Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Июня 1967



Должна добавить кое-что к тому, что я как-то сказала о Божественном.[85] Кто-то спросил меня: «А что такое Бог?». Этот вопрос связан с текстом Шри Ауробиндо. Вот он:

 

Любовь ведет нас от страдания разделения в блаженство совершенного единения, но без потери радости действия единства, что является величайшим открытием души и для чего жизнь космоса является долгой подготовкой. Поэтому приближаться к Богу путем любви — это подготавливать себя к величайшему духовному исполнению.

(«Синтез Йоги»,

XXI.III.523)

 

Вопрос касается последнего предложения; кто-то спросил меня: «Что такое Бог?». Так что я ответила (имея в виду слово «Бог»):

 

Это название, которое человек дал всему, что превосходит его и доминирует над ним, всему, что он не может знать, но чему он подчиняется.

 

Вместо «всему, что превосходит его», можно было бы сказать «ТОМУ, КОТОРЫЙ превосходит его», поскольку с интеллектуальной точки зрения «все то» спорно. Я имею в виду, что существует «нечто» — невыразимое и необъяснимое нечто — и человек всегда чувствовал, что это нечто доминирует над ним. Это находится за пределами всякого понимания и господствует над ним. И затем религии дают имя этому нечто; человек навал это «Богом»; по-французски это Dieu, по-английски — God, на других языках это звучит по-другому, по, как бы там ни было, это одно и то же.

Я намеренно не даю никакого определения. Ведь ощущение всей моей жизни говорит мне о том, что это только слово, и в это слово люди вкладывают множество нежелательных вещей… Это представление о боге, который претендует быть «одним и единственным», как они говорят: «Бог — один и единственный». Но они чувствуют и выражают это тем же образом, как выразил это Анатоль Фран (думаю, это было в «Восстании Ангелов»): это такой Бог, который хочет быть одним, единственным и СОВСЕМ ОДНИМ. Это то, что сделало меня полным атеистом, если можно так сказать, когда я была ребенком; я отказывалась принимать существо, КЕМ БЫ ОН НИ БЫЛ, кто объявляет себя одним, единственным и всемогущим. Если бы он действительно был одним, единственным и всемогущим [смеясь], он не имел бы права заявлять об этом! Вот что у меня было на уме. Я могла бы произнести часовую речь по этому поводу, чтобы показать, как в каждой религии рассматривалась эта проблема.

В любом случае, я дала то определение, которое нахожу самым объективным. А в тот раз на вопрос «Что такое Божественное?» я попыталась дать ощущение Вещи; здесь же я хотела бороться против использования слова, которое для меня пусто и опасно пусто.

 

Я помню очень сильную строчку из «Савитри», где все это чудесно говорится в нескольких словах. Он говорит: «Бестелесная Безымянность, видевшая РОЖДЕНИЕ Бога…»[86]

 

(молчание)

 

Я рассказывала тебе, что на днях я встречалась с D. перед ее отъездом [в поисках тибетского гуру], и мы с ней беседовали. Я говорила ей о Шри Ауробиндо и его учении. Но она обратилась! Да, на самом деле. Она опять написала мне письмо, которое я получила как раз сегодня (это второе письмо, которое она написала мне оттуда), в котором она говорит, что встретилась с тем знаменитым тибетским мудрецом, с которым она хотела обсуждать… Кажется, он позабавился над ней — она так не говорит, но она говорит, что «он постоянно ставит вас лицом к лицу с вашими ментальными формациями» (должно быть, он показал ей, что она постоянно питалась словами). И затем она добавляет: «Но, что касается меня, я действительно чувствую, что твоя любовь всегда со мной, и все прекрасно.» — Никогда! В первый раз за свою жизнь она сказала мне это.

Так что это дало мне идею написать то, что я говорила ей об учении Шри Ауробиндо:

«Чтобы понять учение Шри Ауробиндо и следовать ему, надо учиться подниматься над всякой возможностью противоречия.»

Иными словами, достигать области, где нет больше противоречий. Это верно. Ты понимаешь, если брать цитаты Шри Ауробиндо по какому-то вопросу, то можно ставить рядом друг с другом очень противоречащие друг другу вещи: он говорит одно, затем противоположное, затем опять что-то другое. Так что чтобы понимать его и не повторять себе «Но почему он постоянно говорит противоположное тому, что сказал только что!», вы должны учиться подниматься выше — выше, это прекрасно (!) Там… очень интересно. Как только вы там, это очень интересно.

И, с практической точки зрения, замечательно то, что в этой области, находящейся за пределами всех противоречий, лежит источник истинной Силы.

Но я имею в виду вот что: мы могли бы найти у Шри Ауробиндо предложение, говорящее, например, что «Бог» — это слово, лишенное смысла, в которое человек вкладывает все, что хочет, а затем описание, аналогичное тому, что я дала по поводу Божественного. И во всех его работах так.

 

(молчание)

Затем я хотела бы опубликовать следующую цитату Шри Ауробиндо:

 

Традиции прошлого велики на своем месте, в прошлом, но я не вижу, почему мы должны просто повторять их и не идти дальше. В духовном развитии сознания на земле за великим прошлым должно следовать великое будущее.

 

14 января 1932 г.

 

*

* *

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.