Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

А, нет!



Так что бесполезно.

 

(Суджата:) Мне еще нужно перепечатать «Агенду» за целый год.

О! Агенда… Я болтаю все время. У него есть талант заставлять меня болтать — перед его приходом я решаю: «Сегодня я не буду говорить ничего», а затем… я не знаю, он ничего не говорит, он не спрашивает, и я не знаю, что происходит, но начинаю говорить![269]

Хорошо, тогда 4-го января мы начнем пересматривать перевод «Синтеза Йоги». Трудно разобрать мой подчерк?

 

(Суджата:) Нет-нет!

О, мой подчерк уже не так хорош. Когда я писала это, происходили странные вещи: однажды я вдруг почувствовала, что больше не контролирую свою руку… Как писать? И тогда я начала писать «как получится» и увидела, что это был подчерк Шри Ауробиндо! И поскольку он был неразборчивым, я сказала себе: «Вот так достижение!» [смех] Тогда я приложила много усилий, сконцентрировалась, я медленно-медленно выводила буквы, как первоклассник в школе, и тогда подчерк вернулся!

Так что, возможно, ты наткнешься на отрывки, которые не очень-то разборчивы.

Но последняя глава [«Йога Самосовершенствования»] самая длинная и трудная.

Он не закончил ее.

Он не закончил последнюю главу, он сказал мне: «Ты закончишь ее, когда я закончу свою йогу», и затем он ушел, оставив все.

Потом, несколько раз он говорил мне, что это я должна закончить эту главу — я отвечала, что у меня не хватит на это ума. Или же мне надо писать как медиум, но из меня медиум не очень-то хороший, я слишком сознательна для этого — сразу же на заднем плане пробуждается сознание и оно смотрит на явление, так что это не годится.

 

Но твоя «Агенда» — это и есть конец главы «Йога Самосовершенствования»!

 

Что же, это несколько растянутый конец! [Мать смеется] Другими словами, когда она закончится (сначала надо подождать, пока она кончится), когда она закончится, из этих записей можно будет сделать что-то — надо еще подождать! еще несколько лет.

Но это не важно, нам же не надоело, не так ли? [Суджате:] Тебе не надоело? Скажи откровенно, тебе не надоело? [смех Суджаты]. У него мне не надо спрашивать, я знаю, что он ответит: «О! это никогда не кончится, это длится слишком долго, ничего не происходит…» [смех]. Как бы там ни было, дети мои, вот как обстоят дела. Я работаю так быстро, как могу, я сама заинтересована в этом в первую очередь! Но нельзя торопиться, это невозможно. Это невозможно.

В «Савитри» Шри Ауробиндо прошел через все миры, и оказывается, что я тоже прохожу по этим мирам, не зная этого (потому что я никогда ничего не помню — слава Богу, это милость небес! я просила Господа убрать у меня ментальную память, и Он полностью ее убрал, так что я не обременена ею), но я следую этому описанию из «Савитри», не имея ментального знания о порядке миров, и в эти последние дни… Я была в этой Каши Лжи (я рассказывала тебе об этом в прошлый раз), это было действительно болезненно, и я отслеживала ее до самых тонких вибраций, идя к истоку, вплоть до того момента, когда Истина могла обернуться в Ложь — я отслеживала как это происходило. И это искажение, это изначальное Искажение такое слабое, почти неуловимое, что несколько падаешь духом и говоришь себе: «Действительно очень легко покачнуться… какая-нибудь мелочь, и можно опрокинуться в Ложь, Искажение.» И вчера мне в руки попался отрывок из «Савитри», который мне принесли — это чудо, но… это так грустно, так убого, о! я могла почти что заплакать (а меня не так-то легко заставить заплакать).

 

Мир наполнялся грозными Энергиями,

И везде, куда бы не обращал он свой взгляд в поиске помощи и надежды,

В полях и в домах, на улице, на стойбище и на рынке,

Он встречал рысканье и крадущуюся походку

Вооруженных, беспокойных, воплощенных Влияний.

Марш фигур темных обнаженных богинь

Тревожил воздух грандиозным беспокойством;

Ужасающие шаги незаметно приближались;

Угрожающие формы наводняли призрачный свет,

Зловещие существа пересекали его дорогу,

Их взгляд нес беду:

Очарование исладость, внезапные и грандиозные,

Лица, поднимавшие обольстительные уста и глаза

Приближались к нему, вооруженные красотой как ловушкой,

Но скрывали смертельный замысел в каждой черте

В секунду готовые обернуться опасностью.

Но только он различал эту скрытую угрозу.[270]

 

Задаешься вопросом… Это как что-то липкое, что окружает вас, что повсюду вас задевает; невозможно продвинуться, невозможно ничего сделать, не столкнувшись с этими черными липкими пальцами Лжи. Это было очень болезненное впечатление.

И этой ночью, как обычно, пришел Ответ. Встав утром, я уже не ясно помнила, но посреди ночи я очень хорошо знала это (это не перейти из сна в бодрствующее состояние: это выйти из одного состояния, чтобы войти в другое, и когда я выхожу из этого состояния, чтобы войти в так называемое обычное состояние, я очень хорошо помню). Это было так, как если бы меня заставили пережить СРЕДСТВО превращения этой Лжи в Истину, и это было так радостно!… Так радостно. То есть, эта вибрация аналогична радости, способной растворить и превзойти вибрацию Лжи. Это было очень важно: ни усилие, ни правильность, ни совестливость, ни жестокость, ничто из этого не оказывает никакого воздействия на эту печаль (это действительно печаль) Лжи — это что-то такое печальное, такое немощное, такое жалкое… такое жалкое. И только вибрация Радости может изменить это.

Это была вибрация, которая текла как серебряная вода — это вибрировало и текло как серебряная вода.

