[Бессмертное блаженство не живет в человеческой атмосфере]
[Смеясь] К сожалению, это легко констатировать! Бессмертное блаженство не живет в человеческой атмосфере. Но она могло бы ответить ему: «Это из-за тебя, так что лучше бы ты помалкивал!»
*
* *
(Чуть позже, по поводу трудностей одного слепого ученика. Следующий фрагмент записан по памяти из-за поломки магнитофона)
…Что касается меня, странно, я вижу словно через плотную вуаль, то есть, все туманно. Затем, вдруг, без видимой причины, я вижу предмет, тот или иной, ясно-ясно, точно, в деталях, как если бы его показывали мне. Или, скажем, я читаю книгу; если я читаю ее, не обращая внимания ни на что другое, я вижу прекрасно, но если я начинаю думать над ответом или концентрироваться, если сознание начинает работать, тогда все исчезает, я не вижу больше ничего — спустя минуту строчки снова ясно видны. Значит, это не зависит от какого-либо дефекта зрения или материального органа: это что-то другое, чему меня хотят научить. Ведь это постоянно возвращается ко мне, словно для того, чтобы показать мне что-то; но у меня столько работы и столько людей, что никогда нет времени остановиться и сконцентрироваться, чтобы увидеть, что это такое. Мне надо бы ухватить как раз тот момент, когда зрение приходит и уходит, и проследить за состоянием сознания в тот момент.
Это действительно так, как если бы мне хотели продемонстрировать, что зрение не зависит от глаз.
Орган находится в хорошем состоянии, ему не надо никакого урока. Но зрение одного глаза не такое, как зрение другого; этот глаз [правый] видит в общем, немного расплывчато, а тот глаз [левый] видит точно, ясно, но в его уголке есть совсем маленькая точка, словно черная точка, из-за чего все мне видится ясно, но с пятнышком в уголке. Затем, если я сконцентрируюсь, я вижу, что это пятно становится ярким и светлым, как темно-голубая звездочка, и эта звездочка перемещается передо мной (это не зависит от глаза), она перемещается, движется. И если я, к примеру, фиксирую свой взгляд на ком-то, я вижу, как эта темно-голубая звездочка перемещается и останавливается здесь или там [жест, указывающий на различные уровни личности], точно в том месте, где нужно поработать. Значит, это не зависит от глаза. И, кроме того, если я смотрю на фотографию, то в определенной позиции между левым и правым глазом я вдруг вижу, что фотография оживает, обретает три измерения, и голова человека выходит. Вот как я могу видеть характер. Это действительно любопытно, словно мне хотят научить видеть иным образом.