополнительных испытаний и проверки качества рельсов.

Другие потребители, не вмешиваясь в ход технологического процесса производства рельсов, имеют право на проведение инспекционного контроля технологического процесса, присутствие при всех испытаниях и получение результатов испытаний. Потребитель может передать ОТК предприятия – изготовителя или инспекции ОАО «РЖД» право на проведение контроля и приемки.

Все результаты контроля качества рельсов хранят на предприятии-изготовителе не менее 20 лет с момента их изготовления.

7.4 Химический состав стали каждой плавки (6.3) определяют анализом ковшевой пробы. Массовую долю водорода (6.2.5) определяют анализом проб, отобранных из промежуточного ковша в процессе разливки стали. Массовую долю общего кислорода (6.5) определяют анализом проб, отобранных от готовых рельсов (из образцов для испытания на растяжение).

При необходимости (по требованию потребителя или при экспертизе) проводят определение химического состава стали анализом проб, отобранных от рельсов (6.3, 6.4).

7.5 В случае неудовлетворительных результатов контроля загрязненности неметалли­ческими включениями рельса с индексом "1" или "Х" (6.6) все рельсы контролируемой плавки с данными индексами считают не соответствующими требованиям стандарта для соответствующей категории.

Повторный контроль проводят на пробах, взятых от противоположных концов рельсов, не выдержавших первичного контроля.

В случае получения неудовлетворительных результатов повторного контроля все рельсы контролируемой плавки переводят в соответствующую более низкую категорию качества или признают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

Последующий контроль загрязненности неметаллическими включениями рельсов ка­тегорий НН, ПИ и ОН проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех подряд подвергнутых контролю плавок общий индекс загрязненности неметаллическими включениями удовлетворяет требованиям соответствующей категории по 6.6.

7.6 Отсутствие флокенов (6.2.5) в рельсах обеспечивается противофлокенной обработкой.

Рельсы, не прошедшие противофлокенную обработку или прошедшие ее с наруше­нием режимов, обеспечивающих отсутствие флокенов, считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

7.7 В случае неудовлетворительных результатов первичного контроля макроструктуры контрольного рельса с индексом «1» или «Х» (6.7) его признают не соответствующим требованиям настоящего стандарта и проводят повторно контроль макроструктуры на противоположном конце данного контрольного рельса.

В случае неудовлетворительных результатов повторного контроля или при обнаружении дефекта «пятнистая ликвация» при первичном контроле проводят поштучный контроль всех рельсов плавки. При обнаружении дефекта «пятнистая ликвация» при поштучном контроле проводят контроль макроструктуры на противоположных концах всех рельсов с этим дефектом. Если в этом случае обнаруживают дефект «пятнистая ликвация», то все рельсы контролируемой плавки признают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

Последующий контроль макроструктуры рельсов категорий НН, ПИ и ОН проводят по­плавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четы­рех подряд подвергнутых контролю плавок не обнаруживают недопустимые дефекты мак­роструктуры.

7.8 Каждый рельс подвергают автоматическому ультразвуковому контролю внутренних дефектов (6.8) по всей длине.

Контролю подвергают:

- не менее 70 % поперечного сечение головки рельса;

- не менее 60 % поперечного сечения шейки;

- поперечное сечение подошвы в соответствии с рисунком 7.

При выявлении внутренних дефектов, эхо-сигнал от которых равен или превышает эхо-сигнал, полученный при ультразвуковом контроле калибровочного рельса с искусственно нанесенными дефектами в головке, шейке и подошве, рельс подвергают повторному ручному ультразвуковому контролю. При неудовлетворительных результатах повторного контроля рельс считают не соответствующим требованиям настоящего стандарта. Дефектные участки рельсов допускается вырезать, при этом длина рельса должна соответствовать 5.4.

7.9 При неудовлетворительных результатах первичного контроля термоупрочненных рельсов на механические свойства при растяжении (6.12) проводят повторные испытания на двух рельсах плавки. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний хотя бы по одному образцу все рельсы данной плавки переводят в соответствующий класс прочности или подвергают однократному повторному отпуску или однократному повторному термоупрочнению с последующей приемкой рельсов данной плавки.

При повторном отпуске контролируют механи­ческие свойства (6.12) и твердость (6.13).

При повторном термоупрочнении данную плавку принимают как вновь предъявленную.

При неудовлетворительных результатах испытаний после повторного отпуска или повторного термоупрочнения все рельсы данной плавки подвергают высокому отпуску на твердость не более 321НВ и принимают как нетермоупрочненные.

Последующий контроль механических свойств при растяжении рельсов категорий НН, ПИ и ОН проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех подряд испытанных плавок механические свойства удовлетворяют требованиям 6.12.

7.10 При неудовлетворительных результатах первичного контроля механических свойств при растяжении нетермоупрочненных рельсов категории ОН (6.12) проводят повторные испытания на растяжение на двух рельсах плавки. При несоответствии результатов повторных испытаний требованиям 6.12 хотя бы по одному образцу рельсы класса прочности 1100 Н, 1000Н переводят в соответствующий класс прочности, а рельсы класса прочности 900 Н считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

7.11 Контроль твердости поверхности катания рельсов (6.13) проводят на концах и в средней части по длине рельса.

