Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Взаимосвязь темперамента и поведения



Врожденные особенности темперамента проявляются у чело­века в таких психических процессах, которые зависят от воспита­ния, от социальной среды и от способности управлять своими реак­циями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может опреде­ляться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и явиться следствием обучения и профессионального опыта. Напри­мер, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, мас­тера бокса или фехтования — не обязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тре­нировки и обучения. Но при этом пределы возможного развития скорости реакции определены врожденными свойствами нервной системы.

Учитывая свойства темпера­мента конкретного человека, можно с определенной вероятностью предсказать особенности его реагирования в заданной ситуации. Тем­перамент накладывает свой отпечаток на способы общения, опреде­ляя, в частности, большую или меньшую активность в налаживании контактов.

Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он по­чти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на жела­ние пообщаться со стороны другого человека, но его отношения к людям могут быть изменчивы и непостоянны. Он чувствует себя в компании незнакомых людей, как рыба в воде, и новая необычная обстановка его только возбуждает.

Флегматик не таков: социальные контакты он устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним, зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Флегматик любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Он склонен и любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбля­ется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств. Его скептическая натура обычно требует большого количества доказательств дружеских чувств и аргументов в пользу взаимности. У холериков и сангвиников, напротив, любовь дебюти­рует чаще с взрыва, с первого взгляда, поскольку это активные и легко возбудимые люди.

Но, пожалуй, наиболее зримо влияние темперамента обнаруживает себя в так называемом индивидуаль­ном стиле поведения и деятельности. В самом широком смыслеподстилем понимают сочета­ние способов и приемов, с помощью которых решается или осу­ществляется конкретная деяте-льность. Каждая деятельность предъявляет свои требования к ее субъекту, а приспособление психи-ческих функций и свойств индивида, его моторных актов к этим требованиям всегда своеобразно и индивидуально. Вот такой пример. Две ткачихи-многостаночницы обслуживают примерно одинако-вое количество станков. Но одна — холерик, и всю смену беспорядочно бегает от станка к станку. За смену она отмотает тысячи шагов. Другая — флегматик. Этой бегать — значит навязывать себе противоестественный ритм. Она при­спосабливается иначе. Находит несколько стратегических то­чек обозрения и кратчайшим путем перемещается с одной по­зиции на другую. За смену она находит немногим больше 1000 метров. И так везде. Если понаблюдать в этом аспекте поведение людей, то можно найти немало разительных кар­тин динамики человеческой жизни в одной и той же ситуации.

Непонимание определяющего влияния темперамента на стиль и темп взаимодействия нередко служит источником постоянного раздражения. Например, темперамент ребенка отличен от темпе-ра­мента матери. Допустим, мать — сангвинического темперамента, быс­трая, подвижная, экспрессив-ная, а дочь - флегматик. Весьма вероят­но, что мать будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости своего ребенка, бесполезно нерви­руя его и не отдавая себе отчета в том, что дочь унаследовала темпе­рамент отца, у которого эти же качества она воспринимает в поло­жительном свете как степенность, надежность, основательность и уравновешенность.

Необходимо помнить, что моральные качества личности не за­висят от темперамента и могут в значительной степени компенсиро­вать проявление его отрицательных черт.

Знание возможной реакции индивида (исходя из его темперамен­та) позволяет опираться на по-ложительные черты темперамента и преодолевать отрицательные. Так, на порывистость холерика нужно реагировать тактичностью и сдержанностью, инертности флегмати­ка лучше противопоставить активность, эмоциональность, печаль меланхолика можно нейтрализовать оптимизмом. Психологи доста­точно часто отмечали, что при подготовке справок сангвиники, как правило, часто пишут черно-вики сокращенно или их вовсе не пи­шут, холерики нередко из-за невнимательности делают элемен-тарные ошибки, флегматики могут не заметить течения времени и опоз­дать с завершением работы.

Таким образом, знание индивидуально-психологических особен­ностей работника помогает правильно выбрать форму поведения с ним.

Экспериментально доказано, что сангвиники и холерики про­являют меньшую сопротивляе-мость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регла­ментированы и не допускают включения индивидуальных приемов. Регламентация приводит их к быстрому утомлению, и поэтому они предпочитают выполнять действия, которые можно произво-льно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных дей­ствий. Изменение способов или типа работы, создавая оптималь­ные условия для функционирования их нервной системы, предох­раняя ее от перегрузки, позволяет этим людям длительное время работать эффективно без перерыва и с малым числом совершае­мых ошибок. Флегматики и меланхолики, напротив, в условиях строгой регламентации обнаруживают большую сопротивляемость и продуктивность, чем холерики и сангвиники. Отсюда понятно, что рабочие инструкции желательно формулировать для людей с раз­ным темпераментом по-разному. Для одних предпочтительнее ин­струкции подробные, детальные, для других — обобщенные и со­держащие минимальное число вспомогательных указаний.

Деятель­ность холерика полезно контролировать как можно чаще, в работе с ним недопустимы рез­кость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо осужден. По отношению к нему отри­цательную оценку допустимо применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения резуль­татов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности, интересные задачи, которые тре­бовали бы от него сосредоточенности и напряжения, необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематичес­ки поощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную де­ятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на дру­гую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совер­шенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за прояв­ленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку сле­дует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее не­гативное действие. Для некоторых личностей ситуация экзамена мо­жет оказаться стрессовой. Так, при ответе на экзамене флегматик реагирует на вопрос замедленно, и может возникнуть впечатление, что он не знает материала, и чтобы не вывести его из равновесия, нужно особое терпение. Излишняя поспешность сангвиника или нео­правданная порывистость холерика в этой ситуации могут приво­дить их к недостаточно обдуманным ответам. Здесь желательно мно­гократно уточнять, что именно они хотели сказать. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Таким образом, от темперамента зависит, каким способом че­ловек реализует свои действия, однако содержательная сторона этих действий от него не зависит. Темперамент проявляется в осо­бенностях психических процессов, он влияет на скорость воспоми­нания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.


Темперамент в большой мере определяет способности человека к различным видам деятельности. Однако особенно важно, заканчивая рассмотрение такой ха­рактеристики личности, как темперамент, напомнить слова Б. М. Теплова: "Основное не в том, что при сильной нервной системе легко разрешаются любые задачи, а в том, что сильная нервная система лучше разрешает одни задачи, а слабая — другие, в том, что к разре­шению одной и той же задачи слабая и сильная нервная системы должны идти различным путем" [Теплов Б.М., С. 13-14].




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.