Иными словами, строгость, аскетизм, даже самое сильное и строгое стремление, вся суровость, все это: не дает никакого эффекта. Никакого эффекта — Ложь остается там, позади, не шелохнувшись… Но она не может сопротивляться сверканию радости. Это интересно.

 

(молчание)

В своем тексте Шри Ауробиндо говорит, что Господь соединяет противоположности, крайности, ставит их рядом, чтобы они сражались друг с другом, и изъявление этой воли и это действие вызывают у Него сардоническую улыбку (я комментирую).

 

Он достиг незаселенного пространства, не принадлежащего никому:

Каждый мог войти туда, но никто не мог оставаться там долго.

Это была ничейная земля злого воздуха,

Тесное соседство без единого дома,

Пограничная земля между миром и адом.

Там нереальность была господином Природы:

Это было пространство, где ничто не могло быть истинным,

Ибо ничто не было тем, чем претендовало быть:

Грандиозная видимость обволакивала пространную пустоту.

И все же ничто не хотело признаваться в собственном притворстве

Даже себе в своем лживом сердце:

Всеобщий обман был законом вещей;

Только этим обманом могли они жить.

Бесплотное Ничто обеспечивало

Ложность форм, которые принимала эта Природа

На мгновение делало их похожими на существующие и живущие.

Показная магия вытягивала их из Пустоты;

Они обретали форму и субстанцию, которые им были чужды

Она одевала их в цвета, которые не могли удержать, -

Отражения призрачной реальности.

Каждое радужное сияние было великолепной ложью;

Фальшивая красота украшала восхитительное лицо.

 

Ни на что нельзя было положиться в уверенности, что оно останется прежним:

Радость питала слезы, и добро оборачивалось злом,

Но никогда из зла никто не извлекал добра;

Любовь рано кончалась ненавистью, восторг убивался болью,

Истина перерастала в ложь, и смерть правила жизнью.

Могущество, которое смеялось над злыми проделками мира,

Ирония, которая соединяла противоположности мира

И бросала их в объятия друг друга для борьбы

Одели сардоническую усмешку на лицо Бога.[271]

 

Я должна подготовить одну иллюстрацию для H; я увидела образ, лицо Господа с язвительной улыбкой. И затем, после переживания этой ночи, этим утром, вдруг это выражение лица изменилось, и тогда я увидела настоящий образ, настоящую скорбь Сострадания — я не знаю, как объяснить это… Изменилась язвительная улыбка: из язвительной она сделалась горькой, из горькой сделалась скорбной, из скорбной — наполненной необычайным состраданием…

 

(молчание)

Так что можно было бы сказать, что Ложь — это скорбь Господа. А его Радость — это средство лечения всей Лжи.

Надо, чтобы Скорбь была выраженной, чтобы ее можно было устранить из творения.

И скорбь, это Ложь — скорбь Господа, скорбь в ее сущности — это Ложь.

Так что жить во Лжи — это причинять боль Господу.

Это открывает горизонты…

И Его Радость излечивает от всего.

Это проблема, увиденная с другой стороны.

Стало быть, если мы любим Господа, мы не можем причинить ему боль, и тогда мы обязательно покидаем Ложь и входим в Радость.

Это то, что я видела этой ночью. Все было серебряным. Все-все было серебряным…

Было даже видение подобных вибраций в клетках: все вибрации были серебряные, искрящиеся, волнистые, но очень регулярные и точные… (как сказать?…). Это было противостояние в клетках по отношению к Лжи; это были как маленькие вспышки серебряного света.

Но это [Ложь], это большое препятствие, крайняя трудность. Это нечто клейкое, что вошло в творение и липнет ко всему, она стала даже материальной привычкой, потому что Ложь есть не только в разуме: она есть и в Жизни, в самой Жизни. Даже в совсем неодушевленном, я не знаю… Возможно, она пришла с Жизнью? (Согласно «Савитри», истоки Лжи лежат в Жизни.) Но это так, как если бы Несознание, чтобы достигнуть Сознания, чтобы вернуться к Сознанию, избрало быть путь Лжи и Смерти вместо пути Истины.

И Ложь — это скорбь Господа.

От меня просили Послания на будущий год, но все время ко мне приходило нечто подобное, так что я ничего не сказала. Люди даже не поймут, если у вас не было такого переживания, это непонятно. И если сказать это прямо так, почти догматически: «Ложь — это скорбь Господа», то это не будет значить ничего.

Или, если сказать это буквально, это больше не будет верным.

А если сказать: «Ложь — это способ Господа быть несчастливым» [Мать смеется], то людям это покажется несерьезным.

Хорошо. Дети мои, я думаю, что время идти и делать свою работу. Я желаю вам счастливого нового года![272]

 

 


[1] См. «Агенда», том. 1, стр.144

[2] Коллективные трудности йоги.

[3] В ходе предыдущей беседы Мать внезапно прерывала свою речь, будто бы Она была на грани обморока.

[4] Есть запись этой беседы.

[5] Магнитофонная запись этого фрагмента не сохранилась.

[6] Секретари и помощники.

[7] 81. God’s laughter is sometimes very coarse and unfit

for polite ears; He is not satisfied with being Moliere,

He must needs also be Aristophanes and Rabelais.

[8] Здесь магнитофонная запись возобновилась.

[9] Старый ученик, который недавно умер.

[10] Перед кремацией — чтобы у сознания было время выйти.

[11] При следующей встрече Ученик попросил пояснить этот отрывок беседы, и Мать снова рассказала об этом переживании, добавив некоторые детали и комментарии:

 

Есть один отрывок, который не ясен для меня.

А-а!… Да, ты говорил мне об этом — ты сказал мне об этом вчера, во второй половине дня, или позавчера, я не помню. Ты сказал мне, что это не было ясно!

