Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

декабря 1965



 

(По поводу последнего письма Сатпрема к Матери :)

 

Ты получил мой ответ? [Мать делает жест ментальной связи] Нет? Я много-много тебе сказала, много.

 

У меня такое впечатление, что я видел тебя несколько раз за последние две ночи, но… Я всегда пытался привести в порядок магнитофон, чтобы записать то, что ты мне говорила, но не получилось.

 

[Мать смеется, затем после молчания] Действительно, ты не чувствуешь, в чем трудность?… Это недостаточное удовлетворение, нет? Это то, что по-английски называется “frustration” [разочарование, расстройство, неверие в свои силы], что-то разочарованное.

 

Да, но это только один способ сказать об этом. Можно также сказать: «что-то неисполненное».

 

Да, но «что-то неисполненное», это ощущение есть и должно быть до самой реализации, до трансформации. Это не только естественно, но и совершенно необходимо, потому что для тех, кто чувствует себя исполненным или удовлетворенным, для них все кончено, они больше не пошевелятся.

 

Да, кончено.

Это ощущение жажды, острой нехватки чего-то — что вы хотите иметь, чего вам не хватает — чем дальше вы идете, тем острее оно становится.

 

Да, но со мной не точно это… Я не знаю, где я нахожусь, я не знаю, на какой я дороге. Я не знаю, я не знаю вообще ничего!

 

Но это чудесно, мой мальчик! Это значит, что ты вышел из ментальных формаций.

Это ментальные формации говорят: «Вы находитесь на этой дороге» или «вы достигли такой-то точки реализации», или… Это никуда не годится! Когда вы находитесь в этом, вы еще погружены в ментальность.

 

Да, но по мере продвижения…

 

А ты знаешь, куда ты идешь?

 

Нет, конечно, но…

Никто не знает, мой мальчик! никто, я тоже. И хорошо не знать.

 

Я очень хорошо понимаю, я не спрашиваю, куда я иду, но я хотел бы знать, ИДУ ЛИ я вообще. Нет никакого знака, ты понимаешь, никакого знака. Это как если бы я путешествовал в поезде с опущенными занавесками — поезд может ехать или не ехать, нет никакого знака, который показал бы мне, что я ДВИЖУСЬ куда-то, что я не определяю… Вот что, я совсем не знаю, где я нахожусь, что я делаю.

 

Ты знаешь (могу ли я быть с тобой откровенной?), это чисто витальная неудовлетворенность. И я знаю это, потому что это было (как сказать?) моей большой трудностью с тобой. Прежде это было в сто, тысячу раз сильнее; сейчас это стало успокаиваться. Это витал, очень сильный в своих желаниях (которые могут быть совсем не обычными желаниями), но это нечто вроде почти агрессивной интенсивности… и существенно неудовлетворенное. Раньше, год назад, это было очень-очень сильным; сейчас это успокаивается. Но всякий раз, когда витал вступает в игру (и надо допускать витальную игру ради физического здоровья; нельзя его полностью «успокоить», потому что это вызывает страдание физического тела), это так… Если угодно, это производит на меня впечатление витала кошек! Кошки имеют чудесный витал [смеясь], гораздо более ловкий и интенсивный, чем витал человеческих существ, но кошка царапает тебя, словно хочет сказать: «Я не удовлетворена, я несчастна»! [Мать смеется]

 

Нет, но, например, в первые мои годы здесь, почти каждую ночь был знак того, что я на пути[157], что я иду — незначительные знаки, пустяки: автомобиль, в который я сажусь, дорога в горы, простые пустяки, но они говорили мне: «А! хорошо, я продвигаюсь. Все в порядке, я на пути.» Но сейчас, спустя годы, не только нет никакого знака, но я вижу только негативные вещи: я вижу ямы, несчастные случаи, преисподнюю, я вижу… Но я никогда не вижу знака, который сказал бы мне: «А! да, иду. Все в порядке, я иду.» — Нет, никогда. Так что движусь ли я? Я ничего не знаю. То, чего я прошу, это приободрения, просто маленького жеста, говорящего мне: «Да, ты на пути, все в порядке. Ты движешься, не беспокойся.»

 

А что ты называешь «жестом»?

 

Знак.

А что ты называешь «знаком»?… Хорошо, думаю, что ты мне веришь: если я говорю тебе, что ты не только движешься вперед, но и движешься очень быстро, это не производит на тебя никакого эффекта? Ты мне скажешь: «Докажи мне это.» — Я не могу доказать тебе это, но я вижу, я знаю это.