Если результаты измерения твердости поверхности катания не соответствуют требованиям 6.13, то допускается на том же рельсе провести повторное определение твердости на удвоенном количестве отпечатков.

При неудовлетворительных результатах повторного определения твердости термоупрочненных рельсов хотя бы по одному отпечатку допускается:

- перевести рельсы в соответствующий класс прочности;

- рассортировывать поштучно по твердости все рельсы данной плавки при поплавочном контроле или десять рельсов до и десять после двадцатого порядкового рельса (при контроле каждого двадцатого рельса по ходу технологического потока);

- рельсы с твердостью ниже минимальной нормы повторно подвергать однократному термоупрочнению с последующим контролем механических свойств (6.12) и твердости (6.13) на удвоенной выборке;

- рельсы с твердостью выше максимальной нормы повторно подвергать однократному отпуску с последующим контролем механических свойств (6.12) и твердости (6.13);

- рельсы с твердостью ниже 321НВ принимать как нетермоупрочненные.

7.12 При неудовлетворительных результатах первичного контроля твердости термоупрочненных рельсов по поперечному сечению (6.13) проводят повторный контроль твердости на этом же рельсе.

При неудовлетворительных результатах повторного контроля допускается:

- рельсы класса прочности 1300Т и 1200Т переводить в класс прочности 1000Т, рельсы класса прочности 1100Н – в класс 1000Н;

- рельсы с твердостью ниже минимальной нормы повторно подвергать термоупрочнению с последующим контролем механических свойств (6.12) и твердости (6.13) на удвоенной выборке;

- рельсы с твердостью выше максимальной нормы повторно подвергать отпуску с последующим контролем механических свойств (6.12) и твердости по поперечному сечению (6.13) на удвоенной выборке;

- все рельсы плавки подвергать высокому отпуску на твердость не более 321НВ с последующей приемкой их, как нетермоупрочненных.

7.13 При неудовлетворительных результатах первичного низкотемпературного копрового испытания термоупрочненных рельсов (6.14) проводят повторное испытание на двух пробах от двух других рельсов контролируемой плавки и первичное испытание рельсов остальных плавок серии.

При неудовлетворительных результатах повторного испытания рельсы категории НН, ПИ, СС и ВС подвергают испытаниям по нормам, установленным для рельсов категории ОН класса прочности 1200Т, а рельсы категории ОН допускается подвергать повторно однократному термоупрочнению или однократному отпуску с последующей приемкой как рельсов новой плавки.

При неудовлетворительных результатах испытаний после повторной термической обработки рельсы подвергают высокому отпуску на твердость не более 321НВ и принимают как нетермоупрочненные.

7.14 При неудовлетворительных результатах первичного копрового испытания нетермоупрочненных рельсов ВС и ОН (6.14) проводят повторные испытания двух проб: одной - от того же рельса, что и для первичного испытания, и второй - от другого рельса той же плавки. При неудовлетворительном результате повторного испытания хотя бы одной пробы все рельсы категорий ВС и ОН данной плавки считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

Последующие копровые испытания рельсов категории ОН проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех испытанных подряд плавок копровая прочность соответствует требованиям 6.14.

7.15 Контроль остаточных напряжений в шейке термоупрочненных рельсов (6.15) проводят на пробе, отбираемой от одного рельса в состоянии поставки (после холодной правки).

При неудовлетворительных результатах контроля 20 рельсов до отбора пробы и 80 рельсов после отбора пробы по технологическому потоку подвергают повторному отпуску с последующим контролем твердости (6.13) и остаточных напряжений рельсов этой партии на выборке, предусмотренной для первичных испытаний. После этого от следующей партии рельсов в количестве 100 шт. (по ходу правки) отбирают одну пробу для определения остаточных напряжений. При получении удовлетворительных результатов дальнейший контроль проводят не реже раза в сутки.

При неудовлетворительных результатах контроля рельсы категории ВС, СС, НН и ОН класса прочности 1200Т переводят в категорию ОН класса прочности 1100Т, а контролю на остаточные напряжения подвергают один рельс от каждых последующих 100 шт. до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у рельсов трех партий подряд остаточные напряжения соответствуют требованиям 6.15.

При получении результатов, не соответствующих требованиям 6.15, рельсы подвергают высокому отпуску на твердость не более 321НВ с последующей приемкой их как нетермоупрочненных.

7.16 При неудовлетворительных результатах контроля микроструктуры рельсы подвергают повторной термической обработке и принимают как рельсы новой плавки. При неудовлетворительных результатах повторного контроля все рельсы данной плавки подвергают высокому отпуску на твердость не более 321НВ и принимают как нетермоупрочненные.

Последующий контроль микроструктуры проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех подряд испытанных плавок микроструктура удовлетворяет требованиям 6.16.

7.17 При неудовлетворительных результатах контроля величины обезуглероженного слоя проводят повторно контроль на двух других рельсах плавки. При неудовлетворительных результатах повторного контроля все рельсы данной плавки подвергают высокому отпуску на твердость не более 321НВ и принимают как нетермоупрочненные.

Последующий контроль величины обезуглероженного слоя проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех подряд испытанных плавок величина обезуглероженного слоя удовлетворяет требованиям 6.17.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.