Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Т-Т - 0023.02.05;Т-Т.01;1



1. _______ - состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.
Маргинальность
2. ________ организации - это желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей.
Цели
3. _________ общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.
Гражданское
4. __________ - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.
Общество
5. __________ - это совокупность социальных норм, которые регулируют создание мужчиной и женщиной семьи, а также систему их взаимных прав и обязанностей.
Брак
6. __________ - это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.
Детерминизм
7. __________ уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества.
Макросоциология
8. ___________ - это исторически сложившаяся организация политической власти, организующая, направляющая и контролирующая совместную деятельность и отношения между различными социальными группами и общностями.
Государство
9. ___________ общество - общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг.
Постиндустриальное
10. ___________ организация - это спонтанно (самопроизвольно) сложившаяся система социальных связей, норм, взаимодействий, являющаяся продуктом более или менее действительного межличностного и межгруппового общения.
Неформальная
11. ___________ организация или формальная структура организации - это способ социальной организованности, при котором социальные позиции и взаимосвязи между ними четко обозначены определенными установлениями независимо от личностных характеристик членов, занимающих эти позиции.
Формальная
12. ___________ функции - это функции, которые осуществляются непреднамеренно, не запланированы заранее, имеют неявную (скрытую) форму.
Латентные
13. ____________ - это группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.
Семья
14. ____________ науки изучают человека как биологическое, природное существо.
Естественные
15. ____________ норма - это стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов, постановлений, распоряжений и других актов, принимаемых юридически уполномоченными государственными органами.
Правовая
16. ____________ общество (в современном звучании) - это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества.
Индустриальное
17. ____________ уровень анализа представляет собой изучение микросистем (кругов межличностного общения), составляющих непосредственное социальное окружение человека.
Микросоциологический
18. _____________ (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанным на традиции способом социокультурной регуляции.
Традиционное
19. _____________ - это дискриминация, эксплуатация или жестокое угнетение общности, принадлежащей к другой расе.
Расизм
20. _____________ - это организация публичной власти, состоящая из ряда официальных лиц, занимающих должности и посты и образующих определенную иерархию.
Бюрократия
21. _____________ - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура
22. Автором "атомистической" теории, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними, является
Дж.Девис
23. Американский социолог Д.Белл на основании изменения технологического базиса - совершенствования средств производства и знания - предложил деление обществ на
постиндустриальные
традиционные
индустриальные
24. Близость антропологического и социологического подходов к человеку проявилась в образовании социальной антропологии - раздела социологии, объектом изучения которого являются системы
примитивные
традиционные
25. В XVIII-XIX вв. понятие "культура" стало употребляться и по отношению к людям, и этим термином стали обозначать все созданное
человеком
26. В Древнем Риме под культурой понимали возделывание почвы, ее обрабатывание, позже - все изменения в природе, происходящие под воздействием
человека
27. В классификации выделяют малые группы
первичные
вторичные
28. В многообразии сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества можно выделить общие компоненты, показатели, в которых отражается содержание. К таким основным компонентам культуры, обычно, относят:
нормы
язык
ценности
29. В освоении ролевых функций Дж.Мид выделял три стадии:
имитацию
проигрывание
групповое членство
30. В самом общем виде ________ представляет собой процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.
социализация
31. В современной науке личность определяется через более широкое, родовое понятие - "человек", а затем перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще, в соответствии с подходом к определению личности
формально-логическим
