Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Февраля 1967



(Следующая беседа записана по памяти. Она возникла в связи с одним молодым учеником, который не понимал, как это все – импульсы, желания и т.д. – могут приходить «снаружи», из универсальной Природы, тогда как Шри Ауробиндо говорит, что мы «становимся тем, что видим в себе»)

 

Я сказала ему, что он начнет понимать тогда, когда сможет свести все противоположности сделать синтез. Им не хватает ощущения четвертого измерения, так что они не понимают. Там все находится вместе очень конкретным, очень ощутимым образом, «наружность» и внутренность.

Теон сильно напирал на враждебные силы, тогда как Шри Ауробиндо не говорил о них. Когда я приехала сюда, я спросила его: «Существуют ли враждебные существа, враждебные силы?» Он ответил: «Да, они существуют, и чтобы побороть их, легче считать их находящимися вне себя, чем частью своей природы.» Он настаивал на Единстве: все есть Одно, искаженное в той или иной степени, даже «враждебные» силы. В сущности, то, что называют «враждебными силами», это искаженные сознания. Когда эти искажения преобладают в существе, то есть, его природа подчиняется искаженным влияниям, не отвечает больше на божественное влияние, тогда это существо можно называть «враждебным» (такие существа есть, Бог знает!). Но здесь, в Индии, особенно настаивают на идее Единства. Конечно, в начале мира произошло отделение, но на этом настаивали, главным образом, тантристы; они говорят, что чтобы восстановить Божественное, надо объединить оба полюса… Все это – языки, способы выражения, заполняющие пробелы и дополняющие друг друга. И, следуя индивидам, эпохам, странам, были более или менее чистые, более или менее близкие способы выражения. Но, в конце концов… Можно сказать, что Господь забавляется, рассказывая Самому Себе всевозможными способами.

А когда вы находитесь в самом низу лестницы сознания, эти способы выражения становятся все более и более конкретными, абсолютными, жесткими и отрицающими все, отличающееся от них: это религии… О! кстати, кажется, Папа сближался по поводу Ауровиля и спрашивал, будет ли там католическая церковь!… Мне задали этот вопрос. Я ответила: «Нет, ни церквей, ни храмов.»

Но это могло бы быть забавно, если бы мы собрали вместе образцы всех религий всех стран и всех времен. Город религий: видишь?… Тотем рядом с собором! О, это было бы очень забавно. Все древние религии: египетская, финикийская, древнескандинавская… и затем новые религии.

 

Они же все начнут спорить друг с другом!

Жаль, у людей не хватает чувства юмора! а то бы мы хорошо позабавились. Это чудесное средство.

Мы могли бы делать туры, как люди из «бюро путешествий Кука» (!) Мы делали бы туры по религиям, со всеми статуями, монументами. Объяснения могли бы делаться каким-нибудь гидом, но они были бы подготовлены кем-то, имеющим чуть более высокое видение (о! не супраментальное, а только чуть более высокое); показывались бы все человеческие верования и как они пускали кровь во имя Бога…

Меня сильно интересовал этот вопрос, сначала я даже хотела сделать такой курс[19], когда в Школе было только тридцать учеников: урок по религиям, показывающий всю линию от богов с головой птицы или шакала до соборов. О, когда мне было пять лет, я протестовала против такого «Бога», который действительно был зловредным персонажем и пускал кровь.

Так что мы могли бы сделать «город религий». Но надо было бы воссоздать атмосферу.

 

Музей религий?

Нет, музей – это слишком интеллектуально – город религий. Мы воссоздали бы атмосферу, имели бы храм, церкви, собор, тотем… [смеясь] Греческий храм мы доверили бы Ананте[20]! Это было бы действительно уникальное место на земле.

Но, ты знаешь, есть еще так много фанатиков – больше, чем мы думаем. Можно было бы подумать, что все это ушло с современным развитием: совсем нет.

Чем дальше я иду, тем больше у меня есть восприятие Гармонии, то есть, видения Целого, в котором все находится на своем месте: качества, движения, даже формы. Это что-то, что вырабатывается, вырабатывающееся видение.

И все же внешне это видимый хаос… Ты знаешь, равновесие состоит из множества соединений, держащихся друг за друга и образующих устойчивость. Но когда вы хотите перейти к более высокому равновесию, все это надо, так сказать, разложить [жест складывающейся пирамиды], а затем заново соединить в одно целое, переделав все соединения на более высоком уровне. Труден переход от одного к другому.

Мы находимся в гуще хаоса.

И единственное решение в этот момент – это сделать некий отход [жест отхода вовнутрь], непоколебимо уцепиться за что-то более высокое и держаться за него, пока не пройдет ураган. Затем можно пройти.

 

*

* *

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

(Еще в 1960 г. Мать думала ввести урок «истории религий», как тому свидетельствует следующее письмо в ответ на вопрос одного учителя из Школы :)

 

«…наконец, каким было оккультное влияние иудаизма на человеческую эволюцию? Чем больше я думаю над этим, тем больше нити этого кажутся мне такими связанными, запутанными, что только знание «в обозрении» может помочь выделить суть. Как бы там ни было, Мать, я ставлю перед тобой все это. Надеюсь, что ты сможешь мне сказать, как мы здесь должны подходить к этому вопросу, и дашь мне несколько основных элементов, на базе которых я смог бы строить свои объяснения.»

 

Ноябрь 1960

 

Я не знаю, что Павитра сказал тебе или попросил от тебя, но вот что, вкратце, я сказала ему. Уже давно я думала о том, чтобы объяснить учащимся, молодым и пожилым, частные истины, находящиеся в корнях всех человеческих религий, каждая из которых представляет один из аспектов полной Истины, превосходящей их все. Это в совершенстве разъяснено в работах Шри Ауробиндо, которые НАДО прочесть и изучить до того, как даже помыслишь об изложении вопроса. В любом случае, вопрос не стоял попросить кого-либо сделать это, поскольку я оставила этот предмет для себя, считая, что его можно успешно изложить только в том случае, если ты сам имел переживание, то есть, пережил истину за всеми религиями.

Я просила лишь, в качестве подготовки, прочесть учащимся курс по «истории религий» с чисто исторической внешней и интеллектуальной точки зрения. Речь не шла о том, чтобы подходить к предмету с духовной точки зрения.

В любом случае, ничего полезного нельзя сказать перед тем, как ты внимательно прочтешь то, что Шри Ауробиндо говорил по этому вопросу («Синтез Йоги»: в главе «Йога Знания» он говорит о религиях; первые главы «Очерков Гиты»; «Основы Индийской Культуры»; «Мысли и Афоризмы» и многие другие тоже). Поэтому начни с чтения.

Я не отвечаю а твои вопросы, поскольку они составляют часть курса, который я хочу прочесть сама, и который, к тому же, еще не написан.

 

С моими благословениями,

Подпись: Мать

 

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.