(Ученик делает круглые глаза)

И я снова объяснила тебе это.

Ты видишь, Шри Ауробиндо объяснял мне это, но это объяснение не было теорией: оно сразу же транслировалось в движение материи, то есть, движения форм и сил. Так я слушала его (я слушала его, мы разговаривали), и повернула голову, чтобы увидеть демонстрацию сил — того, что он говорил; естественно, одно движение, сменилось другим. которое было следствием предыдущего, и затем я начала описывать то, что видела. И в тот момент, когда я начала описывать следствия, я получила отклик (это было как некий диалог между нами, но не было разных голосов и всего того, что мы знаем физически), но качество вибрации было другим, вибрация стала… вместо того, чтобы быть супраментальной, если ты хочешь, она стала сатвической [моральной], отклик был сатвическим; то есть, было ослабление, ограничение. Это меня удивило, я обернулась и вместо Шри Ауробиндо увидела доктора, аккуратно причесанного, о! это доктор, ты знаешь, супер-доктор! Но это был он, то есть, в самом лучшем своем состоянии. И тогда я сразу же себе сказала: «Вот так! Вот как вещи преуменьшаются — да, они уменьшаются, ослабляются, изменяются, и с этим изменением меняется и физическая видимость — вот как Господь меняет все Свои физические видимости». О! это было очень забавно, потому что это был маленький совершенно конкретный и точный пример; но при этом сразу же возникло ощущение, что и вся вселенная такова! Вот как меняются все формы.

Теперь ты видишь.

[12] Есть запись этой беседы.

[13] 81. God’s laughter is sometimes very coarse and unfit

for polite ears; He is not satisfied with being Moliere,

He must needs also be Aristophanes and Rabelais.

[14] 82. If men took life less seriously, they could very soon

make it more perfect. God never takes His work seriously; therefore one

looks out on this wonderful universe.

[15] Янтрам – ритуальный рисунок для «захвата» сил.

[16] Следующих нескольких строчек нет в магнитофонной записи.

[17] 83. Shame has admirable results and both in aestetics

and in morality we could spare it; but for all that it is

a badge of weakness and the proof of ignorance.

[18] Цветы, пейзажи, символические фотографии и т.д.

[19] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[20] Магнитофонная запись начала этой беседы не сохранилась.

[21] Последний центр – муладхара, в самом низу позвоночника.

[22] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[23] Магнитофонная запись этой беседы обрывается вот здесь. Дальнейшее не сохранилось на пленке.

[24] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[25] Пралайя – конец мира, апокалипсис.

[26] Этот первый абзац был по ошибке стерт с магнитофонной ленты.

[27] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[28] 21 февраля Матери исполнилось 85 лет.

[29] Даршан 21 февраля.

[30] В первый раз почти за год Мать снова появилась на балконе перед всеми собравшимися учениками.

[31] Это гораздо менее физическое видение было гораздо более точным В ФИЗИЧЕСКОМ.

[32] Постепенно Мать перестанет бороться с этим, и такое навязчивое поведение секретарей станет правилом, из-за чего сильно пострадают беседы.

[33] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[34] 84. The supernatural is that the nature of which we have not attained or do not yet know, or the means of which we have not yet conquered. The common taste for miracles is the sign that man's ascent is not yet finished.

85. It is rationality and prudence to distrust the supernatural; but to believe in it is also a sort of wisdom.

86. Great saints have performed miracles; greater saints have railed at them; the greatest have both railed at them and performed them.

87. Open thy eyes and see what the world really is and what God; have done with vain and pleasant imaginations.

[35]«All's miracle here and can by miracle change.», Savitri, I.V.85

[36] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[37] Иными словами, это физический ум, творец нашей медицинской, гравитационной и смертной клетки, в которой мы живем.

[38] Позже Мать сделала то же самое замечание: «Эта область не очень-то занимает меня; я вижу ее под ДРУГИМ углом. Я смотрю на нее другим образом [жест сверхувниз], так что это принимает совсем другой характер. Мы еще поговорим об этом потом.»

[39] В ходе следующей беседы Мать привела пример совсем недавнего лечения с помощью супраментальной силы, действующей в материальном уме: «После трех предупреждений, которые он проигнорировал, А [ученик из Парижа] как-то утром оказался наполовину парализованным. А на следующий день паралич стал захватывать другую, левую сторону. В этот момент он подал зов — его ужаснуло то, что одна сторона уже парализована, и паралич стал распространяться на другую сторону, он увидел, как быстро падает вниз, и подал зов. И он говорит, что через несколько минут в него спустилась грандиозная Сила, и эта Сила сказала «нет!». И все остановилось почти автоматически; с левой стороной ничего не произошло, а в правой стороне началось улучшение. А когда я получила первую телеграмму, извещавшую, что А слег в постель от «приступа» (они назвали это «сердечным приступом», но это было не сердце, это закупорка сосудов мозга), я держала телеграмму в руках и видела ПОВЕРХ слов телеграммы: «Пустяки, не о чем беспокоиться!» Тогда я спокойно сказала: «О, это пустяки, не стоит волноваться!» Затем пришло письмо, в котором были описаны все детали: тромбоз и т.д. Но он говорит, что чувствует Силу [возле Матери], которой нет в его обычной жизни там, и это составляет всю разницу – есть нечто, что дает ЖИЗНЬ, которой нет в его обычной жизни. Как бы там ни было, это похоже на чудо.»

[40] Как раз это возвышается над «неизбежностью» несчастных случаев, включая гравитацию, болезни и смерти.

[41] Примерно двенадцать метров в длину и шесть в ширину.

[42] Один из секретарей Матери.

[43] В марте 1962, когда Мать была очень близка к тому, чтобы не вернуться в свое тело.

