Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Июля 1967



 

Я рассказывала тебе, что кое-кто здесь учит французский язык (и учит его очень хорошо, должна я сказать), и я ответила ему шуткой, чтобы посмотреть, есть ли у него чувство юмора. И на следующий день он, в свою очередь, прислал мне шутку!

«Кто медленнее в работе трансформации: человек или Бог?»

Мой ответ:

 

Для человека Бог всегда медлителен в ответе на его молитву. А для Бога человек всегда медлителен в открытости на Его воздействие. Но для Сознания Истины все идет так, как должно!

 

(Мать смеется)

Затем было еще кое-что. Мне задали вопрос о музыке: «К чему нам следует прислушиваться в музыке? Как судить о качестве музыкального произведения? Что вы думаете о легкой музыке (музыка кино, джаз и т.п.), которая очень нравится нашим детям?»

Я ответила так (это было вчера):

 

Роль музыки заключается в том, чтобы помочь сознанию подняться к духовным высотам.

Все, что опускает сознание, поощряет желания и возбуждает страсти, это противоречит истинной цели, и этого следует избегать.

Дело не в том, как назвать музыку, дело в вдохновении…

Да, ведь он сказал «легкая музыка», но я слышала и очень милую легкую музыку! Даже некоторые отрывки из музыки к фильмам были великолепными, и, с другой стороны, некоторые отрывки «классики», о, так скучны! Так что…

 

…и только духовное сознание может судить об этом.

Ведь в Школе они слушают музыку каждую субботу, и они стали спорить о том, какого типа музыку следует слушать; тогда один мальчик сказал: «А вот я ЛЮБЛЮ легкую музыку, она меня ОЧЕНЬ развлекает.» [Мать смеется]. Так что они посмотрели на него с презрением! И написали мне, спрашивая об этом. И вот что я им ответила!

«Легкая» музыка! Конечно, джазовая музыка… но даже в ней есть очень милые отрывки, ничего не скажешь.

Нельзя сказать заранее.

В конечном счете, это совсем не зависит от намерения музыканта: это зависит от СОСТОЯНИЯ, в котором он был. Если вы чувствуете себя очень радостными и вдруг слышите звуки, выражающие очень легкую, очень свободную радость и вносите это в музыку, это чудесно. Тогда как если вы суровы, серьезны, видите всю человеческую убогость и вносите это в тяжелые, тупые звуки, и, ох, если сделать из этого оркестровую музыку, которая вам досаждает… [Мать смеется]

Постой-ка, опять есть кое-что еще… О, бедный К, он проводил экзамены (они сошли с ума со своими экзаменами!), он проводил экзамены по поводу одного текста или темы, который он продиктовал своим ученикам. Двое мальчиков (одного из них К считает очень смышленым, и он ему нравится, тогда как другой мальчик — нет) опоздали, и К попросил того мальчика, который ему не нравится, принести ему домой свою работу. Он принес ее. К прочел ее и обнаружил, что на один из вопросов оба мальчика ответили если и не одно и то же, то очень похоже. Этот вопрос касался как раз той темы, что была продиктована К, так что вполне естественно, что ответы оказались очень похожими. К сразу же «почувствовал», что один мальчик списал у другого и прямо так ему и сказал! Мальчик не сдержался и ответил ему довольно грубо. Так что К и мальчик написали мне об этом, причем каждый из них изложил всю историю по-своему, а мальчик еще и выразил сожаление, что был так груб с учителем. Но К остался убежденным, что один списал у другого. Вот так, лавина писем… В конце концов я написала К: «Пришлите мне оба ответа, я посмотрю.» («посмотрю» не глазами, а так, «почувствую»). Так вот, мальчик НЕ списал. Но для меня это гораздо хуже, поскольку это означает, что К сделал на словах ментальную формацию — расставил слова в определенном порядке — и вбил ее в их головы. И они повторили ее как попугаи — конечно, их ответы оказались очень похожими на то, что им вдолбили. Наконец, К сказал мне: «Если я признаю, что мальчик не списал, я буду вынужден поставить ему очень хорошую оценку, чего я не могу сделать!» [Мать смеется] И он спросил меня: «Как мне поступить?» Вчера вечером я ответила: «Есть очень простой выход: отказаться от экзаменов. Взять все бумаги, связать их в стопку, отодвинуть в сторону и сказать, что ничего и не было — а в будущем не проводить экзаменов! А в конце года, когда надо выставлять отметки, что же, вместо того, чтобы использовать такой искусственный метод, вам над внимательно посмотреть, отследить внутреннее развитие ребенка, установить с ним более глубокий контакт [Мать смеется с насмешкой] и так и узнать, на самом ли деле он все понял! Тогда вы сможете поставить отметки, основываясь не на зазубренных ответах, которые они повторяют без понимания.» И я послала это. Так что сейчас им не очень-то приятно! [Мать смеется] Я нахожу это таким забавным, это большое развлечение!

Они собрались проводить «учительское собрание», чтобы обсудить мой ответ! [Мать смеется] Я подняла на ноги всю Школу!

Один из учителей уже ответил мне: «Невозможно оценить достижения ученика без экзаменов.» На это я не ответила точно так, как подумала: конечно, если учитель идиот, он не может без экзаменов судить о достижениях учеников, но если он — смышленый человек с психическим чувством, то есть тысячи способов понять, понял ли ученик.

Так что у них будет собрание.