 

Но я хотел бы немного ВИДЕТЬ, что я двигаюсь вперед. Я не прошу чего-то большого, но чего-то, что время от времени говорило бы мне: «Эй, не беспокойся, ты на пути», тогда как я всегда вижу темную сторону, всегда вижу ямы, преисподнюю, грязь. Так что почему бы время от времени не маячил бы маленький свет, прекрасный пейзаж?

 

[Мать смеется] А ты уверен, что никогда ничего не видишь?

 

Что же, от этого не остается и следа, во всяком случае. Зато все время есть следы ада, да, но никогда нет другой стороны, ни следа.

 

Ты имеешь в виду ночную активность?

 

Да, я говорю о ночных активностях. Я даже не собираюсь говорить об активностях, проходящих с открытыми глазами, я прошу хотя бы знака ночью. Днем нет ничего, это понятно уже давно… И это не неудовлетворенность, это… да, необходимость знать, что движешься, вот и все!

 

Но я же тебе говорю, что ты движешься вперед, а тебе этого не достаточно! Ты говоришь о «необходимости знать», но фактически ты требуешь доказательств.

 

Не доказательств. Когда ты мне говоришь: «Ты движешься вперед», мой ум понимает, но…

 

Тогда это твой витал. Что я тебе и говорю. И я настаиваю на этом: твой витал надо держать под контролем, потому что… что же, из-за его природы. И, естественно, он скажет: «Все это не то, чего я хочу, у меня нет доказательств прогресса.»

У тебя нет никакого знака присутствия психического в тебе?

 

[После молчания] В течение лет у меня было ощущение (это чувство, не видение), ощущение большого пространства света, и когда я достаточно долго остаюсь молчаливым, я наполняюсь миром и спокойствием, и это может длиться вечность. Это есть там всегда.

 

Но это чудесно, мой мальчик!

 

Но это всегда и было, нет ничего нового!

Да, но есть люди, которые имеют это в течение одной минуты в своей жизни и считают это чудесной реализацией.

И это всегда там — я очень хорошо знаю, что это есть там! Я знаю это, для меня это очевидный факт.

 

Да.

Нет, уверяю тебя, можешь мне поверить [Мать смеется], я имела маленькое переживание: это сделано. Поэтично это можно выразить так: «Твоя голова находится в Свете.» Но твой витал не хочет этой манифестации; твой витал хотел витальной манифестации, как, например, когда ты был в девственном лесу и валил деревья: он хотел бы иметь ощущение могущества жизни. И в этом ему было отказано (по йогическим и материальным причинам, потому что твое тело не было создано для этого и [смеясь] у йоги нет времени на это), так что Господин Витал взбешен! Ему говорится: «Успокойся, оставайся спокойным, достаточно спокойным, все в порядке, ты будешь иметь свою радость, но… трансформированную.» И он может быть менее воинственным, менее бунтующим или агрессивным, чем раньше, но он не удовлетворен, и тогда он дает тебе ощущение: «Но нет никакого знака, что я движусь! Нет никакого знака прогресса! Наоборот! наоборот, становится все более тускло, все более угрюмо, все более обычно, то есть, это все меньше соответствует моему идеалу, а мой идеал…»

 

Не совсем так… Да, в крайности это так, но…

[Мать берет руки Сатпрема] Для меня ты еще очень маленький и очень молодой, ты знаешь.

Давай, скажи мне, что ты хотел мне сказать.

 

Сказать?

Ты начал что-то говорить, ты сказал: «Не совсем так…» [смеясь] естественно!

 

Я не знаю. Это всегда крутится вокруг проблемы видения. Если бы время от времени я имел бы прекрасное видение… Однажды, посмотри, однажды на Цейлоне (единственный раз в моей жизни) я слышал Музыку, это было… чудесно, это было действительно божественно. Что же, для меня это знак (такое произошло один раз в моей жизни), я сказал себе: «А! хорошо, я не далек, есть что-то.» Для меня это знак. Или если я вижу прекрасный свет или… Тогда это меня приободряет, я говорю себе: «Хорошо, все в порядке.» После этого я могу спуститься хоть в ад. После этого я могу делать самые абсурдные вещи, но я говорю себе: «По крайней мере, я знаю, что продвигаюсь к этому.» Вот, но нет этого! Ты видишь, такое происходит со мной раз в десять лет. Конечно, витал хватается за это и превращает это в неудовлетворенность, но в своем обычно рассудке я просто говорю: «Что происходит? Я не знаю.» Я нигде, я жду.