[44] Есть магнитофонная запись этой беседы. Следующая часть беседы не сохранилась.

[45] Второй юбилей супраментального Проявления.

[46] My God is love and sweetly suffers all (IX.II.591)

Мой Бог – любовь и сладко сносит все.

[47] Эта глава «Синтеза Йоги» называется «К Супраментальному Видению Времени».

[48] В «Савитри» Король представляет человеческое стремление раскрыть тайну Земли по ту сторону всех уже найденных духовных знаний.

[49] Следующего отрывка нет в магнитофонной записи.

[50] Магнитофонная запись возобновляется здесь.

[51] Позже Мать добавила: «Иными словами, такое переживание чрезвычайно мощно, но оно не остается, кроме как в своем последствии: я становлюсь другой личностью, меняю свою позицию. Я не могу описать переживание, но моя позиция меняется. Вот что происходит всякий раз. Это очень отличается от других переживаний, которые остаются, полностью понятны, не угасают – но у них нет силы изменить личность. Вот два рода переживаний: оба очень полезные, но и очень разные. Именно эти очень сильные, но очень короткие переживания затем продолжаются в другой форме. Переживания другого рода – это переживания, которые УСТАНАВЛИВАЮТСЯ в определенной области сознания, и они устанавливают то первое переживание, которое пришло просто как потрясение – императивное, но преходящее потрясение. И иногда проходит довольно большое время (прежде проходили годы между первым переживанием и вытекающими из него), сейчас это время стало короче, но все еще требуется некоторое время. И всякий раз так и происходит: что-то приходит, оказывает то воздействие, которое оно должно было оказать, а затем сознание как бы засыпает в этой точке, как если бы шел молчаливый инкубационный период – вы перестаете активно заниматься этим вопросом – но затем переживание всплывает в конце долгой кривой, будто бы оно было переварено, усвоено, и вы стали готовы к – полному переживанию.»

[52] Здесь уместно напомнить слова Риш Вед: «Он раскрыл два мира, вечных и в ОДНОМ гнезде.» (Риг Веда, I.62.7).

[53] Значит, ключ, место перехода, находится в глубине клетки, не в «ином мире», а в этом самом мире, где смерть не является противоположностью жизни – где смерти больше нет (в том же мире, где плавно падаешь на острые камни, не получая ни царапины?).

[54] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[55] Пранам – очень низкий поклон.

[56] Есть магнитофонная запись этой беседы (следующего абзаца нет в магнитофонной записи).

[57] A grey defeat pregnant with victory,

A whip to lash us towards our deathless state.

The inconscient world is the spirit's self-made room ...

Eternal Night shadow of eternal Day.

Night is not our beginning nor our end;

She is the dark Mother in whose womb we have hid

Safe from too swift a waking to world-pain....

By Light we live and to the Light we go.

Here in this seat of Darkness mute and lone,

In the heart of everlasting Nothingness

Light conquered now even by that feeble beam...

“Savitri”, X.I.600

[58] В следующий раз Мать добавила: «16 марта я перестала видеться с людьми внизу, но 18 и 20 я выходила на балкон: это были последние два раза. А 3 апреля (по настоянию доктора!) я легла в постель. До 3 апреля я еще ходила, а после 3-го уже не вставала с постели! И так было до самого мая. Затем, в ночь с 12 на 13 апреля пришло второе переживание, и тогда я и позвала Павитру для записи [послания].»

[59] То есть, действует не Мать лично, а через Нее происходит действие, автоматически.

[60] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[61] См. «Агенда», том 3, беседа от 27 ноября 1962 г.

[62] См. «Агенда», том 3, беседа от 30 ноября 1962 г.

[63] Мать разъяснит это место в следующей беседе.

[64] Есть магнитофонная запись этой беседы. Следующая часть не сохранилась.

[65] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[66] Контакт с другими телами (которые, на самом деле, не «другие»).

[67] См. «Агенду» от 16 марта 1963 г.

[68] Жест соединения между Всевышним и эти общим телесным сознанием.

[69] Это переживание Присутствия.

[70] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[71] На самом деле это не точно. Сатпрем помнит несколько случаев, когда играя в детской комнате, он видел свое тело спокойно спящим на кровати – и стремительно возвращался в него.

[72] Мать как-то сказала, что Сатпрем был в некой «белой коробке».

[73] Мать собирается рассказать об опытах обрыва связи с телом, когда больше не возвращаются в свое тело (то есть, это смерть с медицинской точки зрения). Первый такой опыт был в Тлемсене, когда, в поисках «мантры жизни», Мать вышла из своего витального тела, и связь с телом была оборвана из-за гнева Теона.

[74] Есть магнитофонная запись этой беседы. Следующая часть не сохранилась.

[75] Подарок от бизнесменов Ашрама.

[76] Мать подразумевает восприятие себя как центра распространения высших Сил. Мать прокомментирует это место позднее, 29 мая (см. дальше).

[77] В следующей беседе Мать уточнила: «Это не движение, не вибрация…Чтобы быть точным, надо сказать «нечто».

[78] В Рамешварам, ночь с 21 на 22 апреля.

[79] Позже Мать уточнила: «Хвала Тебе, Господь» – это не МОЯ мантра, это только то, что я ДОБАВИЛА к своей мантре – непосредственно моя мантра, это совершенно другое. Когда я говорю, что моя мантра обладает силой бессмертия, я имею в виду другое, другую мантру, о которой я не говорю! Я никогда не искала слов… Просто к концу ходьбы поднимается некий энтузиазм, и в этом энтузиазме приходит «Хвала Тебе», но эти слова составляют часть мантры, написанной мной в «Молитвах и Медитациях»: «Хвала Тебе, Господь, всепобеждающий Всевышний» и т.д. (это целая молитва). Эти слова вернулись внезапно, и поскольку они вернулись спонтанным образом, я сохранила их. Более того, Шри Ауробиндо, прочтя эту молитву в «Молитвах и Медитациях», сказал мне, что она очень сильная. Так что я добавила эти слова как «хвостик» к моей джапе. Но «Хвала Тебе, Господь», это не моя спонтанная мантра — это пришло спонтанно, но это было написано очень давно. Это две разные вещи.

