Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Критика факторных теорий



Ответы на вопросы по психогенетике

Психогенетика темперамента : критериальные (стилевые) и психодинамические теории

 

Критика факторных теорий

 

Метод изучения темперамента (Т) с помощью факторного анализа имеет существенные изъяны. У разных авторов количество и качество выделяемых факторов разное, хотя исходный материал, образующий основу для выделения факторов, в принципе остается неизменным.

Как правило, исследователи расходятся уже в исходном пункте, т. е. в выборе данных, подлежащих факторному анализу. Это приводит к тому, что получаемые структуры темперамента существенно отличаются друг от друга. Собственно, этот недостаток уже заложен в самом методе факторного анализа, в котором имеется несколько математических приемов, позволяющих выделить определенные факторы; но именно это и может приводить к различным результатам.

Этот метод слишком произволен, во многом зависит от интуиции и настойчивости исследователя, пытающегося получить нужный для него результат не тем, так другим способом факторного анализа.

 

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ (СТИЛЕВЫЕ) ТЕОРИИ

 

В 70-80 гг ряд исследователей договорились под Т понимать такие св-ва которые соответствуют определенным критериям. Представители Нью-Йоркского близнецового исследования А. Басс и Р. Пломин (A. Buss, R. Plomin, 1976), разработали популярную в современной американской психологии концепцию темперамента, считают, что в нем должны прежде всего отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты.

 

Однако чтобы конкретная черта могла считаться темпераментной, по мнению этих авторов, необходимо наличие еще четырех условий:

1) определяют стиль поведения, то есть то как человек действует в различных ситуациях, то, что определяет темп его деятельности, адаптацию, переменчивость, эмоциональность и др. устойчивые характеристики, проявляющиеся в широком классе ситуаций, способствующих биологическому приспособлению;

2) связаны с биологическими структурами (особенностями НС),

3) генетически обусловлены,

4) проявляются в раннем детстве и онтогенетически стабильны,

5) обнаруживаются у животных.

 

Влияние Т на особенности поведения меняется с возрастом, но даже во взрослом состоянии, хотя черты Т и маскируются характером, они проявляются когда человеку нет необходимости играть социальные роли, в ситуациях когда контроль сознания снижен или в экстремальных, критических ситуациях.

 

Свойства темперамента проявляются в самом раннем детстве. Индивидуальные различия в двигательных реакциях детей, в порогах реактивности, в интенсивности реакций обнаруживаются с первых дней жизни.

В первые месяцы можно определить преобладающий эмоциональный тон в настроении ребенка, легкость его адаптации к новым ситуациям, особенности реакций на новые стимулы, например, настороженность и стремление избежать контакта с новым предметом или же, наоборот, интерес к нему и желание поближе с ним познакомиться. Одни дети с готовностью пробуют новую пищу, тянутся к новой игрушке, с интересом разглядывают незнакомого человека, другие — с опасением рассматривают непривычную игрушку и долго боятся взять ее в руки, выплевывают пищу, которую никогда не ели раньше, плачут и прижимаются к матери, увидев незнакомого человека.

Все эти особенности представляют собой ранние проявления темперамента. Они определяют существенные особенности поведения ребенка и очевидны для того, кто за ним наблюдает. Благодаря этим характеристикам темперамента — важности для понимания поведения ребенка и легкости диагностики — свойства темперамента часто используются для описания ранних психологических особенностей детей.


 

Но внимание и интерес психологов к темпераменту связаны не только с тем, что его проявления отчетливо демонстрируют индивидуальные особенности детей первых лет жизни. Исключительно важно то, что свойства темперамента являются онтогенетически стабильными, то есть описывают особенности поведения, характерные для человека в течение длительных отрезков времени.

И данные непосредственного наблюдения за детьми, и оценки поведенческих особенностей детей, полученные в интервью с их родителями, обнаруживают возрастную стабильность эмоциональных реакций, двигательной активности, легкости в переключении с одной деятельности на другую, способности и готовности вступать в контакт и общаться с другими детьми и взрослыми (Buss A.H., Plomin R., 1975; Rothbart M.K., 1989).

 

 

Говоря об онтогенетической стабильности свойств темперамента, необходимо помнить, что сохранность свойств темперамента не означает неизменности их проявлений.

1) Во-первых, свойства темперамента изменяются с возрастом. Так, может

· снижаться чувствительность к эмоциогенным ситуациям,

· повышаться или понижаться порог реактивности,

· изменяться величина общей активности.