 

Но и я, мой мальчик, я тоже жду — мне миллионы лет и я жду.

Как раз в эти дни я была в таком же состоянии, как ты описываешь, спрашивая себя: «Но где, где конкретные доказательства того, что все это собирается измениться?» Вещи действительно не красивы при взгляде на них — где оно, конкретное доказательство? И ко мне всегда приходит это, всегда, что было самым суровым испытанием, которое мне только можно было дать: это уход Шри Ауробиндо. Потому что Шри Ауробиндо обычно говорил так, как если бы он не собирался уходить. И это как раз то, что приходит, чтобы сказать: «Посмотри, все это — тысячелетние грезы.» И это возвращается и возвращается и возвращается [жест бомбардировки]; и тогда появляется словно меч Света, незыблемый: Уверенность.

Тогда больше не спрашиваешь — больше не говоришь, не спрашиваешь ничего. Имеешь это терпение и веру: «Когда Ты захочешь, что же, это будет.» Единственно, я не шевелюсь, я остаюсь вот так [жест обращенности к высотам]: незыблемый свет.

Конечно, все внешние события приходят, чтобы опровергать это. Несмотря на внутреннюю трансформацию (что, несомненно, является ежесекундным доказательством), все же у тела остается привычка увядания. И в тот момент, когда веришь, что вещи устраиваются (чтобы как раз дать доказательство продвижения вперед), происходит что-то, как будто бы специально, чтобы доказать вам, что все это — иллюзия! И это становится все более и более острым, более и более острым. Всегда есть Голос (который я хорошо знаю, это голос враждебных сил, испытующих вас), который приходит, чтобы сказать [тот же жест бомбардировки]: «Ты видишь, ты видишь, как ты обманываешь себя, ты видишь, как ты заблуждаешься, ты видишь, что все это мираж, ты видишь…». И тогда, если прислушаться, вы попались. Это очень просто: все пропало.

Надо только заткнуть уши, закрыть глаза и держаться там вверху.

Это то, что возвращается и возвращается с момента ухода Шри Ауробиндо [тот же жест бомбардировки], и, ты знаешь, это более жестокое, чем все человеческие пытки и вообще, чем вся жесткость, которую только можно вообразить. Это ужасно жестокая вещь, и со всей злобой жестокости, и это приходит [тот же жест]. Всякий раз, когда существо распускается в радости уверенности [тот же жест]: «Успокойся…»

Поэтому я, конечно, говорю, что эта реализация предназначена не для слабых существ — она для сильных существ. И тогда стыдишься слабости в себе и отдаешь ее, говоря: «Освободи меня от моей слабости.» Надо быть чрезвычайно сильным, чтобы делать это — обладать силой терпения, не беспокоящейся ни о чем. Это как совершенство злобы, которая все время говорит: «Ты себя обманываешь, это невозможно, ты себя обманываешь, это невозможно…» И затем: «Ты видишь, есть доказательство истинности того, что я говорю: Шри Ауробиндо знал, и он ушел.» И если прислушаться к этому и поверить в это, все полностью пропало. Это очень просто, все пропало. И этого они и хотят. Только… они не должны преуспеть, мы должны держаться. Сколько уже прошло лет?… [жест бомбардировки] пятнадцать лет, мой мальчик — в течение пятнадцати лет [тот же жест]. Не проходит и дня без подобного рода атак, не проходит и ночи без… Ты говоришь, что видишь ужасы — мой мальчик, твои ужасы должны быть чем-то очень очаровательным по сравнению с теми ужасами, которые видела я! Я не думаю, что хотя бы одно человеческое существо сможет выдержать видение того, что я видела. И это показывается мне словно для того, чтобы сказать, что все мои «амбиции» глупы. И на это у меня есть только один ответ: «Господь, Ты везде, Ты во всем, и мы должны видеть Тебя через все.»

И тогда… это успокаивается.

Я говорю тебе, я говорю тебе это не для того, чтобы обрадовать или утешить тебя, я говорю тебе это, потому что это факт, который я сама наблюдала с интересом и любопытством: мы с тобой чрезвычайно близки там наверху в глубоком интеллектуальном понимании и в Великом Свете. И это передается через идентичность переживания в интеллектуальном сознании. Я знаю твои трудности, я знаю их, я знаю их с первого дня, как только я увидела тебя (и даже до того, как ты приехал сюда); с этой точки зрения есть большой прогресс, только это пошатнуло твое физическое здоровье, из-за борьбы. Я знаю, что ты можешь полностью вылечиться, но для этого твой витал должен обратиться, и под «обращением» я имею в виду не подчинение — обратиться – это понять. Обратиться, это прильнуть.[158]

 

(Сатпрем кладет голову

на колени Матери)

 


[1] 22 июня 1941 г.