[80] Таким был, например, случай Анадамайи-Ма, ее считали истеричкой из-за того, что во время своих медитаций она делала странные жесты, пока не выяснилось, что эти жесты были ритуальными мудрами и асанами, она их делала, не зная об этом.

[81] То, что сохранилось в магнитофонной записи, начинается отсюда

[82] As long as Nature lasts, he too is there;

For this is sure that he and she are one. (I.IV.72)

Пока существует Природа, есть и он;

Ведь, несомненно, он и она – одно.

[83] Мать помогает ученице (H) иллюстрировать отрывки из «Савитри».

[84] Запись следующей части беседы не сохранилась. Она возобновляется вместе с музыкой.

[85] Этого фрагмента нет в магнитофонной записи.

[86] Следующих двух абзацев нет в магнитофонной записи.

[87] Музыку Махалакшми.

[88] Есть магнитофонная запись этой беседы, все, кроме начала.

[89] 88. This world was built by Death that he might live. Wilt thou abolish death? Then life too will perish. Thou canst not abolish death, but thou mayst transform it into a greater living.

89. This world was built by Cruelty that she might love. Wilt thou abolish cruelty? Then love too will perish. Thou canst not abolish cruelty, but thou mayst transfigure it into its opposite, into a fierce Love and Delightfulness.

90. This world was built by Ignorance and Error that they might know. Wilt thou abolish ignorance and error? Then knowledge too will perish. Thou canst not abolish ignorance and error, but thou mayst transmute them into the utter and effulgent exceeding of reason.

91. If life alone were and not death, there could be no immortality; if love were alone and not cruelty, joy would be only a tepid and ephemeral rapture; if reason were alone and not ignorance, our highest attainment would not exceed a limited rationality and worldly wisdom.

92 - Death transformed becomes Life that is Immortality; Cruelty transfigured becomes Love that is intolerable ecstasy; Ignorance transmuted becomes Light that leaps beyond wisdom and knowledge.

[90] Когда мы потом прочли Матери текст этой беседы, она отметила: «Ученые будут отрицать это, они скажут, что я несу вздор; но это из-за того, что я не употребляю их слов, это только вопрос терминов.» (Есть магнитофонная запись этой беседы.)

[91] Кажется, Мать забыла о красном цвете витального уровня, он находится между фиолетовым цветом материальной Природы и синим цветом Разума. Тогда получается 12 миров: фиолетовый, красный, синий (с тремя оттенками Разума), желтый, затем Надразум с его гаммой цветов, что составляет 5 низших миров, затем следуют три золотые мира Сверхразума и 4 белых мира высшей созидательной Радости или Ананды.

[92] 93. - Pain is the touch of our Mother teaching us to bear and grow in rapture. She has three stages of her schooling, endurance first, next equality of soul, last ecstasy.

[93] То есть, нет доказательства, что порядок был восстановлен благодаря вмешательству Господа, а не за счет какого-то «естественного» механизма.

[94] Напомним, что в 1952 году биохимик Стенли Миллер открыл структуру молекул ДНК.

[95] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[96] Магнитофонная запись начала этой беседы не будет распространятся из-за своего эпизодического характера.

[97] Следующий абзац был добавлен Матерью чуть позднее.

[98] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[99] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[100] Permeation – мы намеренно оставили в тексте этот англицизм, позже Мать постоянно будет использовать это выражение. Самые подходящие для описания этого французские слова: вливание или постепенное усвоение.

[101] Есть магнитофонная запись этой беседы. Следующая часть не сохранилась.

[102] Мать снова увидит этого ребенка 4 года спустя и распознает в нем эманацию древнего фараона (см. «Агенда», 10 мая 1967 г.)

[103] Вероятно, Мать подразумевает вот что: благодаря тому факту, что она стала осознавать это.

[104] Мать имеет в виду «точку», сверкавшую как алмаз.

[105] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[106] Начало записи этой беседы не сохранилось.

[107] Есть магнитофонная запись этой беседы, кроме самого начала.

[108] Кшатрии – каста воинов и королей.

[109] Silvius Craciunas, автор «Потерянного шага».

[110] Юварай Каран Сингх.

[111] Ганди приехал в Индию из Африки в 1915 г. Он начал свою кампанию «несотрудничества» в 1920 г.

[112] См. «Агенда», том III, беседа от 17 ноября 1962 г.

[113] То, что осталось от этой беседы в магнитофонной записи, начинается здесь

[114] За исключением этой последней части беседы – пропитанной юмором – магнитофонную запись мы, к сожалению, не сохранили, вероятно, по указанию Матери, она не хотела хранить «политические воспоминания».

[115] Более высоких частей существа Матери

[116] В ментальной области

[117] Мать часто говорила, что каждый ученик Ашрама является символом определенной трудности, которую надо преодолеть.

[118] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[119] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[120] У нас есть целые страницы, написанные и переписанные Матерью на санскрите.

[121] Беседа от 18 июля 1956

[122] Aphorism 35: “Men are still in love with grief; when they see one who is too high for grief or joy, they curse him and cry, ‘O thou insensible!’ Therefore Christ still hangs on the cross in Jerusalem.”

Cмотри Афоризм 35: «Люди все еще влюблены в печаль: когда они видят кого-то, кто гораздо выше печали и радости, они проклинают его и кричат: ‘О, ты бесчувственный!’ Поэтому Христос все еще висит на кресте в Иерусалиме.»

