Этим утром я получила письмо от одной маленькой девочки; она спрашивает меня: «Что такое сознание? Я спросила своих учителей, а они ответили мне, что это очень трудно объяснить!» [Мать смеется] Так что она спрашивает меня. И поскольку она спросила меня, в взглянула на это. Как ей можно ответить?
Ты знаешь, как можно объяснить это? Ведь мы используем ничего не значащие слова.
Спонтанно я сказал бы так: это огонь или дыхание, несущее весь мир! Это огонь, вдыхающий жизнь во все: он заставляет дышать грудь, вздувает море…
Неплохо!
А что ты скажешь?
Вот что я нашла: это причина существования — причина и следствие одновременно. Но это не то.
Твое объяснение более поэтическое, более литературное, но я не уверена, что это то.
Это субстанция мира, то, что составляет мир.
Да. Если сказать: «Без сознания нет и мира», это гораздо точнее, но это ничего не объясняет. Таким был мой первый ответ: без сознания нет мира, нет существования.
Это дыхание, сила или огонь, несущий мир — что вызывает его существование.
Это неплохо, давай запишем это!
О, нет! Это ты должна найти ответ.
Надо, чтобы я ответила этому ребенку.
Ведь, иначе, мы теряемся в абстракциях.
Да, и с абстракциями ты используешь слова, означающие что-то другое, это все.
Но ты, как ты чувствуешь сознание?
Без сознания невозможно чувствовать. Сознание — это действительно основа всех вещей.
(Мать смотрит на письмо
ребенка и протягивает его Сатпрему)
«Милая Мать,
Я хотела бы знать: «Что такое сознание?». Я спросила об этом учителя, но он ответил: это очень трудно объяснить.
Я хочу получить твое благословение, чтобы хорошо сдать все экзамены.
Прими мой пранам.[69]
Твоя маленькая дочь.
Без сознания нет существования, это совершенно верно, но это не объясняет, что такое сознание. Но твое объяснение достаточно поэтичное, во всяком случае!
В философии Индии Существование ставится перед Сознанием. Они говорят: Сат-Чит-Ананда.[70] Так что, если сказать: Чит-Сат-Ананда!… И это не верно.
Это не верно, риши всегда говорили об Огне, «Агни», который является первородной субстанцией.
А «огонь» и есть сознание?
Да, он становится сознанием — это сознание. Это сознание-сила. Риши говорили: «Даже в камне он есть, даже в воде он есть.»
Но когда я имела переживание пульсаций Любви, сотворивших миры, сначала была пульсация, а сознание — сознание пульсации — затем.
Так что можно определить это так: когда он… он… (я никогда не знала, какое слово употребить!) стал сознавать Самого Себя, это породило мир.
В Упанишадах говорится, что это «тапас»[71] создал мир.
Да, тапас — это Сила.
Это еще и огонь.
Нет, тапас — это Сила.
Чит-Тапас — это жар.
Они говорят: Сат, Чит-Тапас, Ананда. Они ставят вместе Чит и Тапас. Сначала Чит, затем Тапас. Это созидательная сила сознания.
Но Шри Ауробиндо всегда говорит: «Сознание-Сила», неразрывно. Нельзя отделить одно от другого. Нет сознания без силы, и нет силы без сознания — это Сознание-Сила. В этом весь мир!
В любом случае, это звучит не очень-то по-философски и совсем по-детски, но это гораздо истиннее, чем метафизические высказывания: когда Господь стал Сознавать Самого Себя, это породило мир.
Так что давай запишем для малышки твое определение.
Нет, сначала твое определение, это первая стадия! затем вторая стадия: человеческая.
(Мать смеется и пишет:)
«Когда Господь начал сознавать Самого Себя, это породило мир.»
Теперь твое определение, говори!
Это ты должна сказать.
Нет-нет! скажи мне, как там у тебя.
Я не знаю… Сознание — это дыхание или огонь, несущий все.
Но если я напишу «огонь», они сразу же скажут: «А! сознание — это огонь!»
Дыхание, которое несет все, заставляет дышать все?
(Мать пишет: )
«Сознание — это дыхание, являющееся жизнью всего.»
Нет…
«заставляющее все жить.»
Ты понимаешь, это пойдет из класса в класс, по всей школе! [Смеясь] Я знаю, что произойдет!
«Сознание — это дыхание, заставляющее все жить.»
Вот так.
Ей везет, этой малышке.
Дети забавны!
*
* *
(Чуть позже Мать смотрит на стопку текстов, написанных по-английски, которые еще надо перевести на французский язык)
Было бы гораздо лучше, если бы все это было написано крупными буквами… Жаль, что у меня такие глаза. Я теряю очень много времени. Я вынуждена спрашивать или брать лупу. То, с чем я раньше справлялась за три минуты, занимает теперь полчаса. Вот так. Но чтобы восстановить свое зрение (это возможно: ничто не повреждено, только «поизносилось») мне пришлось бы потратить на это много времени; это заняло бы много времени: упражнения, концентрация… У меня нет времени. Но живость сознания, когда я видела!… Я не нахожу этого у других глаз. Это было так удобно.
Как бы там ни было…
Надо иметь терпение. Ни к чему вздыхать, надо или делать с этим что-то или не беспокоиться об этом! У меня нет времени делать с этим что-то — я жду, что мое зрение само вернется ко мне.