[2] Под Сталинградом, 2 февраля 1943 г.

[3] Нарада — странствующий мудрец. Бессмертный, как боги, он появляется на земле, когда пожелает. Он упоминается еще в Упанишадах.

[4] Джанака — король Митилы времен Упанишад, известный своим духовным знанием и божественной реализацией, хотя он вел обычную мирскую жизнь.

[5] Речь идет о приступе туберкулеза.

[6] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[7] Эта «неделя» в больнице Веллора растянется больше, чем на месяц. Письмо Матери поразило Сатпрема, поскольку он не верил в медицину; он был очень недоволен этим решением Матери, не понимая, что, возможно, Она имела другие, «воспитательные» намерения. Но, в действительности, в течение этого месяца, проведенного в больнице Веллора, Сатпрем боролся не столько с так называемой «болезнью», сколько с ужасной атмосферой смерти и внушения смерти, что делало больницу как бы медицинским Освенцимом.

[8] Когда Сатпрем заболел, Суджата стала сопровождать его во время визитов к Матери, поскольку сам Сатпрем был не в состоянии нести магнитофон. С тех пор Суджата стала присутствовать на всех беседах.

[9] Есть магнитофонная запись этой беседы. Следующая часть беседы не сохранилась.

[10] Сатпрем помнит, что за несколько лет до этого мадам А. Дэвид-Нил уже советовала в письме Матери покинуть Пондишери (сама Мать рассказала об этом Сатпрему примерно в 1960 г. или чуть раньше), потому что она предсказывала, что Мать будет «убита собственными учениками». Это письмо должно еще храниться в архиве Ашрама.

[11] Послание от 21 февраля: «Над всеми сложностями так называемой человеческой мудрости стоит светлая простота божественной Милости, готовая действовать, если мы ей это позволим.»

[12] Запись начала этой беседы не сохранилась.

[13] См. послание от 1 января 1965 г.

[14] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[15] Магнитофонная запись начала этой беседы не сохранилась.

[16] Указаниями для работы Матери и указаниями по поводу общей ситуации, в которой находится Ашрам и ученики.

[17] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[18] Будда будущих времен.

[19] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[20] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[21] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[22] Есть магнитофонная запись этой беседы. Следующая часть беседы не сохранилась.

[23] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[24] “The Human Cycle”, Cent. Ed., XV. 252.

[25] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[26] См. «Агенда», том III, беседа от 4 июля 1962 г.

[27] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[28] Магнитофонная запись начала этой беседы не сохранилась.

[29] К сожалению, сохранилась магнитофонная запись только этого фрагмента беседы. Все остальная часть прерывалась длинными медитациями, подобно тому, как просторы Аляски утопают в снегу.

[30] Эта вибрация, которая не движется, является супраментальной вибрацией.

[31] It can drink up the sea of All-Delight

And never lose the white spiritual touch

Перевод:

Оно [мое сердце] может выпить весь океан Вострога

Никогда не теряя белого контакта с Духом

(“Savitri”, X.III.635)

[32] Точная цитата: “Annul thyself that only God to be…”. (“Savitri”, VII.Vi.538)

[33] The world of unreality ceased to be…

She was a single being, yet all things

The world was her spirit’s wide circumference

Перевод:

Мир нереальности исчез…

Она была единственным бытием, и все же всеми вещами

Мир был широким окружением ее духа.

(“Savitri”, VII.VII. 554, 556)

[34] Unutterably effaced, no one and null,

A vanishing vestige like a violet trace,

A faint record merely merely of a self now past,

She was a point in the unknowable.

Перевод:

Неописуемо стертая, никто и ноль,

Исчезающий остаток, как фиолетовый след,

Слабая запись «я», теперь уже исчезнувшего,

Она была точкою в непознаваемом.

(“Savitri”, VII. VI. 549)

[35] Есть магнитофонная запись этой беседы. Запись последнего абзаца не сохранилась.

[36] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[37] Пандит – знаток (особенно в санскрите).

[38] Пурохит – священник.

[39] Первые земли вокруг Большого Озера.

[40] Магнитофонная запись начала этой беседы не сохранилась.

[41] 110 – To see the composition of the sun or the lines of Mars is doubtless a great achievement; but when thou hast the instrument that can show thee a man’s soul as thou seest a picture, then thou wilt smile at the wonders of physical Science as the playthings of babies.