[123] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[124] Мать имеет в виду оккультный интерес.

[125] Сразу после этого начинается первый фрагмент сохраненной магнитофонной записи.

[126] Две последующие фразы были опущены в магнитофонной записи.

[127] Два последующих абзаца были опущены в магнитофонной записи

[128] Некоторые последующие слова и фразы были опущены в магнитофонной записи.

[129] «Опасение» ученика по поводу расширения католицизма.

[130] Следующая часть беседы не была сохранена в магнитофонной записи.

[131] Продолжение этой беседы не было сохранено в магнитофонной записи, за исключением отрывка в самом конце.

[132] Сохраненная магнитофонная запись начинается здесь.

[133] С тех пор ситуация во многом изменилась.

[134] Беседа от 29 июня

[135] Когда рабочие и служащие призывают божественное присутствие в орудия и машины.

[136] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[137] Мы сохранили магнитофонную запись только этого чтения Матери на английском, вот «бледный» перевод этого отрывка:

Неспешное возвратное движение потом произошло:

Невидимый Огонь исторгнул газ,

 

Из его плотных колец были сформированы миллионы звезд;

Была слышна поступь Бога, идущего по почве новорожденной земли.

[138] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[139] «Если бы я могла к Вам придти, я взяла бы розу, еще не полностью раскрывшуюся, плотную, благоухающую и положила бы ее у Ваших ног. Это звучит как любовное письмо — да, это так! Мой сын пытался научить меня через Вас, что все письма должны быть письмами любви…»

[140] Несколько дней спустя, когда ученик заговорил об этих «стройках», Мать прервала его, сказав: «Прошлой ночью было не так! Я провела больше часа во всевозможных теософских группах, у них были великолепные здания! Эти здания были довольно старые (!), но, как бы там ни было, они были великолепны, с садами, залами, аудиториями —чудесные места. Но не было никакого знака нового строительства. Здания были наполнены сотнями, сотнями и сотнями очень занятых людей. Я была там свыше двух часов. Значит есть места, где не ведется строительство — там живут в том, что уже сделано.»

[141] Мать говорит о собственном «отклике» в форме помощи или действия.

[142] См. предыдущую беседу, где Мать рассказывает о визите Х.

[143] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[144] Мы не сохранили начала этой части беседы в магнитофонной записи.

[145] Второй юбилей супраментального Проявления.

[146] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[147] Война окончилась 7 мая в Европе и 15 августа – в Японии.

[148] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[149] См. беседу от 6 июля.

[150] Финансовое положение Ашрама - хронически тревожное.

[151] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[152] Несколько дней спустя Мать добавила: «Есть кое-что, о чем я не сказала: эта императивная необходимость прекратить всякую материальную деятельность, чтобы тело могло в полной мере – настолько полно, насколько возможно – воспринять божественную Силу, которая должна заменить то, что было устранено. Это почти абсолютная необходимость: оставаться совершенно неподвижной, молчаливой и позволить Силе спуститься – проникнуть, ты понимаешь. Вся телесная активность должна быть остановлена каким-то образом, и если материальная организация или привычка имеет тенденцию к продолжению, то это вызывает нечто вроде материальной невозможности, избыточной усталости или заболевания, из-за чего тело обязано оставаться спокойным. Потому что просто устранить или изменить то, чего не должно быть – это не дело; это надо также заместить тем, что должно быть там; иначе будет истощение, постепенное сокращение субстанции, что приведет к распаду. То, что было убрано, надо заменить на нечто из истинной Вибрации, на то, что исходит прямо от Всевышнего.»

[153] Этим утром Мать ничего не ела.

[154] Этим утром Мать не принимала своих секретарей.

[155] Мать имеет в виду: разница между собранным индивидуальным действием и действием, распространенным на множество существ.

[156] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[157] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[158] Магнитофонная запись следующего фрагмента беседы не сохранилась.

[159] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[160] 93 – Pain is the touch of our Mother teaching us how to bear and grow in rapture. She has three stages of her schooling, endurance first, next equality of soul, last ecstasy.

[161] Речь идет не о каком-то «абстрактном» докторе: здесь говорится о человеке, который присматривает и будет присматривать за Матерью до самого конца.

[162] После «смерти» или в момент «смерти».

[163] Много лет тому назад Мать рассказывала ученику, что у нее было видение одного из этих тел, обращенных в камень в одной гималайской пещере, рядом с путем паломников.

[164] Ученик предложил опубликовать в «Бюллетене» этот отрывок вместе с началом комментария Матери по поводу Афоризма, и Мать заметила: «Я не хочу говорить об этом сейчас, время еще не пришло. Не надо лишний раз им говорить, что работа совершается для них, они только это очень хорошо знают! [смеясь] Не надо настаивать!»

[165] Святой Франциск Ксавьер

[166] Эта историю о радже из Бхаовала наделала много шума в индийской прессе где-то в 1930 году.

[167] Сможем ли мы когда-нибудь сказать до какой степени то, что произошло с Матерью спустя десять лет, в 1973, до какой степени это было гнусным предательством... которое Она предчувствовала. (Есть магнитофонная запись этой беседы.)

[168] Заметим, что в то время мы систематически публиковали старые «Беседы», проводившиеся Матерью на игровой площадке Ашрама. Поэтому эти старые «Беседы» иногда проскакивают в «Агенде».

[169] 94. All renunciation is for a greater joy yet ungrasped.

Some renounce for the joy of duty done, some the joy of peace, some for the joy of God and some for the joy of self-torture, but renounce rather as a passage to the freedom and untroubled rapture beyond.