 

Но в технических областях гораздо труднее судить о достижениях учеников.

 

А, да, на этом они и настаивают. Но на самом деле это не имеет значения! Два учителя показали, как, в чисто технической области, можно судить о достижениях учеников без экзаменов. Я сама знаю, я училась там, во Франции, там было много экзаменов, и я знаю, что это такое. Я ходила (в то время я была сосем молода, но это не имеет значения), я ходила на экзамены как и другие, я видела учеников, я видела, как они отвечали… Это одно из моих самых конкретных переживаний: сдают экзамены ВОВСЕ не те, кто лучше усвоил материал! Никогда. Сдают те, кто повторяют как попугаи. Они очень мило повторяют. Они не понимают, что они говорят.

Как бы там ни было, я думаю, что мы к чему-нибудь придем.

Но вчера вечером, с этим бедным К, как я позабавилась!… Это принять или оставить; я сказала: либо учителя перестанут писать мне и спрашивать меня о чем-либо (что даст мне время: я и так перегружена письмами), либо, если они продолжат писать мне, что же, тем хуже для них, они будут вынуждены принять это. Я не могу говорить им то, что нравится им.

Наша Школа претендует «на новый метод» — хорошо если они хотя бы следуют ему!

 

(Мать дает Сатпрему тексты трех писем,

которые она послала учителю по вопросу

экзаменов в Школе)

(Вопрос учителя :)

Что мне делать со списыванием на экзаменах? Следует ли нам, как это обычно принято, держать в классе по три учителя, чтобы они внимательно наблюдали? — Учителя не хотят поступать так здесь, в Ашраме.

 

Или нам следует упразднить экзамены? Это предложение кажется мне сомнительным, ведь тогда дело может дойти и до упразднения контрольных работ и сочинений.

 

Как бы там ни было, эта проблема существует, и чтобы по-настоящему решить ее, нам надо понять, почему дети так ведут себя.

 

Расскажите, пожалуйста, о причине этого искажения и о том, как решить эту проблему.

 

(Ответ Матери :)

 

Все очень просто. Большинство детей учатся из-за того, что их заставляет семья, привычки, современные идеи, а не из-за того, что они хотят учиться и знать. Пока не будет исправлен мотив их учебы, пока они не станут учиться из-за того, что хотят знать, они будут использовать всевозможные трюки, чтобы облегчить свою работу и добиться своего с наименьшими усилиями.

(13 июля 1967)

 

(Несколько дней спустя Мать посылает следующее письмо на английском языке :)

 

Единственное решение — это упразднить этот экзамен и все последующие. Соберите все бумаги, свяжите их и отложите в сторону — как будто бы их и не было — и спокойно продолжите свои занятия.

В конце года поставьте отметки ученикам, основываясь не на их письменных работах, а на их поведении, их концентрации, регулярности посещения занятий, их готовности понимать и открытости интеллекта.

Для себя возьмите за правило полагаться больше на внутренний контакт, острое наблюдение и беспристрастных взгляд.

Ученикам придется по-настоящему понимать то, что они учат, и не повторять как попугаи то, что они не полностью поняли.

И так будет сделан настоящий прогресс в обучении.

(21 июля 1967)

 

(Затем, на следующий день, Мать посылает свою третью записку :)

 

Я нахожу экзамены устаревшим и неэффективным способом оценки знания, если учащиеся смышленые, хотят учиться и внимательны.

Глупый механический ум может очень хорошо сдать экзамен, если хороша память, а это, конечно, не то, что требуется для человека будущего.

Только из терпимости к старым привычкам я согласилась на то, что те, кто хотят сдавать экзамены, могут сдавать их. Но я надеюсь, что в будущем эта уступка не будет необходимой.

В случае упразднения экзаменов учителям требуется иметь более внутренний контакт и психологическое знание для оценки знания учеников. Но, как предполагается, наши учителя делают Йогу, так что это не должно быть трудно для них.

(22 июля 1967)

 

*

* *

 

Чуть позже, по поводу письма Шри Ауробиндо:

…Но физика является самой областью механического закона, где процесс значит все, и управляющее сознание решило тщательно скрыть себя — так что, «научно говоря», его там нет. Его можно открыть там с помощью оккультизма и йоги, но методы оккультного познания и йоги не сопоставимы со средствами физической науки — так что пропасть остается. Через нее можно навести мост, но физик не может этого сделать, так что бесполезно просить его пытаться сделать то, что находится вне его компетенции.

5 ноября 1934

(XXII.201)

 

Как раз из-за этого вышел большой спор с правительством. В правительстве говорят: «Мы не можем признать вас “исследовательской Школой”, поскольку невозможно измерить прогресс в йоге.» Как раз то, о чем говорит Шри Ауробиндо! Если мы опубликуем это, это даст правительству большой козырь!

Помнишь, в Америке какое-то общество или университет открыло что-то вроде конкурса, чтобы «доказать жизнь после смерти»[126], и они поставили два-три вопроса. И у меня спросили: «Почему бы не ответить им?» Я сказала, что вопросы некорректно поставлены, они сформулированы невежественными людьми, так что как же можно на них ответить? (Я говорила тебе об этом довольно давно, я думаю.) Что же, это то же самое. То, что они спрашивают, невежественно, некорректно поставлено; это сформулировано людьми, которые ничего не понимают, так что как же им ответишь!

 

*

* *

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.