[42] Когда Сатпрем спросил Мать, не является ли это «нечто» в действительности супраментальной Силой, Мать ответила так: «Я предпочитаю никак не называть это, потому что они сделают из этого догму. Это то, что произошло, когда было то, что мы назвали «первой супраментальной манифестацией» в 1956 г. Я пыталась сделать все, чтобы из этого не сделали догму. Но если я скажу: «Такого-то числа произошло то-то», они напечатают это большими буквами, и тогда, если кто-то скажет по-другому, они заявят: «Вы еретик». Я не хочу этого. Но, несомненно, атмосфера изменилась, в ней появилось нечто новое — можно назвать это «нисхождением супраментальной Истины», потому что для нас слова имеют смысл, но я не хочу делать никаких заявлений, потому что я не хочу, чтобы это стало классической или «истинной» трактовкой события. Вот почему я с казала так смутно, это умышленно.»

[43] «Наконец, Индия с ее ментальностью и ее методом сделала в духовной области в сто раз больше, чем Европа с ее сомнениями и интеллектуальными вопросами. Даже когда европеец превосходит сомнение и вопросы, ему не так легко идти столь же быстро и далеко, как индийцу, обладающему теми же способностями, потому что ментальное возбуждение у европейца всегда больше. Европеец может преуспеть только тогда, когда он выходит за пределы всего этого, но это дается ему не так легко.

Однако, с другой стороны, ваше утверждение верно. Это «естественное веяние времени», и западная ментальность преобладает повсюду. Также вероятно, что это должно быть встречено и преодолено перед тем, как какая-либо супраментальная реализация станет возможной в земном сознании — ибо это представляет позицию физического разума по отношению к духовным вещам, и именно в физическом должно быть преодолено сопротивление, прежде чем разум может быть превзойден тем образом, как требуется в этой йоге, так что самое сильное представление его трудностей было совершенно необходимым.» («Бюллетень», Август 1965).

[44] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[45] Они не только думали, что Мать оглохла, но Сатпрем также слышал от одного из помощников Матери, что ее странности зрения объясняются катарактой. Мать была окружена людьми, которые думали, что она стара, немощна или больна.

[46] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[47] Собственность на берегу Большого Озера, к западу от Пондишери, где планировалось создание модельной фермы с обработкой земли.

[48] «Мировой Союз» [“World-Union”]: группа за «мировое единение», основанная несколькими учениками, которые не могли договориться друг с другом.

[49] Это было во Франции с Ричардом, в начале войны, по возвращению из Пондишери.

[50] Магнитофонная запись первых предложений следующего абзаца не сохранилась.

[51] I have given thee thy awful shape of dread

And thy sharp sword of terror and grief and pain

To force the soul of man to struggle for light…

Thou art his spur to greatness in his works,

The whip to his yearning for eternal bliss,

His poignant need of immortality.

Live, Death, awhile, be still my instrument.

“Savitri”, X.IV.666

[Я дал тебе страшную форму пугала

И острый меч ужаса, печали и боли

Чтобы вынудить душу человека сражаться за свет…

Ты подстегиваешь его к величию в его работах,

Ты служишь бичом его жажды вечного блаженства,

Его острой потребности бессмертия.

А пока что, Смерть, побудь еще моим инструментом.»

[52] Немного раньше Сатпрем снова просил у Матери разрешения прекратить свою мясную диету и вернуться к простой вегетарианской пище. Мать отказала из-за состояния здоровья Сатпрема.

[53] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[54] См. беседу от 17 апреля 1965 г.

[55] Сатпрем имел в виду, что ему трудно понять, как это эту новую субстанцию, из совсем другой Материи, можно подготовить через гимнастику физического тела.

[56] Возможно, речь идет об «ионизированной субстанции».

[57] Пурани уйдет через несколько месяцев: 11 декабря 1965 г.

[58] См. беседу от 29 июня 1963 г. (том IV).

[59] Несколько лет тому назад Мать уже говорила Сатпрему, что английский остров обречен исчезнуть под водой. Примечательно, что английские эксперты сделали следующее наблюдение, опубликованное в “Sunday Standard” от 20 января 1974: «Лондон стал более уязвим по отношению к наводнениям, поскольку Англия медленно опрокидывается: ее юго-восточная часть медленно опускается, тогда как северо-запад Шотландии поднимается.»

[60] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[61] Ауровиль будет основан только 3 года спустя, в 1968 г.

