Задай себе вопрос: как сегодня получают прибыль абсолютно все ведущие интернет-компании мира? Ответ простой - дают зарабатывать другим и только так зарабатывают сами. И Google, и EBay, и прочие классические интернет-компании, вне зависимости от профиля их бизнеса, занимаются только одним – сводят покупателей и продавцов, давая заработать продавцам, размещая их рекламу. Иными словами можно сказать так: интернет-бизнес только тогда успешен, когда создает успех для других бизнесов.
И как только интернет-компании начинают делать что-то другое или продавать что-либо кроме рекламы, их бизнес, за редким исключением, рано или поздно катится под гору. Наглядный пример – купонаторы: сайты, продающие купоны на скидки. Их родоначальник, печально известная компания Groupon из Чикаго открыла торговлю купонами на пиццу в конце 2008 г., породив по всему миру бесчисленное множество сайтов, клонировавших эту бизнес-модель. Но вместо того, чтобы просто размещать рекламу купонов своих рекламодателей и брать плату за их размещение, компания Groupon выбрала модель интернет-магазина, продающего «уцененных котов в мешке» - сильно дисконтированные товары и услуги по стопроцентной предоплате.
Поначалу у Groupon все шло не просто хорошо, а очень хорошо. Но чем это закончилось? Вот графики цен акций «купонатора-инноватора» Groupon и классических интернет-компаний Google и EBay за одинаковый период – с ноября 2011 по начало февраля 2013 г.:
Поэтому, уважаемый франчайзи, не нужно строить никаких иллюзий насчет способов заработка в онлайне. На самом деле, он один - сводничество, а вернее сказать – посредничество - проверенная классика Интернета. В противном случае, интернет-бизнес ожидает судьба Groupon или прочих «инноваторов», вроде Zynga - крупнейшего в мире производителя игр для социальных сетей или Facebook – крупнейшей в мире социальной сети. Вот графики стоимости акций этих компаний, построивших свои бизнесы на торговле виртуальными товарами (Zynga) и на привлечении «всех подряд»: огромного количества пользователей без какой-либо внятной бизнес-модели (Facebook):
Из всего вышесказанного напрашивается единственно верный вывод: не нужно изобретать велосипед – он уже изобретен. Зарабатывать в Интернете нужно только одним единственным способом - на посредничестве - помогать покупателям находить то, что им нужно через ту или иную рекламу продавцов. Все остальное – не имеет абсолютно никакого смысла, как ни крути. И ни в коем случае не стоит продавать ничего, кроме рекламы и сопутствующих услуг, иначе получится как у Groupon (убытки $67 млн. за 2012 г.) или как у Amazon – крупнейшего в мире интернет-магазина, у которого за 2012 г. при обороте $61 млрд. убытки составили $39 млн., в то время, как чистая прибыль Google – $10 млрд., а ЕBay – $2,7 млрд. Иными словами, либо торгуй самостоятельно и заработаешь меньше нуля, либо помогай торговать другим и заработаешь очень много.
На самом деле, бизнес в онлайне практически ничем не отличается от оффлайнового бизнеса или является его трансформированным аналогом. Ведь что такое поисковые системы сегодня? Это - то же самое, что желтые страницы вчера. А аукционы – и сегодня и вчера – одно и то же. Эти две бизнес-модели являются исключительно успешными сегодня и были не менее успешными вчера. Но существует и третья бизнес-модель из той же категории, но в другом формате – мегамоллы: крупные торгово-развлекательные центры, обожаемые покупателями и исключительно выгодные продавцам. Отличием онлайновых мегамоллов от других интернет-бизнесов является источники доходов: помимо доходов от рекламы, интернет-мегамоллы получают не менее крупные доходы от сдачи в аренду интернет-магазинов, через которые арендаторы осуществляют продажи своих товаров и услуг.
Вот мы и подошли к нашей бизнес-модели. Но перед тем как мы в нее углубимся, задай себе вопрос: знаешь ли ты хотя бы один полноценный интернет-мегамолл Рунета, который у всех на устах, и который регулярно посещаешь ты, члены твоей семьи, твои друзья и знакомые? Таких нет, но, как мы знаем, свято место пусто не бывает. Что и получилось в Китае, где с 1998 года развивала свой мультибрендовый мегамолловый бизнес компания Tencent (www.buy.qq.com, www.paipai.com), которая на сегодняшний день занимает пятое место в мире по рыночной капитализации (совокупной стоимости акций) среди всех публичных интернет-компаний, уступая 1 – 4 места компаниям Google, Amazon, EBay и Facebook, которые работают на рынках почти всех стран мира, в то время, как Tencent работает только на рынке Китая. Вот график цены акций Tencent, выросших в 62 раза (!!!) c 2004 г. - несравнимо быстрее цен на акции всех других публичных интернет-компаний вместе взятых, что автоматически делает Tencent самой успешной интернет-компанией мира (синим цветом показана кривая роста за тот же период средневзвешенной совокупной цены акций первой тройки лидеров: «стариков-классиков» Google (рост в 8 раз) / Amazon (рост в 5 раз) / Ebay (рост в 2 раза)):
Глядя на это наглядное пособие, невольно возникает разумный вопрос: если бы все эти компании предлагали тебе успешный бизнес по их франшизам, какую бы компанию выбрал ты?