32. В современной науке личность определяется через диалектику общего, особенного и единичного, вследствие чего личность предстает как особенное, взятое в социальном аспекте, в соответствии с подходом к определению личности
диалектико-логическим
33. В современной науке существуют два подхода к определению личности:
формально-логический
диалектико-логический
34. В социологии существуют два основных конкурирующих подхода к изучению общества:
функционалистский
конфликтологический
35. В социологической интерпретации предстает в виде системы взглядов, идей, выражающих конкретные интересы больших общественных групп: народов, классов, обществ, социальных движений
идеология
36. В теориях "социальных __________" общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы.
групп
37. Важной особенностью социологического подхода к личности является то обстоятельство, что личность рассматривается на двух уровнях анализа:
микросоциологическом
макросоциологическом
38. Взаимодействие личности и общества - это взаимосвязанный процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с другой - воздействия на индивида самой социальной _____________ и среды обитания.
системы
39. Включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми, культура
нематериальная
40. Впервые понятие социологии культуры было введено в социологическую науку
М.Адлером
41. Все обычаи, существующие в обществе, можно разделить на две группы: образцы поведения, которым
рекомендуется следовать в соответствии с правилами хорошего тона и вежливости
должны следовать во взаимодействиях с другими людьми, ибо они затрагивают жизненно важные интересы членов общества, обеспечивая безопасность и социальный порядок, само существование социальной общности как целостности
42. Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории
общества
43. Выделял в Я "социальное Я", которое было тем, чем признают данного человека окружающие, один из основоположников теории "зеркального Я" -
У.Джеймс
44. Выделяют два основных вида культуры:
материальную
духовную
45. Главная особенность социально-исторического детерминизма состоит в том, что его объектом является деятельность людей, которые в то же время выступают _____________ деятельности.
субъектом
46. Группа с большим числом членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов, - это
большая группа
47. Гуманитарные науки изучают человека как ______________ существо.
общественное
48. Динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией характеризуется общество
открытое
49. Для обозначения процесса, в ходе которого группы людей с различными культурами, вступая в непосредственные продолжительные контакты, усваивают элементы другой культуры, применяется термин
«аккультурация»
50. Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность _________, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами.
группировок
51. Изучение слов языка обеспечивает взаимопонимание людей, тем самым язык служит важнейшим средством ___________, а также хранения и передачи (трансляции) информации из поколения в поколение.
коммуникации
52. Индивид становится личностью в процессе освоения ____________ функций и развития самосознания.
социальных
53. Исторически сложившаяся группа человечества, характеризующаяся общими наследственными признаками, обусловленными единством происхождения и областью расселения, - это
раса
54. К номинальным группам относятся группы
условные
статистические
55. К.Поппер различает два типа обществ, в основе различий между которыми лежит ряд факторов, и, прежде всего, отношение социального контроля и свободы индивида:
закрытые
открытые
56. Ключевое понятие ролевой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. в работах
Э.Дюркгейма
М.Вебера
57. Конфликтологический подход к изучению общества был сформирован на основе произведений
К.Маркса
58. Критерием социальной активности выступают ___________ деятельности.
результаты
59. Культурное ___________ представляет собой процесс эволюционного развития культуры в форме ее циклического воспроизведения, сочетающего устойчивость, преемственность, изменение и развитие.
воспроизводство
60. Личность рассматривается как исполнитель конкретной социальной роли на уровне анализа
микросоциологическом
61. Материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. представлена культура
материальная
62. Механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способов поведения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, - это
традиции
63. Мир ценностей может выступать в виде
стихийно сложившихся представлений, убеждений, мнений
строгой, логически обоснованной, аргументированной доктрины - в виде идеологии
