Кэти сказала мне, что она встречалась со мной только потому, что об этом попросила ее знакомая, и потому, что ей доставляет радость рассказать о своей работе людям, которые этим интересуются. Узнав немного больше друг о друге за ланчем, Кэти поделилась со мной еще некоторыми толкованиями характера человека, которые может объяснить индекс Колби. Указывая на мою таблицу, она сказала: "Если бы Вы сейчас учились в школе, на Вас бы навесили клеймо "склонного к нарушению порядка" и, возможно, Вам бы давали лекарства для того, чтобы успокоить".
"Вы согласны с таким лечением?" - спросил я.
"Нет, не для всех детей, - ответила она. - Я думаю, что навешивание на детей ярлыков и лечение их лекарствами - это двойное отрицательное влияние, и оно наносит вред их естественным способностям и самооценке. Они теряют веру в себя. Если бы Вы подверглись такому лечению в детском возрасте, то Вы, возможно, никогда бы уже не нашли свою дорогу в жизни. Никогда бы не написали свою книгу и не добились бы успеха, который имеете.
"С другой стороны, возможно, ничего бы Вас не удержало", -продолжала Кэти.
"Дело в том, что сегодняшняя школьная система назвала бы Вас "проблемным учеником", учеником, не вписывающимся в общий порядок. Это не значит, что Вы не можете учиться, а значит, что вы не можете обучаться по той методике, которая существует в школе. Вам повезло, что Ваш папа понимал это. Я знаю, что Вы называете своего отца-учителя "бедным отцом", но во многом он обогатил вашу жизнь. Во многом вы добились успеха, благодаря Вашему бедному отцу. Он был достаточно умен, чтобы позволить Вам заниматься с богатым отцом и поощрять тот стиль учебы, который Вам удавался лучше, хотя и не был (как Вы сами признаете) самым симпатичным".
Кивнув, я сказал: - "Он на самом деле не был приятным, - и, помолчав, добавил, - и как же Вы определяете успех?".
Кэти улыбнулась и сказала: "Успехом я называю свободу быть самим собой. Именно это сделал для Вас Ваш папа. Он уважал "Вас и даровал свободу быть собой".
"Многие люди попадают в ловушку, пытаясь быть теми, кем хотят их видеть родители или общество, но я не думаю, что это будет реальный успех, независимо от того, насколько богатыми и могущественными Они станут. Человек всегда ищет свободы быть самим собой. Если мы не боремся с кем-либо, или с чем-либо, что заставляет нас действовать против своей сущности, то мы теряем самоуважением и отрицаем свою одаренность".
"Вот, - сказал я, - я бы никогда не добился успеха, если бы пошел по стопам своего отца. В старших классах я был аутсайдером. Я не мог сойтись ни с учениками, ни с учителями".
"Но, я уверена, что Вы любили детских сад", - сказала Кэти с усмешкой.
"Да, любил, - ответил я, - а почему Вы это поняли?".
Указывая на мою карточку, Кэти сказала: "Для людей с такой длинной линией Исполнения, как Ваша, детский сад — это замечательно. Исполнители любят все трогать и строить. Ваше Быстрое Начало перешло в стадию экспериментирования с новыми предметами и вещами. И вы не были ничем скованы. Подходит, не так ли?". Кивнув, я сказал: "Да, подходит. До сих пор я люблю строить что-то новое. Мне нравится вкладывать деньги в недвижимость потому, что я могу увидеть, потрогать и почувствовать все это. Я всегда говорю, что никогда не перестану играть в Монополию. Я люблю процесс игры".
Кэти улыбнулась и указала на следующий раздел моей карточки: "А вот потом, в младших классах школы, стали добиваться успехов дети с отличным от Вашего складом характера".
"А почему так произошло?" - заинтересовался я.
"Потому что в этот период исчезли игрушки и кубики, а появились порядок и аккуратность". Порядок и аккуратность? - сказал я, - А какое отношение к образованию имеют эти понятия?". Кэти опять улыбнулась и произнесла: "Насколько я могу судить, порядок и аккуратность - не самые ваши сильные черты".
"Конечно, нет. Но разве это могло повлиять на мою успеваемость в школе?" - спросил я.
"Конечно, - заверила Кэти. - В школе вы уже не процветали, как в детском саду, я в этом уверена".
"Верно, - сказал я. - В первом классе я начал драться. И именно тогда учителя начали называть меня "проблемным учеником" из-за моих постоянных драк".
"Вот что может произойти, когда забирают игрушки и кубики. Мальчишки без игрушек часто придираются друг к другу".
"В моей школе так и было, - сказал я. - Но почему другие мальчишки были на хорошем счету в этот период?".