Однако при изменении абсолютной величины того или иного свойства темперамента его относительная величина может оставаться неизменной: например, дети, которые были наиболее эмоциональными в дошкольном возрасте, будут более эмоциональны, чем их сверстники, и в подростковом, и во взрослом возрасте.

2) Во-вторых, одни и те же свойства темперамента по-разному обнаруживают себя в разных возрастах. Низкая общительность у взрослого человека будет проявляться не в испуге, возникающем при появлении незнакомого человека, как у двухлетнего ребенка, а в стремлении к уединению, в нежелании посещать шумные и многолюдные компании, в скованности, появляющейся при общении с незнакомыми людьми. Вместе с тем, и страх незнакомца, и стремление сократить число контактов с другими людьми являются проявлениями одного и того же свойства темперамента.

3) В-третьих, чем старше становится человек, тем больший отпечаток на его поведение накладывают нормы общества. Они маскируют те особенности темперамента, проявление которых может вызвать неодобрение окружающих. Так, бурное проявление отрицательных эмоций, простительное маленькому ребенку, у взрослого человека будет воспринято как неумение владеть собой, неуважение к окружающим или просто как невоспитанность. В процессе социализации ребенок обучается тому, как надо реагировать на разные ситуации, каких реакций от него ждут окружающие, и это приводит к тому, что внешнее проявление одних особенностей темперамента усиливается, а других — уменьшается. Вследствие этого, чем старше становится человек, тем труднее наблюдателю определить особенности его темперамента.

 

Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента

 

Пионеры современных исследований темперамента, психиатры Александр Томас и Стелла Чесc (Alexander Thomas & Stella Chess), в 1956 году в Медицинском центре Нью-Йоркского университета запустили программу Нью-Йоркского лонгитюдного иссследования(NYLS) (Thomas, Chess, Birch, Hertzig & Korn, 1963).

 

Цели этого исследования состоят в том, чтобы

1) оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента и влияние на них условий развития;

2) рассмотреть, как особенности темперамента, которые обнаруживаются в самом раннем возрасте, проявляются в дальнейшем в личностных особенностях;

3) выяснить, влияют ли свойства темперамента на адаптацию к социальным условиям в детском и взрослом возрасте, на вероятность появления девиантного (отклоняющегося) поведения и патологических состояний (например, неврозов).

 

На основании опросников и интервью с родителями, а впоследствии, когда дети достигли подросткового возраста, на основании интервью с самими испытуемыми авторы оценивают 9 свойств темперамента — активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптивность, интенсивность реакций, порог реактивности, настроение, отвлекаемость, устойчивость внимания/настойчивость.

 

Американские ученые А. Томас и С. Чесс (A. Thomas, S. Chess, 1977) под темпераментом имеют в виду стиль поведения. По их мнению, темперамент не может характеризоваться ни содержанием, ни мотивацией, ни успешностью деятельности.

 

У детей первых лет жизни они выделили девять независимых друг от друга характеристик поведения:

1) уровень активности (моторные характеристики, подвижность во время кормления, купания, соотношение активного и пассивного поведения в течение дня);

2) ритмичность(степень предсказуемости времени появления поведенческих реакций, например появление чувства голода, и продолжительность состояния во времени, например длительность сна);

3) приближение или удаление (особенности эмоциональных и двигательных реакций на новые стимулы);

4) адаптивность (реакция на новую или изменяющуюся ситуацию);

5) интенсивность реакции независимо от ее качества и направленности;

6) порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появления реакции

независимо от се качества ы. сонеорной мод.алънпс/гтл;

7) настроение (соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности);

8) отвлекаемость (эффективность действия новых стимулов для изменения поведения);

9) длительность внимания и настойчивость (способность продолжать деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении).

 

 

Наиболее тщательное исследование генетической обусловленности этих свойств темперамента было проведено норвежским психологом А.Торгерсен (Torgersen A.M., 1987, 1989). Она отобрала выборку близнецов и проследила изменения во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов на протяжении 15 лет.

 

Внутрипарные различия у МЗ и ДЗ близнецов по характеристикам темперамента, анализируемым в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании (Torgersen A.M., 1987)

1 - активность, 3 - приближение/удаление, 4 - адаптивность, 5 – интенсивность, 6 - порог реактивности, 7- настроение, 9 — внимание/настойчивость

НР – неродственники, МЗ, ДЗ

Внутрипарное сходство МЗ близнецов, за исключением нескольких случаев в младших возрастах, оказывается выше внутрипарного сходства ДЗ близнецов. С возрастом МЗ близнецы сохраняют высокое внутрипарное сходство (в большинстве случаев оно даже увеличивается). Так, внутрипарные кор реляции МЗ близнецов по активности в 2 мес., 9 мес., 6 лет и 15 лет равны соответственно 0,75, 0,85, 0,93, 0,95.