64. Мнение, что для того, чтобы понять личность, необходимо спроецировать на нее культуру данного общества, высказал
Э.Дюркгейм
65. Модель социальной реальности может быть представлена по крайней мере на двух уровнях
макросоциологическом
микросоциологическом
66. Мысль: "Перефразируя древнюю поговорку, можно сказать: "Скажи мне, к каким социальным группам ты принадлежишь и каковы твои функции в пределах каждой из этих групп, и я скажу, каково твое социальное положение в обществе и кто ты в социальном плане", - высказал
П.А.Сорокин
67. На макросоциологическом уровне анализа используются понятия
«нормативная (базисная) личность»
«модальная личность»
68. Небольшая по размерам группа, в которой отношения выступают в форме непосредственных личных контактов и члены которой объединены общей деятельностью, что является основой для возникновения определенных эмоциональных отношений, особых групповых норм, ценностей, способов поведения, - это
малая группа
69. Некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий, - это
агрегация
70. Неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида называется
индивидуальностью
71. Общество как "объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность", определял
Н.Смелзер
72. Общество как результат органического развития моральных чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию, наконец, все человечество, определял
Огюст Конт
73. Общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами, понимал
Аристотель
74. Общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанным на традиции способом социокультурной регуляции, называется
традиционным
75. Общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации, называется
сложным
76. Общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться, называется
простым
77. Общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг, называется
постиндустриальным
78. Общности людей, которые способны к самодеятельности, т.е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их и стремятся их удовлетворить совместными организованными действиями, - это
реальные группы
79. Ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе, - это ролевое(ый)
ожидание
80. Основатель социологии Огюст Конт определял общество как двоякого рода реальность: как
автоматически действующий "механизм", состоящий из взаимосвязанных частей, элементов, "атомов" и т.д.
результат органического развития моральных чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию, наконец, все человечество
81. Основные положения ролевой теории личности были сформулированы
Дж.Г.Мидом
82. Особой формой нравов является _________ - абсолютный запрет, накладываемый на какое-нибудь слово, предмет, действие.
табу
83. Осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых называют
ценностной ориентацией
84. Относятся к одному объекту и в обыденной речи употребляются как синонимы уже в течение более двух тысяч лет понятия
«человек»
«личность»
85. Первые попытки создания социологической теории групп были предприняты в конце XIX - начале XX веков
Г.Тардом
Э.Дюркгеймом
Г.Зиммелем
86. Под термином "социальный индивид" - представитель рода, обладающий своеобразными психофизическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации, понимается в
психологии
87. Позиция индивида в обществе, обусловленная выполняемыми им профессионально-должностными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями, - это статус
профессионально-должностной
88. Положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью, - это статус
социально-классовый
89. Понимание личности как продукта культуры характерно для уровня анализа
макросоциологического
90. Понятие "социальное действие" для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей, разработал и ввел в научный оборот
М.Вебер
91. Понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру, - это
язык
92. Правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций, - это
социальные нормы
93. Признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я считал американский социолог и социальный психолог.
Ч.Х.Кули
94. Принадлежность к той или иной нации - это
национальность
95. Принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры, - это личность
нормативная (базисная)
96. Происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и вариации физического строения и т.д. изучает
антропология
97. Разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем за поведением ее членов, - это
первичная группа
98. Рассматривая проблему человека, социология взаимодействует, прежде всего, с другими общественными и гуманитарными науками. Укажите соответствие между этими науками и тем, как они рассматривают человека.