"Потому, что на этой стадии развития важны порядок и аккуратность. Теперь вы должны сидеть рядами, а не на полу или группой вокруг стола. Вместо размазывания красок теперь учитель обращает внимание на почерк и чистописание. Теперь от вас хотят, чтобы вы писали на строчке, по линейкам. Учителя любят маленьких девочек, чистеньких и в оборочках и мальчиков, которые соблюдают строчки и не пачкаются. Я не думаю, что вы были одним из таких мальчиков, которые одеваются, чтобы произвести впечатление на учителя, не правда ли?" - спросила Кэти с усмешкой.
"Конечно, нет. Еще хорошо было, что я жил как раз напротив школы, меня все время посылали домой переодеваться, т. к. я часто был перепачкан грязью. Я всегда находил способ, чтобы поскользнуться и упасть в лужку".
"В этом периоде школьной жизни вы уже начали ощущать себя другим?" - спросила Кэти.
"Не в первом классе, но уже к третьему классу я начал замечать некоторые отличия, - ответил я. - Я видел, что у учителей появились любимчики. Была одна девочка и один мальчик в третьем классе, которые, в конце концов, в старших классах стали лидерами. Сейчас они женаты. Уже в третьем классе было видно, что это - звезды. Они были симпатичными, умными, хорошо-одетыми, популярными и прилежными учениками".
"Звучит так, как будто школа вылепила их. А как они теперь? Добились они успеха, которого желали для себя в жизни?" - спросила Кэти.
"Я точно не знаю, но думаю, что да. Они никогда не покидали города, в котором выросли. Их уважают в обществе, и они пользуются популярностью, как всегда. Я думаю, что они добились успеха".
"Все для них складывалось идеально. Мне кажется, они имели свободу на протяжении всей жизни и в своем браке. Они имели свободу быть самими собой" - сказала Кэти.
"А что же происходит после третьего класса? - спросила я, - в заколдованном девятилетнем возрасте".
"С этого возраста и дальше преуспевают дети, которые способны запоминать материал. Все наша система с четвертой по двенадцатую ступень разработана для них. Некоторые дети инстинктивно нацеливаются на запоминание имен, мест и дат. Такой подход к изучению материала хорошо вознаграждается", - сказала Кэти.
Кэти объяснила, что с девятилетнего возраста и далее учеников оценивают по сериям разного рода тестов. Вы проходите тестирование по правописанию, на запоминание таблицы умножения, вы считаете количество книг, которые вы прочитали, и доказываете это, вспоминая факты из этих книг.
Я рассказал ей о теории Рудольфа Стейкера, по которой учителя уже с этого, 9-летнего возраста могут сказать как будет учиться ребенок дальше по этой системе. Я сказал: "К девяти годам я уже знал, что я не буду яркой звездой. Они забрали мои кубики навсегда".
Кэти рассмеялась: "Да, такой человек как Вы всегда скучает по кубикам. Вы впадаете в расстроенные чувства от того, что вам нужно все запоминать: факты, цифры и т. д., и используете различные пути, чтобы обойти эту "глупую" школьную систему". *
"И учителя знают это", - сказал я. - Вот почему многие дети получают ярлыки "умных", "глупых", "беспокойных" уже в самом начале школьной карьеры".
Кэти грустно кивнула. "Большинство школьных учителей имеют хорошие способности к запоминанию и к доведению любой работы до конца. А люди склонны называть других людей, чьи способности схожи с их способностями "умными". Конечно, это не имеет ничего общего с умом, но для учителей ценность их способностей - это "темное место". Их способности востребованы в школьной системе, образовательная система - это их естественный дом, им она нравится. Поэтому система образования продолжает акцентировать внимание на способах запоминания материала и делит детей в зависимости от того, могут они его выучить или нет. Вот почему у нас существует так много видов "неспособных" к учебе" -подвела итог Кэти.
"Не слишком-то умно", - сказал я. - Мы располагаем устаревшей школьной системой с неспособностью учителей к обучению, а не "неспособных детей". И я эту систему ненавидел" - добавил я с горечью.
"Но вы ведь любите учиться, не так ли?" — спросила Кэти.
"Да, люблю. Я посещаю семинары, читаю книги, постоянно слушаю записи. Я по-настоящему радуюсь, когда нахожу что-нибудь новое и необычное. Мне нравится изучать то, что я сейчас исследую.
Но, по некоторым причинам, я просто терпеть не мог школу. И как же Вы можете сказать, что я люблю учиться, если я ненавидел школу?" -сказал я.
Кэти указала на результаты моего тестирования по индексу Колби. "Вы видите это?" - спросила она. В разделе под названием "Возможная карьера" шел этот список.
Возможные пути карьеры.
- менеджер спорта;
Актер;
- - имидж мейкер;
- альтернативный педагог мастер ручной работы;
- - врач-травматолог;
- защитник окружающей среды;
- - реквизитор; декоратор;
- ученый-физик;
- - изобретатель;
- владелец ресторана;
- - мастер спецэффектов;
- каскадер, трюкач;
- - продюсер телевидения;
- исследователь живой природы;
-
- маркетолог.