[62] Символ Матери и Шри Ауробиндо.

[63] “Lake estate” – собственность возле озера, уже обрабатываемая.

[64] Он очень хорошо знает толк в этом: это он станет «собственником» Ауровиля после ухода Матери, пользуясь деньгами, собранными для Ауровиля. Он упечет в тюрьму и будет выгонять из Индии всех жителей Ауровиля, не согласных с этим мошенничеством, тогда как Ауровиль перейдет на осадное положение, и фонды, предназначенные Ауровилю, уйдут на взятки.

[65] Есть магнитофонная запись этой беседы. Следующая част, к сожалению, не сохранилась (просто из-за того, что кончилась пленка).

[66] В действительности киста уменьшилась почти наполовину после того, как Суджата сказала о ней Матери 4 дня тому назад. Но «по привычке» все же сделали операцию.

[67] См. беседу от 17 марта 1961, «Агенда», том II.

[68] В годах 1972-73, один мальчик из Ашрама (V), отличный ясновидящий, кого Мать несколько раз упоминает в «Агенде», имел следующее видение, связанное, возможно, с видением Матери: он видел Ашрам как бы сверху, и вся земля Ашрама была словно изрыта бесчисленными норами и туннелями; крысы вбегали и выбегали, сновали вверх-вниз в постоянной спешке — ничего не осталось, все было растащено крысами.

[69] No. 110, от 29 мая 1965 г.

[70] Есть магнитофонная запись этой беседы. Следующая часть беседы не сохранилась.

[71] Магнитофонная запись начинается здесь.

[72] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[73] Мать выглядит «уставшей».

[74] Есть магнитофонная запись этой беседы. Запись следующей части беседы не сохранилась.

[75] Мать уже говорила об этом случае в беседе от 26 июля 1965: речь идет о человеке, который вылечился от рака мозга, но совсем не поверил во вмешательство высшей силы.

[76] В письме, которое только что прочел Сатпрем, также говорилось, что болезнь теперь возобновилась.

[77] Сразу же приходит на ум «математическая формула» Шри Ауробиндо: «Сейчас», - писал он в 1935 г., - «я ухватился за суть дела – я, как Эйнштейн, получивший математическую формулу всей проблемы, получил свою формулу (не понятную ни для кого, кроме меня, как в случае с Эйнштейном), и я разрабатываю ее.» Мать использует почти те же самые слова.

[78] См., в частности, «Беседы Шри Ауробиндо с Павитрой», беседу от 20 ноября 1920 г. Павитра жалуется, что «эта механическая часть ума увлекает меня за собой». И Шри Ауробиндо отвечает: «Это просто внешнее функционирование, и оно будет отброшено.» Это было в 1926 г. Позднее Шри Ауробиндо изменил свое мнение, возможно, из-за того, что нашел свою «математическую формулу».

[79] Есть магнитофонная запись этой беседы. Запись следующей части не сохранилась, за исключением нескольких слов в самом конце.

[80] Умом самого тела.

[81] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[82] «В Йоге, как и в жизни, именно человек, неустанно упорствующий до конца, перед лицом всех поражений, разочарований и всех противостоящих, враждебных и отрицающих событий, именно такой человек в конечном счете побеждает и находит, что его вера оправдана, поскольку для души и Шакти в человеке нет ничего невозможного.» [«Синтез Йоги», XXI. 754]

[83] Пий XII

[84] Следующий небольшой фрагмент разговора не сохранился в магнитофонной записи.

[85] Больница Велора гораздо лучше «организована по части болезни», если можно так сказать, там работают американские врачи.

[86] У Матери периодически происходит кровоизлияние в глаз.

[87] Есть магнитофонная запись этой беседы. Следующая часть беседы не сохранилась в магнитофонной записи.

[88] Речь идет о специальном выпуске, посвященном Шри Ауробиндо.

[89] Ответы Матери приводится ниже, в «Приложении»

[90] Статья Сатпрема приводится ниже, в «Приложении».

[91] Heaven’s touch fulfils but cancels not our earth.

“Savitri”, XII.719

[92] Слова Матери.

[93] The miracle for which our life was made.

“Savitri”, II.XII.278

[94] Магнитофонная запись начала этой беседы не сохранилась.

[95] Припомним последнюю беседу (от 18 августа), в которой Мать говорила о стеклянных залах, больших как земля. Любопытно отметить, что в течение нескольких недель Сатпрем сам был погружен в правку предложений в связи с редакцией перевода «Синтеза Йоги».