Второй по размеру и не менее успешной «мегамолловой» интернет-компанией является китайская Alibaba Group (www.alibaba.com, www.taobao.com, www.tmall.com). Выход акций этой компании на биржи планируется в 2014 – 2015 гг., и, по оценкам экспертов, она станет третьей или второй по капитализации интернет-компанией мира. Интересный факт о мегамоллах Alibaba Group был опубликован в ноябре прошлого года, когда на китайский праздник влюбленных (аналог дня Святого Валентина) совокупная выручка арендаторов мегамоллов Таобао и Тимолл составила более 3-х миллиардов долларов за сутки, что стало абсолютным мировым рекордом в электронной коммерции! После IPO (первичного размещения акций на бирже) Alibaba Group через год – два тройка глобальных интернет-лидеров будет состоять из американской поисковой системы Google и двух китайских мультибрендовых «мегамольшиков» Tencent и Alibaba, что ознаменует начало новой эры в онлайновом бизнесе – эпоху интернет-мегамоллов.
В 1975 году один американский юноша, отчисленный из Гарвардского университета, предсказал будущее. Этот юноша был уверен, что в будущем у каждого будут персональные компьютеры, которым будет нужна операционная система и множество приложений. Этот юноша ушел из одного из самых престижных университетов США для того, чтобы основать собственную компанию по производству операционных систем и приложений для персональных компьютеров, которых в 1975 году не было еще и в помине. Эта компания - Microsoft, а этот юноша - Билл Гейтс.
А сейчас, давай-ка попробуем вместе с тобой предсказать будущее. Давай попробуем предсказать, какой интернет-бизнес будет самым успешным на ближайшие 5 – 10 лет. Это нам нужно для того, чтобы ни в коем случае не промахнуться и не связать свою судьбу ни с каким другим интернет-бизнесом, кроме самого успешного и перспективного.
Для того, чтобы сделать точное предсказание о дальнейшей судьбе Интернета, нужно отыскать нечто подобное в истории, рассмотреть его развитие и приложить к Интернету, ведь, как мы знаем, история всегда повторяется. Нечто подобное отыскать достаточно легко: оно происходило в середине прошлого века в США, когда всю страну застроили хайвэями и фривэями – автомагистралями, соединившими Америку в единую автодорожную сеть. Именно тогда и начали появляться первые крупные универмаги Wal-Mart, и именно тогда начал свой франчайзинговый бизнес McDonald’s. Это произошло в одно время – в пятидесятые годы XX века, параллельно со строительством всеамериканской сети автомагистралей, вдоль которых и открывались Вол-Марты и МакДональдсы.
На сегодняшний день Wal-Mart – крупнейшая в мире сеть универмагов, с несравнимой ни с одним ритейлером мира годовой выручкой около 0,5 триллиона (!!!) долларов. Наследники Сэма Уолтона, основателя Wal-Mart, входят в список 20-ти самых богатых людей планеты по версии Forbes. А McDonald’s Corporation – крупнейший в мире франчайзер сети ресторанов быстрого обслуживания.
Выводы из прошлого следующие: когда появляется сеть быстрых дорог, ее пользователям больше всего будет нужно иметь возможность выгодно купить и продать все что угодно. А быстрее всего такую возможность предоставит система франчайзинга, поскольку, в отличие от наемного работника, который работает «на дядю», эффективность работы франчайзи, как предпринимателя, работающего на себя, во многие разы выше – несравнимо выше.
Понимая это, а также зная показатели и форматы бизнеса крупнейших интернет-компаний мира, мы уже готовы дать наше точное предсказание будущего. Однако сделаем паузу и подумаем еще глубже и дальновиднее, ведь у интернет-бизнеса наших дней есть уникальная особенность, которая отличает его от исторических аналогов и предшественников. Эта особенность – очень высокая скорость создания программных продуктов и относительно низкая себестоимость их создания.
Создать мощный сайт – несравнимо дешевле и быстрее, чем построить ресторан, универмаг или мегамолл. Это означает, что, скорее всего, благодаря этим факторам, должна появиться некая абсолютно новая формация – такой бизнес, который может существовать только в онлайне. И, скорее всего, таким бизнесом будет «гигамолл» - мегамолл мегамоллов.