[170] Мы присоединили запись этой беседы к записи от 24 августа, она служит ее продолжением, за исключением нашего «вопроса» в начале, его мы стерли.

[171] См. «Агенда», том 3, беседа от 24 мая 1962 года.

[172] Запись начала этой беседы не сохранилась

[173] Это самое дно Инерции, материального Несознания, оно не ощущает смысла в своем существовании, оно есть ничто.

[174] Эта фраза была пропущена в записи.

[175] Guessing: догадки, предположения

[176] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[177]Афоризм 94 — Цель всякого отречения - обретение большей радости, еще не охваченной. Одни отрекаются ради радости служения, другие – ради радости мира и покоя, третьи – ради радости Бога, четвертые – ради радости самоистязания — но лучше отрекаться ради того, чтобы выйти за пределы всего этого к свободе и незыблемому восторгу.

 

[178] Напомним в этой связи о переживании многих учеников, видевших в своих «снах» Мать гораздо более высокой, чем она обычно кажется.

[179] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[180] См. беседу от 25 мая.

[181] Экуменизм — движение за объединение христианских церквей.

[182] Автор этого письма — западный человек, ставший суфи.

[183] «Шри Ауробиндо или Трансформация Мира»

[184] Europe prides herself on her practical and scientific organisation and efficiency. I am waiting till her organisation is perfect; then a child shall destroy her.

[185] Есть магнитофонная запись этой беседы. Дальнейшая часть, к сожалению, не сохранилась.

[186] Умерший гуру Х, который несколько раз появлялся перед Матерью.

[187] Запись начала этой беседы не сохранилась.

[188] Возможно, Мать намекает на следующий Афоризм (141): «Ницше видел сверхчеловека как душу льва, выходящую из состояния верблюда, но настоящая геральдическая эмблема и символ сверхчеловечества – это лев, сидящий на верблюде, который стоит на корове изобилия. Если ты не можешь быть рабом всего человечества, то ты не сможешь стать его господином, и если ты не можешь уподобить свою природу корове изобилия Васишты, чтобы все человечество выдаивало свои блага из ее вымени, то к чему твое львиное сверхчеловечество?» (Риши Васишта имел корову, снабжавшую его ашрам и его самого всем необходимым, включая армии для его защиты.)

[189] Существует магнитофонная запись этой беседы.

[190] «Что вы дали Господу, что вы сделали для Него, чтобы просить меня сделать что-то для вас? — Я всего лишь выполняю работу Господа».

[191] Запись начала этой беседы не сохранилась.

[192] На самом деле физический удар придет через год, и ученик чуть не умрет от этого.

[193] Оккультно, чтобы увидеть, не нависла ли какая-то реальная угроза над учеником.

[194] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[195] Запись этого фрагмента не сохранилась

[196] Очевидно, из-за оккультной работы.

[197] Мать добавила эту фразу позднее.

[198] Позднее Мать уточнила: «Это не совсем верно, потому что я нахожусь в контакте с лучшими среди индийцев, но вот те, которые являются материалистами, материалисты очень темные и грубые.»

[199] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[200] Последние две строчки переводятся так: «…это те, кто так слабы и малы, что вынуждены быть злыми.»

[201] Состояние непрерывного истощения (которое длилось уже три года). В действительности, медицина назвала бы это «туберкулезом», но мы не верим в медицину.

[202] Это состояние продлится и растворится год спустя. Как Мать позднее нам объяснит, этот «переход» заключался в уходе витального существа ученика (от чего обычно умирают) маленькими дозами.

[203] Это то же самое переживание, что и переживание двух «комнат», одной внутри другой, или двух «рек», мутной и кристально чистой.

[204] The body-mind (Разум тела)

[205] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[206] Запись последующей части беседы, которая касалась перевода с английского, не сохранилась

[207] То, что ты называешь любовью, является жаждой твоего сердца

[208] Запись возобновляется здесь

[209] Есть магнитофонная запись этой беседы. Следующая часть не сохранилась.

[210] « World-Union»

[211] Although God made the world for his delight,

An ignorant Power took charge and seemed his Will

And Death's deep falsity has mastered Life.

All grew a play of Chance simulating Fate.

(Savitri, X.III.629)

[212] O Death, this is the mystery of thy reign.

In earth's anomalous and tragic field

Carried in its aimless journey by the sun

Mid the forced marches of the great dumb stars,

A darkness occupied the fields of God,

And Matter's world was governed by thy shape.

Thy mask has covered the Eternal's face,

The Bliss that made the world has fallen asleep.

Abandoned in the Vast she slumbered on:

An evil transmutation overtook

Her members till she knew herself no more.

(Savitri, X.III.627)

[213] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[214] «Иначе сама Любовь, ослепленная путаницей сегодняшнего сознания, может впасть в заблуждение в человеческом вместилище и даже оказаться нераспознанной, отверженной или быстро вырождающейся и потерянной в слабости низшей природы человека.»

[215] Магнитофонная запись первой части беседы не сохранилась.

[216] Есть магнитофонная запись окончания этой беседы.

[217] См. «Агенда», том. 1, беседа от 3 июля 1957 г.

[218] См. беседу от 25 сентября.

[219] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[220] Чтение этих двух строк сохранилось в магнитофонной записи. Вся последующая часть этой беседы была пропущена.

[221] Картье-Брессон сфотографировал Шри Ауробиндо в 1950 г.

[222] Известная сцена с Ричардом, когда он мог задушить Мать.

[223] Суджата видела «ложную Мать», покрытую темными пятнами — именно благодаря искренности она увидела эти пятна. Другие увидели бы «ослепительную» Мать.

[224] Магнитофонная запись всей этой истории останется в наших архивах.

[225] Продолжение этой части беседы было в магнитофонной записи пропущено

[226] Существует магнитофонная запись окончания этой беседы

[227] Тамас: инертность, темнота.