социальная психология <=> так же, как и социология, изучает человека и его сообщества, но при этом решает ряд только ей присущих проблем. Например, каким образом человек становится личностью, каким образом он может реализовать свои личностные качества, структуру личности, проблемы межличностного общения и взаимодействия и т.д.

психоанализ <=> рассматривает роль и значение в поведении человека инстинктивных влечений, находящихся за порогом сознания, прежде всего сексуальных инстинктов, их взаимодействие с сознательным началом в психике человека

социальная антропология <=> раздел социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные системы

социология <=> рассматривает человека как высшую ступень развития живых организмов на Земле, субъекта общественно-исторической деятельности и культуры
99. Реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке, - это
референтная группа
100. Ролевой _______ - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами.
конфликт
101. Роль и значение в поведении человека инстинктивных влечений, находящихся за порогом сознания, прежде всего сексуальных инстинктов, их взаимодействие с сознательным началом в психике человека, рассматривает
психоанализ
102. Ряд только ей присущих проблем (например, каким образом человек становится личностью, каким образом он может реализовать свои личностные качества, структуру личности, проблемы межличностного общения и взаимодействия и т.д.) решает
социальная психология
103. Свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (человека, группы людей, общества) называют
ценностью
104. Система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней, - это
субкультура
105. Систему взглядов о правильном и неправильном поведении, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном или непозволительном, представляют собой
нравственные нормы (нравы)
106. Сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества, называется
индустриальным
107. Смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа исследует
философия
108. Совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения, - это
номинальная группа
109. Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности, - это
социальная группа
110. Совокупность людей, с которыми обращаются иначе, чем с другими членами общества, из-за характерных для них физических и культурных особенностей, - это
этническое меньшинство
111. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым
набором
112. Совокупность установленных обычаем действий, включая речевое поведение, которые в символической, упорядоченной форме воспроизводят связь индивидов, социальных групп, общества в целом с наиболее значимыми для них социальными явлениями: ценностями, институтами, историческими событиями, людьми, природными объектами и т.д., - это
ритуалы
113. Социальная ______ в организации - это форма построения социальной организации, когда социальные позиции и роли "нижнего" уровня контролируются "верхними" уровнями.
иерархия
114. Социальная ________ - это определенная общность, объединяющая некоторое множество индивидов, создающих некоторую систему отношений для достижения взаимосвязанных специфических целей и формирующих высокоформализованные структуры.
организация
115. Социальная ________ - это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (обществом, группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя их достижения различные средства - экономические, социальные, политические и идеологические.
деятельность
116. Социальная __________ - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.
роль
117. Социальная __________ - это структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование.
система
118. Социальная ___________ - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса.
общность
119. Социальная ___________ - это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.
группа
120. Социальная ___________ организации представляет собой совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь, отношений власти и подчинения.
структура
121. Социальная _____________ - это определенный способ связи и взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей.
структура
122. Социальная группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер, - это
вторичная группа
123. Социальная позиция (статус) - соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными ___________ с вытекающими из них правами и обязанностями.
функциями
124. Социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами, - это статус
достигнутый (достигаемый)
125. Социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий, - это статус
предписанный
126. Социальная роль, обычно, рассматривается в двух аспектах:
ролевого ожидания
ролевого исполнения
127. Социальная среда - это совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и ____________ личности.
поведение
128. Социальная среда личности определяется отношениями на уровне ____________ в целом.
общества
129. Социально-исторический ___________ - один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений.
детерминизм
130. Социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности характеризуют с помощью понятия
«ценность»
131. Социальное ___________ - это любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в определенный период времени.
взаимодействие
132. Социальное положение как место, занимаемое индивидом в социальном пространстве, определил
П.А.Сорокин
133. Социальные _______________ - это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.
отношения
134. Социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, между обществом и природой, изучает социология
культуры
135. Социальные отношения являются отражением общественных отношений и включают в себя два уровня:
социальный
психологический
136. Социальные связи - это связи, взаимодействия ___________, преследующих определенные цели в конкретных условиях места и времени.
индивидов
137. Социальный _______ - это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
институт
138. Социальный _____________ - это отдельный, обособленный член социальной общности.
индивид
139. Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических ___________ его членов на конкретном историческом этапе, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни.
потребностей
140. Социологическую теорию бюрократии разработал
М.Вебер
141. Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе, называют
культурой
142. Спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо одного вида - это
квазигруппа
143. Среди множества статусов определяет и самоопределяет место индивида в системе социальных отношений статус
главный (основной)
144. Среди современных концепций общества выделяется "___________" теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними.
атомистическая
145. Статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм, характерны для общества
закрытого
146. Те свойства, явления, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человеческие сообщества от мира животных, обозначают термином "____________".
культура
147. Термин индустриальное общество, подчеркивая его новый технической базис, ввел
А.Сен-Симон
148. Тип личности, наиболее распространенный на данной территории, человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества (общности), - это личность
модальная
149. Тип этноса, исторически складывающийся и воспроизводящийся на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада и сознания единства и отличия от подобных образований (самосознания), - это
нация
150. Типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения, прежде всего, отношения собственности, предложил
К.Маркс
151. Типология обществ, в которой критериями выступают число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения), делит все общества на
простые
сложные
152. То, что "...вне группы история нам не дает человека. Абсолютно изолированного человека, живущего вне общения с другими людьми, мы не знаем. Нам всегда даны группы…", - отмечал
П.А.Сорокин
153. То, что общество - это множество противоречивых групп, классов, осуществляющее коллективные усилия по реализации проблем справедливости, считал
Прудон
154. То, что общество - это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой, считал
Сен-Симон
155. То, что общество представляет собой взаимодействие индивидов, считал
Г.Зиммель
156. Укажите соответствие между выделенными Дж.Мидом стадиями в освоении ролевых функций и их содержанием

имитация <=> механическое повторение

проигрывание <=> переход от одной роли к другой

ролевой конфликт <=> столкновение ролевых требований, предъявляемых к человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей

групповое членство <=> освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы
157. Укажите соответствие между классифицируемыми ролевыми конфликтами и примерами их проявлений

конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими <=> преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход

конфликт между различными аспектами одной и той же роли <=> от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества

конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей <=> среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию.