[96] Мать колебалась: кажется, она хотела произнести «бессмертной», а не «вечной» — бессмертной реальности (см. далее беседу от 28 августа).

[97] «Инициирующую» в смысле английского слова “initiating” — зачинать, приводить в движение.

[98] В одной из старых бесед на Плэйграунде (от 10 марта 1951) Мать говорила о вскрытии гробниц в Египте: «В физической форме присутствует ‘дух формы’, и этот дух формы сохраняется некоторое время, даже когда, внешне, считается, что человек умер. И пока дух формы сохраняется, тело не разлагается. В Древнем Египте знали об этом; они знали, что если подготовить тело определенным образом, тогда дух формы не уйдет, и тело не разложится.» См. беседу от 27 февраля 1965 г.

[99] Мать разъяснит это позднее.

[100] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[101] The great stars burn with my unceasing fire

And life and death are both its fuel made.

Life only was my blind attempt to love:

Earth saw my struggle, heaven my victory.

“Savitri”, X.III.638

[102] Позже Мать снова подчеркнет: «Это не ‘жизнь была только…’, а ‘только жизнь…’».

[103] Переживание «великих пульсаций» божественной Любви (в апреле 1962).

[104] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[105] До самого конца = Карачи. Напомним, что Шри Ауробиндо неоднократно говорил, что пока Индия разделена, «Индия может быть серьезно ослаблена, даже ей может быть нанесен серьезный урон: всегда будет оставаться возможность гражданской войны, даже нового иностранного вторжения и порабощения.» Напомним также, что Пакистан является искусственным творением Англии, в духе политики «разделяй и властвуй». Американцы и китайцы тоже подхватили эту политику.

[106] Мать имеет в виду постоянные стычки на границе.

[107] Статью о Шри Ауробиндо, которая в конечном счете будет опубликована в журнале «Синтез».

[108] Революционные выступления против военной касты. Конфискация имущества англичан и американцев.

[109] Лал Бахадур Шастри.

[110] S.M. (доверенное лицо индийского правительства) прибыл 16 июля. Следовательно, это было в начале июля.

[111] Есть магнитофонная запись этой беседы. Запись окончания беседы не сохранилась.

[112] В своем послании от 15 августа 1947 г. по случаю дня Независимости Индии, Шри Ауробиндо писал: «…Старое религиозное деление на индусов и мусульман укрепилось сейчас в постоянном политическом разделении страны. Надо надеяться, что этот свершившийся факт не будет принят как установленный навечно или как нечто большее, чем временное средство. Ведь если это разделение будет длиться, Индия может быть серьезно ослаблена, ей даже может быть нанесен серьезный урон: всегда будет оставаться возможность гражданской войны, даже возможность нового иностранного вторжения и порабощения. Этого не должно быть; это деление должно исчезнуть. Будем надеяться, что это произойдет естественным образом, путем нарастающего признания необходимости не только мира и согласия, но и совместного действия, путем практики совместного действия и создания средство для этой цели. На этом пути объединение может произойти в любой форме — конкретная форма может иметь прагматическое, но не фундаментальное значение. Но какими бы ни были средства, каким бы ни был путь, деление должно исчезнуть; объединение должно быть достигнуто и будет достигнуто, ибо это необходимо для величия будущего Индии.»

[113] Спустя четыре дня, 22 сентября, Лал Бахадур Шастри объявит о прекращении огня.

[114] Китай выдвинул трехдневный срок, в течение которого Индия должна убрать все свои военные посты на границе Сиккима.

[115] США заявили, что они придут на помощь Индии в случае нападения Китая.

[116] Совет Безопасности ООН выдвинул ультиматум, обязывающий Индию и Пакистан прекратить огонь.

[117] Во внутренний контакт с этой организацией.

[118] Сатпрем имеет в виду: к счастью, потому что если бы Пакистан согласился и не вынуждал бы Индию сражаться, разделение оставалось бы долгое время.

[119] Английское правительство и английская пресса (впрочем, американская пресса тоже) была настроена против Индии.

[120] Заметим, что днем раньше у Матери была лихорадка.

[121] Х – тантрический гуру.

[122] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[123] Вероятно, Мать намекает на (помимо прекращения огня Пакистаном) заявление Дели о том, что Индия считает устаревшим договор от 1954 г., подписанный Неру, о признании Индией власти Китая над Тибетом . (Это «заявление» долго не продержится.)