[228] Это было время «комбинации» Кеннеди-Хрущев-Голль. Индира Ганди придет к власти чуть позднее, примерно два года спустя.

[229] Президент Кеннеди будет убит почти точно месяц спустя (22 ноября).

[230] Изогнутость, искривленность

[231] В октябре-ноябре; пуджи были посвящены различным аспектам Матери.

[232] В Гималаях.

[233] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[234] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[235] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[236] Эта часть была пропущена в магнитофонной записи.

[237] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[238] Мать говорит о собственной жизни.

[239] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[240] Следуя пожеланию Матери, мы не сохранили магнитофонной записи «политических» бесед, но мы сохранили свои записи.

[241] Есть магнитофонная запись второй части этой беседы.

[242] См. «Агенда», том III, беседа от 15 января 1962.

[243] Она неподвижно покоится в своей пыли сна

[244] Ради него она бросилась прочь из незримых Широт

Чтобы двигаться здесь в мире грубого бессознательного

[245] В своей красоте будто сокровище прячет она светлый луч Его улыбки.

Она стыдится богатства своей космической нищеты …

[246] И она обвалакивает его блуждающие мысли с большими глазами,

Чтобы Он заселил формы ее миллионо-импульсной Силы.

Только привлечь своего скрытого спутника

И удержать у сердца своего под покровом своего мира

Чтобы не покинул Он ее объятья, вернувшись к Своему бесформенному покою, -

Таково занятие ее сердца и ее постоянная забота.

[247] Валентина Терешкова (6 июня 1963)

[248] Есть магнитофонная запись этой части беседы. Следующая часть не сохранилась.

[249] В то время ученик работал над окончательной редакцией книги о Шри Ауробиндо.

[250] Ежегодное спортивное представление в Ашраме, проходившее в этом году под проливным дождем.

[251] Лила – божественная игра.

[252] Эгоистической иллюзией.

[253] Мать часто говорила, что каждый человек представляет собой определенный тип, и через одного человека она может воздействовать на тысячи людей того же типа.

[254] Существует магнитофонная запись начала этой беседы. Ее продолжение не сохранилось.

[255] Способ обрести веру или что бы то ни было — это стремиться обрести и отказываться от того, чтобы ослаблять свое стремление, отчаиваться и сдаваться, пока не обретешь — это тот способ, которым все обреталось с тех пор, как на этой трудной земле стали появляться думающие и стремящиеся создания. Это значит всегда открываться Свету и поворачиваться спиною к Тьме. Это не слушать голоса, которые все твердят: «Ты не можешь, ты не достигнешь, ты не способен, ты — марионетка грез» — ибо это вражеские голоса; своими шумными криками они отсекают от достижения результата, который вот-вот появится, и затем торжественно указывают на отсутствие результата, как на доказательство своих тезисов. Трудность усилий вполне понятна, но трудно — не значит невозможно: трудно было всегда, и преодоление трудностей составляет все то, что ценно в земной истории. В области духовных усилий все то же самое.

[256] Речь идет не о биологических клетках, а об элементах здания.

[257] Мать прокомментирует и разовьет этот абзац в следующей беседе, 11 декабря.

[258] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[259] В 1958 г.

[260] В теле

[261] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[262] Эта фраза в магнитофонной записи была пропущена

[263] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[264] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[265] Крылан (буквально: летающая лиса).

[266] Есть магнитофонная запись этой беседы.

 

[267] Цитата из «Савитри»

[268] На самом деле эта фраза из «Савитри»:

Our will a force of the Eternal’s power,

And thought the rays of a spiritual sun.

“Savitri”, I.IV.55

[269] На самом деле мы задавали несколько вопросов, но и мы сами БЫЛИ вопросом.

[270]The world grew full of menacing Energies,

And wherever turned for help or hope his eyes,

In field and house, in street and camp and mart,

He met the prowl and stealthy come and go

Of armed disquieting bodied Influences.

A march of goddess figures dark and nude

Alarmed the air with grandiose unease;

Appalling footsteps drew invisibly near,

Shapes that were threats invaded the dream-light,

And ominous beings passed him on the road

Whose very gaze was a calamity:

A charm and sweetness sudden and formidable, Faces that raised alluring lips and eyes

Approached him armed with beauty like a snare,

But hid a fatal meaning in each line

And could in a moment dangerously change.

But he alone discerned that screened attack.

(“Savitri”, II.VII.205)

[271] A tract he reached unbuilt and owned by none:

There all could enter but none stay for long.

It was a no man's land of evil air,

A crowded neighbourhood without one home,

A borderland between the world and hell.

There unreality was Nature's Lord:

It was a space where nothing could be true,

For nothing was what it had claimed to be:

A high appearance wrapped a spacious void.

Yet nothing would confess its own presence

Even to itself in the ambiguous heart:

A vast deception was the law of things;

Only by that deception they could live.

An unsubstantial Nihil guaranteed

The falsehood of the forms this Nature took

And made them seem awhile to be and live.

A borrowed magic drew them from the Void;

They took a shape and stuff that was not theirs

And showed a colour that they could not keep,

Mirrors to a fantasm of reality.

Each rainbow brilliance was a splendid lie;

A beauty unreal graced a glamour face.

Nothing could be relied on to remain:

Joy nurtured tears and good an evil proved,

But never out of evil one plucked good:

Love ended early in hate, delight killed with pain,

Truth into falsity grew and death ruled life.

A Power that laughed at the mischief of the world,

An irony that joined the world's contraries

And flung them into each other's arms to strive,

Put a sardonic rictus on God's face.

(“Savitri”, II.VII.206)

[272] Есть магнитофонная запись (к сожалению, очень плохая) этой беседы и музыки.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.