(По поводу бесед от 21 и 28 августа о «смене власти»)
Как ты определяешь этот физический ум, тот, что стал объектом смены власти?
Это не физический ум. Физический ум уже давно… Это материальный ум — даже не материальный ум: ум МАТЕРИИ.[98] Это ментальная субстанция, принадлежащая самой Материи, клеткам. Это то, что раньше назвали «духом формы», когда говорили, что мумии сохраняют свои тела нетронутыми, пока сохраняется этот дух формы.[99] Это этот ум, совершенно материальный ум. Другой ум — физический — уже давно организован.
Тогда в чем же разница между этим материальным умом и физическим умом? Как отличить физический ум от материального ума?
Физический ум — это ум физической личности, образуемый через тело. Он растет с телом, но это не ум Материи: это ум физического существа. Именно этот ум определяет, например, характер: телесный характер, физический характер, который по большей части формируется атавизмом и воспитанием. Все это называется «физическим умом». Да, это результат атавизма, продукт воспитания и формирования тела; это то, что составляет физический характер. Например, некоторые люди терпеливы, другие – сильны и т.п.; физически, то есть, не по витальным или ментальным причинам, а чисто физически у каждого человека есть свой характер. Это физический ум. И это составляет часть интегральной йоги: дисциплина этого физического ума. Я делала это в течение более шестидесяти лет.
Но тогда, к примеру, тот ум, что спонтанно пораженческий, который имеет всевозможные страхи, опасения, видит самое худшее, все время повторяет одно и то же, это физический ум или материальный ум?
Это самая несознательная часть физического ума, и это то, что связывает физический ум с материальной субстанцией. Но это уже организованный ум, ты понимаешь? Это самая материальная часть, та, что касается ума… (как можно назвать этот ум?)… его нельзя назвать даже «телесным умом»: это ум клеток, это клеточный ум.
Этот клеточный ум есть у животных, и даже в растениях есть слабые зачатки (но очень слабые, как обещание) этого ума: они отвечают на ментальное действие. Они отвечают. Как только Жизнь проявилась, уже было начало, как обещание, ума, ментального движения. И в животных это очень ясно. Тогда как физический ум по-настоящему начал существовать только в человеке. Это то, что уже имеют совсем маленькие дети: у них уже есть физический ум; то есть, нет двух одинаковых детей (даже совсем маленьких), их реакции не одинаковы, уже есть разница. И это, главным образом, то, что дается вам с особой ФОРМОЙ вашего тела, через атавизм, а затем полностью развивается в ходе воспитания.
Нет, физический ум, как только вы начинаете делать интегральную йогу, вы вынуждены им заниматься, тогда как этот материальный, клеточный ум, уверяю тебя, это совершенно новое! Это совершенно новое.
Именно этот ум был подобен нескоординированной субстанции, которая имела постоянную, не организованную активность [Мать делает жест постоянного дрожания]. Именно этот ум начал организовываться. И это очень важно, потому что Шри Ауробиндо говорил, что этот ум невозможно организовать и его можно только отбросить. И у меня тоже было такое же впечатление. Но когда трансформирующее воздействие на клетки происходит постоянно, этот материальный ум начинает организовываться, вот что чудесно! он начинает организовываться. И затем, по мере организации, он учится МОЛЧАТЬ — вот что прекрасно! Он учится оставаться спокойным, молчать и позволять действовать всевышней Силе, не вмешиваться в ее действие.
Самое трудное связано с нервами, потому что они так привыкли к этой обычной сознательной воле, что когда она останавливается, и вы хотите прямого Действия свыше, тогда нервы словно сходят с ума. Вчера утром у меня было такое переживание, длившееся больше часа, и это было трудно; но это научило меня множеству вещей — множеству. И все это можно назвать «сменой власти»: это старая сила сдает свои позиции. И тогда, пока тело не приспособилось к новой силе, есть критический период. Когда все клетки находятся в состоянии сознательного стремления, это идет относительно быстро, но все же… минуты долгие.
Но все больше и больше в клетках есть эта уверенность, что все, что происходит, происходит в виду этой трансформации и этой смены направляющей силы. И в тот самый момент, когда это материально болезненно (даже не физически: материально болезненно), клетки хранят эту уверенность. И тогда они сопротивляются, они терпят страдание, не впадая в депрессию и никак не затрагиваясь, с уверенностью, что это происходит для подготовки трансформации, что это все тот же процесс трансформации и смены направляющей силы. Как я сказала, это переживание наиболее болезненно в нервах (естественно, потому что эти клетки самые чувствительные, у них самое острое ощущение). Но у них есть очень значительная восприимчивость, очень спонтанная, спонтанно сильная — и без усилия — к гармоничной физической вибрации (что очень редко, но, по крайней мере, эта восприимчивость существует у определенных индивидов), и эта физическая вибрация… то, что можно было бы назвать физической СИЛОЙ, гармоничной физической вибрацией (спонтанно гармоничной, конечно же, без необходимости ментального вмешательства — как вибрации цветка, например; есть такие физические вибрации, которые несут в себе гармоничную силу), и нервы чрезвычайно чувствительны и восприимчивы к этой вибрации, которая сразу же приводит их в порядок.
Это очень интересно, это объясняет много-много вещей. Настанет день, когда все это будет объяснено и займет сове место. Еще не время раскрыть все это, но это очень интересно.
У меня действительно такое впечатление, что это начинает организовываться, работа начинает организовываться.
Естественно, надо позаботиться, чтобы не позволять вмешиваться ментальной организации, вот почему я не пытаюсь слишком объяснять. Ум приходит, и тогда это больше не то.[100]