Кэти указала на профессию под названием "альтернативный педагог".
"Все люди этой профессии, которых я встречала, обычно активно учатся. Они просто не вписываются в структуру традиционного образования".
"Верно, - ответил я. - Я регулярно посещаю семинары. Я посещаю их чаще, как занятия в колледже потому, что после окончания курса мне не нужен сертификат или диплом. Мне нужна только информация".
"Какие из возможных профессий вы бы выбрали? — спросила Кэти.
Я просмотрел список и сказал: "Мне нравятся все, за исключением врача-травматолога и владельца ресторана".
"Есть ли этому объяснения?" - спросила Кэти.
"У меня уже был опыт работы в этих областях. Я видел достаточно крови и травм во Вьетнаме, а мой богатый папа владел рестораном. Но я бы мог быть адвокатом и у меня была компания по альтернативному обучению в течение 10 лет. Я люблю обучать. Сейчас я все еще создаю прототипы, я развиваю собственность. Я создал и запатентовал многие вещи. На самом деле, я люблю развивать что-то новое. Мне нравится реклама и выпуск рекламы для TV. Так что я могу сказать, что в Вашем списке много того, что я уже сделал или чем я интересуюсь".
Некоторое время мы сидели молча, обдумывая то, что уже обсудили. Я был доволен потому, что мне нравится узнавать новое и потому, что выяснил, почему я не приживался в школе. Взглянув еще раз на свой результат по индексу Колби, я спросил: "Значит люди, которые хорошо учились в школе после третьего класса, приблизительно в девять лет, — это люди, у которых хорошие способности запоминания и доведении работы до конца?".
"Да, - сказала Кэти, - у Вас потому начались неприятности в школе, что у Вас забрали игрушки и кубики, и Вы не имели больше возможности учиться в игре. Физически Вы находились в классе, но Ваш ум был далеко, где-то за окном".
"Да, это было так, - сказал я. - Мне было скучно, я не мог дождаться окончания школы, чтобы попасть, наконец, в реальный мир".
"Это в Вас говорит желание "быстрого начала", - сказала Кэти, - обладая энергией "воплощения в жизнь" и "быстрым началом". Вы имеете навыки для строительства осязаемых вещей, таких как Ваши игры, книги. Ваш бизнес. Вот почему производство нейлоновых бумажников и многое другое привело Вас к успеху. Вы -прирожденный предприниматель с духом первооткрывателя.
Об этом свидетельствуют результаты тестирования. Вы обладаете талантом и любите приключения. Вы не предприниматель в традиционном смысле слова. Вы черпаете энергию из того, что Вы первооткрыватель".
"Поэтому мне так тяжело объяснить, что я делаю, ведь я на десять лет опережаю время. Я создаю продукт для рынка, которого еще нет", - добавил я.
"Да, - сказала Кэти. Вы всегда нацелены на будущее, и создаете товар и бизнес сегодня, но для будущего. Вы всегда будете опережать время.N "Вот почему я всегда спорю с людьми, которые оперируют фактами", - сказал я. - Они хотят, чтобы были факты и цифры, а у меня всего этого пока нет, потому что будущее еще не наступило".
Кэти кивнула и засмеялась. "Да, я бы сказала, что неминуемы стычки между людьми с Вашим способом действия (МО) с теми, кто ищет детали и факты или доводит всю работу до конца. Как я уже говорила, Вы, вероятно, имели проблемы в школе, т. к. большинство учителей настаивают на объяснениях при помощи фактов и доведении работы до конца. А тому и другому вы естественно сопротивлялись".
"Вы знаете, все это обретает для меня все больший смысл. Я ведь, по правде говоря, уважал большую часть учителей, но всегда знал, что я с ними не на одной странице, а сейчас понял, что и не в одной книге".
Кэти рассмеялась и сказала: Недавно на одном из занятий я слышала такую шутку.
Вопрос: "Что вы называете организацией, которая занята поисками фактов?".
Ответ: "Университет".
Я усмехнулся и добавил: "А как называется организации, где обитают люди с "быстрым началом" и способностями к внедрению. И ответил: "Детский сад". А Кэти добавила: "Или dot, corn интернеткомпания". Рассмеявшись я сказал: "Вот почему так много dot corn компаний рушатся. Большинство таких компаний возглавляются людьми, не имеющими основы, фактов, не умеющими просчитать доход. Я знаю это потому, что сам когда-то так начинал. Поэтому мое первое дело провалилось. У нас был хороший бизнес, но трое из нас были новаторами, не умеющими довести дело до конца. Мы были полны энергии, легкими на подъем, но так же быстро терпели и крах. У нас не было ни фактов, ни цифр, ни умений".