[124] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[125] Annul thyself that only God may be. (VII.VI.538)

[126] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[127] Этот бронзовый бюст, сделанный одной англичанкой (Эльзой Франкель), был установлен в комнате Шри Ауробиндо в 1958 г. по просьбе учеников (можно только гадать, зачем потребовался бюст в этой комнате, да еще и позолоченный).

[128] Есть запись музыки и начала этой беседы. Запись следующей части беседы не сохранилась.

[129] Комета «Икеда-Секи».

[130] Секретари.

[131] Друг Сатпрема, сошедший с ума и умерший 7-8 лет тому назад; Сатпрем сопровождал его в дом для сумасшедших в Японии.

[132] Когда Индия приняла «прекращение огня» 22 сентября.

[133] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[134] «Шри Ауробиндо или путешествие сознания»

[135] Мать попросила Сатпрема изменить следующий отрывок, в котором она впервые ссылается на Ашрам. Интересно отметить, что она видела для Ашрама, а также интересно отметить, что она попросила Сатпрема изменить этот отрывок, который сначала звучал так: «Что касается группы, как, например, Ашрама, то чтобы она действительно хорошо работала, требуется, чтобы были сформированы члены этого высшего человечества, которые заняли бы по отношению к супраментальному существу ту же позицию, которую животное (например, собака) занимает по отношению к человеку. Чтобы Ашрам хорошо работал, должны быть люди, которые нашли бы в самих себе или в своей жизни эту гармонию с жизнью — эту человеческую гармонию — и которые имели бы то же самое чувство поклонения, почитания [которое имеют животные] по отношению к «нечто», что кажется столь превосходящим их, что они даже не пытаются реализовать его, но они поклоняются ему, и они чувствуют потребность ощущать влияние и защиту этого и жить под этим влиянием и иметь радость быть под его защитой.»

[136] «Несомненно, ошибкой является тянуть свет силой. Супраментал невозможно взять натиском. Когда все будет готово, он откроется сам, но сначала много чего надо сделать, и сделать терпеливо, без спешки.»

[137] «Молитвы и Медитации», 27 марта 1917: «…Ты видишь это в своем сердце, это победоносный очаг; только ты можешь нести его, чтобы он не был разрушительным. Если другие коснуться его, они будут сожжены. Поэтому не позволяй им подходить слишком близко к нему. Ребенок должен знать, что он не должен прикасаться к яркому пламени, которое так притягивает его…»

[138] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[139] Imagining meanings in life’s heavy drift,

They trusted in the uncertain environment

And waited for death to change their spirit’s scene.

“Savitri”, X.IV.641

[140] Речь идет о беседе от 27 ноября, которую Сатпрем хотел опубликовать, по крайней мере, частично, в «Бюллетене» Ашрама.

[141] A savage din of labour and a tramp

Of armoured life and the monotonous hum

Of thoughts and cats that ever were the same.

“Savitri”, X.IV.641

[142] Он действительно умер, как позднее подтвердили газеты и письмо от его компаньона.

[143] К сожалению, магнитофонная запись следующего фрагмента беседы, касающаяся доктора Саньяла, не сохранилась. Запись возобновляется дальше, к концу беседы.

[144] Речь идет о болезни Паркинсона.

[145] Есть магнитофонная запись этой беседы, за исключением отрывка, касающегося доктора Саньяла.

[146] Король Махендра и королева Ратна.

[147] Насколько помнит Сатпрем, Мать предвидела конфедерацию маленьких гималайских государств (и даже азиатских государств) для защиты от Китая. Индии отводилась роль лидера этой конфедерации.

[148] Тремор прекратился только на время.

[149] В действительности, рак.

[150] Эта фраза добавлена Матерью позднее.

[151] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[152] Магнитофонная запись начинается здесь. Начало разговора не сохранилось.

[153] 113 — Hatred is the sign of a secret attraction that is eager to flee from itself and furious to deny its own existence. That too is God’s play in His creature.

[154] Есть магнитофонная запись этой беседы.

[155] Милый старый ученик, недавно умерший (11 декабря 1965). Он – автор «Вечерних бесед со Шри Ауробиндо.»

[156] Для Матери пятнадцать дней = шесть месяцев. Это было 18 июня 1965 г. (см. беседу от этого числа).

[157] «Удивительно», но в первые годы Сатпрем действительно имел множество переживаний такого рода, и его ночи были совершенно сознательными с того момента, как он выходил из тела. Затем эти переживания вдруг прекратились, как если бы Сатпрем был нарочно зажат в своем теле, без выхода. Ему потребовалось долгое время, чтобы принять, что такова «йога в теле».

[158] Есть магнитофонная запись этой беседы.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.