Есть перемена… Ты знаешь, что бывший «брат» А писал о том священнике, который грубо говорил об Ашраме — этому священнику приказали прекратить говорить подобное. И это довольно общее явление, больше ничего не говорят об Ашраме. Затем, ты знаешь, папа распорядился повернуть кругом все алтари; U попросили сделать это, и он сделал это во всех церквях Пондишери; тогда архиепископ написал несколько строк, говоря «поблагодарите Мать за то, что ее дети сделали очень хорошую работу…». Ты понимаешь, это означает изменение. Это означает, что они получили распоряжение.
И я получила от бывшего «брата» А милую весточку (ведь он получил корзинку на Рождество), милую, очаровательную весточку, то есть, в ней что-то чувствовалось, и в ней он сказал, что лучшая часть его самого всегда ощущает себя в моем присутствии. Действительно внутренние изменения.
У меня сильное впечатление, что они получили распоряжение свыше. Атмосфера во многом изменилась.[226]
*
* *
(По поводу насильственного насаждения на юге Индии языка хинди — языка севера Индии — в качестве официального языка. Такое же волнение в 1965 году привело к нападению на Ашрам, в ходе которого некоторые ученики были ранены, а дома сожжены. В то время губернатор Пондишери не вмешался, чтобы остановить бунтарей. Напомним, что большинство учеников пришло с севера Индии. В последние несколько дней были сожжены поезда, автобусы, почтовые здания…)
Заметил полицию на воротах?… Это министр (министр, который приезжал сюда) отдал приказ «лейтенанту-губернатору» охранять Ашрам.
(молчание)
Если было бы средство (вот над чем я работала в последние дни), средство заставить понять всю эту молодежь, что разрушение ничего не созидает — они не могут ничего заложить таким путем. То, что они хотят изменить положение дел, это понятно — возможно, они не очень-то ясно видят, к чему надо идти, но понятно, что положение дел должно измениться — но совершенно глупо идти путем разрушения… Они бросили еще одну бомбу в бедную Индиру! Она была в университете, в Шантикетане, куда она приезжала по случаю награждения (или чего-то подобного), а в нее бросили бомбу. Но на этот раз она никак не пострадала.
Ты видишь, таким был способ враждебных сил доказать, что творение было плохим: они не были удовлетворены творением и принялись действовать так — так они действовали на большом масштабе. Но это ничего не доказывает! Они установили смерть, они установили разрушение, все формы насилия и ненависти, они перевернули все вверх дном, и они думали, что таким путем мир может стать лучше — это глупо.
И все эти люди сейчас друг за другом повторяют действия в этом духе, даже не осознавая, что, как и почему они делают!… Они действуют во имя свободы и, да, свободного прогресса, поскольку их хотят заставить подчиниться самоуправному закону [сделать хинди официальным языком] — самоуправный закон глуп, но то, что они делают, еще глупее.
Да, но в этом случае ответственны все политики.
Да.
Студентами распоряжаются.
У меня есть новости на этот счет. Я знаю некоторых молодых людей, участвующих в этих волнениях, это интеллигентные молодые люди, не желающие насилия — но они хотят изменить положение дел. Есть самые интересные вещи: есть один молодой человек (это молодые люди, еще живущие со своими родителями, я знаю их из различных мест и относящихся к разным типам), так вот, совсем недавно, отец одного из них, из Калькутты или ее окрестностей, обеспокоился (я хорошо знаю этого отца), он обеспокоился; и у него был друг среди высших чинов полиции, так что он позвал его, чтобы порасспросить своего сына. Затем этот чиновник сказал отцу: «Ваш сын замечательный, высоко интеллигентный, совершенно замечательный…» Но это вскрыло кое-что, поскольку есть «стукачи», работающие на полицию, и эти стукачи плели всякие небылицы, чтобы набить себе цену, так что большинство их рапортов лживы — я знала это с давних пор, но теперь это стало очень ясно, совсем очевидно. Например, были рапорты, что этот молодой человек замешан в актах насилия: он никогда не имел ничего общего с этим! Этот человек, расспрашивавший его, был полностью убежден в этом, поскольку этот мальчик не мог делать подобного, и он сказал: «Я полностью против.» Но полицейские рапорты утверждали это. Так что все усложняется, конечно: ложь повсюду, переплетена со всем.
Совершенно очевидно, что ответственность лежит на высших чинах, поскольку это не те люди: у них нет ни знания, ни видения, ни мудрости, необходимой, чтобы управлять. Например, Индира жаловалась самой себе; один из ее друзей (хороших друзей) — очень хороший мой ученик, он сказала ей однажды, когда она жаловалась самой себе (она говорила, что люди и правительство находятся в ужасном состоянии): «Почему бы тебе не пойти и спросить совета у Матери? Она поделится с тобой мудростью.» На что Индира ответила: «Я не смею.»[227]
Ты понимаешь, вся эта путаница, все эти беспорядки, кажется, что все это направлено на то, чтобы подготовить людей к тому, что, очевидно, до сих пор даже не представлялось как возможное: прибегнуть у незаинтересованной мудрости в целях правления. Они все пойманы в «если я сделаю это, те будут против меня; а если я сделаю то…»
(молчание)
По сути, это сталкиваются две тенденции. Первая говорит: «Плохо сделано: разрушим и начнем все сначала», с верха до самого низа. Другая говорит: «Надо не так: давайте трансформировать.» Это две противоречащие друг другу вещи: усилие к прогрессу и трансформации, либо грубый и глупый путь разрушить все и начать все заново, и так до бесконечности.
Это сводится к борьбе между Жизнью и Смертью; прогрессивной и все более и более божественной жизнью и Смертью, систематически уничтожающей все, что не является божественным. Ведь только божественное избегает смерти.
Но этот процесс… нескончаемый.
Сила постепенной трансформации — это то, что должно быть введено в Материю.[228]