конфликт, вызванный противополож-ными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей <=> от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома

конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями <=> есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, "переступать через самих себя"
158. Укажите соответствие между понятиями и их содержанием

социализация <=> процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе

социальная организация <=> определенная общность, объединяющая некоторое множество индивидов, создающих некоторую систему отношений для достижения взаимосвязанных специфических целей и формирующих высокоформализованные структуры

социальная структура организации <=> совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных отношений между членами организации, в первую очередь, отношений власти и подчинения

формальная организация <=> способ социальной организованности, при котором социальные позиции и взаимосвязи между ними четко определены установлениями независимо от личностных характеристик членов, занимающих эти позиции
159. Укажите соответствие между учеными и их пониманием общества

Дж.Девис <=> общество - совокупность действующих личностей и отношений между ними

Г.Зиммель <=> общество представляет собой взаимодействие индивидов

К.Маркс <=> общество - это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие.

Н.Смелзер <=> общество - "объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность"
160. Укажите соответствие между формой семейной организации и ее характеристикой

семья <=> группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности

нуклеарная семья <=> в ней всего два поколения: родители и дети.

родственная семья <=> основывается не только на супружеских отношениях людей, но и на кровном родстве большого числа ее членов. Это клан родственников с их супругами и детьми

расширенные семьи <=> состоят из супружеской пары с детьми и кого-либо из родственников мужа или жены, проживающих в одном домохозяйстве
161. Укажите соответствие между формой супружества и ее характеристикой

моногамия <=> брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время)

полигамия <=> форма брака, при которой практиковалось более одного партнера в супружестве

полигиния <=> многоженство

полиандрия <=> одна женщина имеет несколько мужей
162. Укажите соответствие между фундаментальными потребностями общества и созданными для их удовлетворения определенными социальными институтами

потребность в воспроизводстве рода <=> институт семьи и брака

потребность в безопасности и социальном порядке <=> политические институты, государство

потребность в добывании средств существования <=> экономические институты, производство

потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров <=> институты образования, включая науку и культуру

потребность в решении духовных проблем <=> институт религии
163. Укажите соответствие между функциями семьи и их содержанием

репродуктивная функция <=> биологическое воспроизводство населения

социально-статусная функция <=> предоставление члену семьи в качестве наследия некоторых статусов, близких к статусу его семьи, и в ролевой подготовке ребенка к статусам его родителей и родственников

экономическая и хозяйственно-бытовая функции <=> обеспечение материальных, хозяйственно-бытовых потребностей членов семьи, организации и ведения общего хозяйства

эмоциональная функция <=> удовлетворение эмоциональных потребностей, таких, в частности, как интимное общение (любовь, забота и т.п.)

функция сексуального регулирования <=> упорядочение естественных сексуальных потребностей

социализация детей <=> подготовка их к выполнению необходимых социальных ролей и успешному функционированию в обществе
164. Укажите соответствие между функциями социальных институтов и их содержанием

функция закрепления и воспроизводства общественных отношений <=> каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов. Тем самым обеспечивается устойчивость социальной структуры общества

регулятивная функция <=> состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения

интегративная функия <=> включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп

транслирующая функция <=> состоит в передаче социального опыта новым членам общества, стремлении привить им нормы повиновения и лояльности

коммуникативная функция <=> проявляется в распространении необходимой информации как внутри данного института, так и на другие институты
165. Укажите соответствие между ценностями, входящими в систему ценностей социального субъекта, и их содержанием

универсальные ценности личного развития <=> чувство собственного достоинства, стремление к образованию, свободному развитию своих способностей, беспрепятственный доступ к общечеловеческой культуре, свобода творчества и самореализации, ценности национального языка и культуры и т.д.

партикулярные ценности традиционные <=> любовь и привязанность к "малой Родине", своему коллективу, семье, равенство имущественного положения, традиционное уважение к лидерам, дисциплина как исполнительность и др.

партикулярные ценности религиозные <=> вера в Бога, стремление к абсолютам, дисциплина как добропорядочность и служение Богу и др.

партикулярные ценности урбанистические <=> личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, соревнование в труде и таланте, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни, поиск сферы приложения своих сил и способностей, новых видов жизненных благ и др.
166. Унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов, - это
обычаи
167. Установите соответствие между выделенными Т.Парсонсом основными функциями, без осуществления которых система не может существовать, и их содержанием

адаптация <=> потребность приспособления к окружающей среде

целедостижение <=> постановка задач, стоящих перед системой

интеграция <=> поддержание внутреннего порядка

поддержание образца взаимодействий в системе <=> возможность воспроизводства структуры и снятия возможных напряжений в социальной системе
168. Установите соответствие между учеными и выделенными ими типологиями обществ

К.Маркс <=> первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая общественно-экономические формации

К.Поппер <=> закрытое общество - открытое общество

Г.Зиммель <=> общество представляет собой взаимодействие индивидов

Д.Белл <=> традиционное (доиндустриальное) - индустриальное - постиндустриальное общество
169. Фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус), - это ролевое(ая, ый)
исполнение
170. Целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения - это
личность
171. Ценностно-нормативное содержание культуры выступает в качестве _____ человеческого поведения.
регулятора
172. Человека как высшую ступень развития живых организмов на Земле, субъекта общественно-исторической деятельности и культуры рассматривает
социология
173. Этническая и социальная общность, которая исторически следует за племенем и предшествует нации, - это
народность

Августин утверждал, что…

Люди – свободные существа, в мире нет фатальной зависимости от Бога

Люде не равны, и это предопределено Богом

Все люди равноправны

Бог сделал людей равными, но они своими действиями нарушили его заповедь

Автором концепции «социального обмена» является…

Т.Парсонс

Дж.Хоманс

Р.Миллс

Р.Мертон

Агентом вторичной социализации является…

Друг

Бабушка

Куратор студенческой группы

Отец

 

Бюрократ ориентирован исключительно на личные достижения в своей карьере, забывая при этом о целях организации. Его поведение является девиантным и относится к…

Новаторству

Творчеству

Ритуализму

Конформизму

Бланкетные (коллизионные) нормы исследуются в рамках…

Антропологии

Юриспруденции

Религиоведения

Социологии

Бюрократия есть «царство секретности и некомпетентности», средоточие «ужасающего паразитирования», – полагал …

Ж.Деррида

М.Вебер

К.Маркс

И.Ильин

 

В социологии Г.Спенсера в качестве критерия общественного прогресса рассматривается…

Развитие науки

Дифференциация и интеграция общественной системы

Развитие личности

Развитие производительных сил общества

В результате глобализации возникли новые организации, в том числе… (двойной)

Некоммерческие организации

Мегаполисы

Транснациональные организации

Корпоративные сети

Вид ролевого конфликта, который характерен для ситуации, когда индивиду в силу обстоятельств приходится выбирать между необходимостью выполнять служебные обязанности и прийти на помощь другу, оказавшемуся в беде, – это…

Внутриролевой конфликт

Межролевой конфликт

Конфликт принадлежности

Межличностный конфликт

В организационный план социологического исследования не включается… (двойной)

Финансовое обеспечение исследования

Определение объекта и предмета исследования

Кадровое обеспечение исследования

Выдвижение гипотезы исследования

В социологии термином «личность» обозначается…

Всякий человек с момента рождения

Представитель вида Homo sapiens

Каждый, живущий в обществе и прошедший социализацию

Девиант

В отличие от развитых западноевропейских стран в России небольшая прослойка «среднего класса». Определите процентное содержание этого класса в сравнении с богатыми и бедными слоями – …

13-15%

40%

3%

70%

В современной социологии к категории «синих воротничков» не относят две следующие профессиональные группы:

Технических специалистов

Топ-менеждеров

Продавцов

Высококвалифицированных рабочих

В современной социологии к категории «синих воротничков» не относят две следующие профессиональные группы:

Топ-менеждеров

Технических специалистов

Рабочую «аристократию»

Высококвалифицированных рабочих

В соответствии в концепцией К.К.Платонова иерархической структуры личности «подструктура опыта» включает в себя…

Умения, знания, привычки

Эмоции и чувства

Убеждения, мировоззрение, интересы

Половые и возрастные свойства

В исследовательский документ «дневник наблюдений» не входит…

Оценка инструментария и процедур

Действия наблюдателя

Ход наблюдения

Гипотеза исследования

В теории девиантности Р.Мертона «ритуализм» – это…

Когда человек не согласен ни с целями, ни со средствами достижения

Действия человека, который не согласен с целями общества, но согласен с институциональными средствами достижения целей

Когда человек согласен и с целями, и со средствами достижения

Когда человек согласен с целями, но не согласен с институциональными средствами их достижения

В современных условиях усиливается влияние России на мировой арене в…

Сфере сельского хозяйства

Сфере производства металла

Энергетической сфере

Сфере высоких технологий

В социологии термином «личность» обозначается…

Девиант

Каждый, живущий в обществе и прошедший социализацию

Представитель вида Homo sapiens

Всякий человек с момента рождения

В конфликтологических теориях санкция рассматривается как…

Внешнее и принудительное воздействие

Внутреннее побуждение индивида

Позитивное предписание

Самоопределение индивида

В концепции Т.Парсонса процесс сохранения ценностных образцов и регулирования напряжения, являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется…

Адаптацией

Интеграцией

Латентностью

Изоляцией

Впервые идея разделения групп на первичные и вторичные была обоснована…

Дж.Мидом

Г.Тардом

Ч.Кули

В.Парето

В рамках символического интеракционизма социальное взаимодействие основано на таком факторе, как…

Разделение труда

Самость

Солидарность

Дисфункция

Влияние этноцентризма на людей проявляется в…

Побуждении к созиданию

Укреплении ощущения единства в группе и отдалении людей друг от друга

Поощрении девиации и наказании конформности

Усилении неприязни и разъединении людей

Включенное наблюдение – это…

Целенаправленное наблюдение

Единственный метод, который можно применять в «закрытых» группах

Метод исследования, когда социолог является членом группы, которую исследуют

Наблюдение, результаты которого документируются

В социологии М.Вебера идеальный тип господства, обусловленный обычаями, привычками, верой в законность издревле существующих порядков, называется…

Традиционный

Легальный

Патриархальный

Харизматический

Внимание индивида в ходе контакта обмена концентрируется на…

Интерпретации ситуации обмена другим индивидом

Другом индивиде, вступающем в обмен

Субъективно значимых характеристиках ситуации обмена

Предмете обмена

Впервые в социологии разработал концепцию массового поведения – …

Г.Тард

Э.Дюркгейм

К.Маркс

М.Вебер

Вручение Нобелевской премии Мира может выступать примером…

Формальных негативных санкций

Неформальных позитивных санкций

Неформальных негативных санкций

Формальных позитивных санкций

В описанные Т.Парсонсом характеристики, присущие любой социальной роли, не входят…

Потребности

Степень эмоциональности

Формализация

Способы получения информации

В концепции личности Дж.Мида комплекс ожиданий, установок, ценностей группы, усвоенных индивидом, на которые он ориентирует свое поведение, обозначается как…

«Вытесненные другие»

«Значимые другие»

«Зависимые другие»

«Обобщенные другие»

 

Вид социального взаимодействия, при котором индивид выделяет в своем социальном окружении определенного человека или группу людей, называется…

Пространственный контакт

Контакт обмена

Социальное отношение

Контакт заинтересованности

В социологии О.Конта в качестве критерия общественного прогресса выделяется…

Развитие науки и формирование позитивного мышления

Дифференциация и интеграция общественной системы

Развитие личности

Развитие производительных сил общества

 

 

Государство отличается от общества тем, что…

Имеет территориальные границы и публичную власть

В обществе преобладают частные интересы, в государстве – общие

В любом государстве есть столицы, в время как существую деревенские общества

Обязательно присутствует элемент насилия

Группа, члены которой принимают участие в основной культуре общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей, называется…

Субкультурой

Внутренней культурой

Человеческой культурой

Формальной культурой

Государство отличается от общества тем, что…

В любом государстве есть столицы, в то время как существуют деревенские сообщества

В сообществе преобладают частные интересы, в государстве – общие

Обязательно присутствует элемент насилия

Имеет территориальные границы и публичную власть




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.