Что же касается ДЗ близнецов, то они с возрастом становятся все меньше похожи друг на друга. Например, внутрипарные корреляции ДЗ близнецов по показателю активности в 2 мес., 9 мес., 6 лет и 15 лет равны соответственно 0,47,0,71,0,14,0,16.

Поскольку показатель наследуемости зависит от соотношения внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов, можно сказать, что, во-первых, большинство свойств темперамента во всех возрастах оказывается генетически обусловленным и, во-вторых, что влияние генотипа на свойства темперамента увеличивается с возрастом.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что по двум свойствам темперамента (по интенсивности и порогу реактивности) были получены отрицательные корреляции у ДЗ близнецов в 15 лет.

Этот факт требует дополнительного анализа: если свойство генетически обусловлено, ДЗ близнецы, которые имеют в среднем половину общих генов, не должны быть настолько не похожи друг на друга. Либо условия развития близнецов способствуют увеличению их различий по этому свойству, либо, что более вероятно в данном случае, причиной этих различий является разное время пубертатных изменений (то есть тех изменений, которые связаны с половым созреванием) у ДЗ близнецов. У партнеров МЗ пары процессы полового созревания протекают более синхронно.

ДЗ близнецы, находясь в одном и том же хронологическом возрасте, могут находиться на разных стадиях полового созревания. Такие характеристики, как интенсивность реакций и порог их реактивности, могут быть чувствительны к биологической перестройке организма, и именно на них может сказаться разный темп и разное время полового созревания ДЗ близнецов.

Внутрипарное сходство в показателях темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании (TorgersenA.M., 1989)

 

  2 мес 9 мес 6 лет 15 лет
  МБ ДБ Н МБ ДБ Н МБ ДБ Н МБ ДБ Н
1. Двигательная активность
2. Ритмичность (ритмы пищевар., выделения, С-Б)
3. Реакция на новый стимул, приближение-удаление (к/от) -16 -8
4. Адаптивность (р-ция на новую ситуацию) -4
5. Интенсивность р-ции -19
6. Порог активности -29
7. Доминирующ. настроение
8. Отвлекаемость (легкость изменения поведения в ответ на новую ситуацию) -6 - - - - - -
9. Внимание-настойчивость (длит-ть к-л Д-ти и способность продолжать, не смотря на помехи) - - - -24

 

С момента проведения Нью-Йоркского лонгитюдного иссследования появилось несколько других моделей темперамента, как правило, с меньшим числом характеристик.


Трехкомпонентная структура темперамента

 

 

Исследователь личности Арнольд Басс(Arnold Buss) и генетик поведения Роберт Пломин (Robert Plomin) предложили другую модель темперамента, состоящую всего лишь из четырех компонентов, которые они считают наследуемыми, стабильными характеристиками личности.

Их первая модель была названа EASI (Эмоциональность, Активность, Социальность, Импульсивность);

позже они сократили модель до трех факторов:

· активность - скорость и сила движений,

· эмоциональность - склонность к огорчению

· социальность - тенденция предпочитать компанию одиночеству (Buss & Plomin, 1984).

 

Активностьпредставляет собой проявление общего энергетического уровня в моторике. Об активности свидетельствуют три показателя — темп движений, интенсивность и выносливость испытуемого.

О темпе реакций (основном показателе активности) можно судить по быстроте движений. Люди, обладающие высоким темпом, всегда спешат, у них быстрая речь, стремительные движения, они ходят быстрее, чем другие, не могут долго сидеть на одном месте и т.д.

Интенсивность проявляется в амплитуде и силе движений. Люди, которые имеют высокий уровень этого показателя, громко стучат в дверь и широко ее распахивают. У них железное рукопожатие, громкий голос, выразительная жестикуляция.

Третий показатель - выносливость— свидетельствует о способности долго оставаться активным, не уставать.

Эмоциональностьрассматривается авторами как проявление двух негативных эмоций — страха и гнева.

О страхесудят по интенсивности стимула, необходимого для возникновения этой эмоции; по длительности последействия (то, что испугало, уже давно исчезло, а страх остался); по разнообразию ситуаций, которые вызывают страх (одни боятся змей, другие — не только змей, но и собак, ос и черных кошек); по физиологическим реакциям, свидетельствующим о состоянии активации.

Гнев, так же как и страх, определяется по интенсивности стимула, необходимого для возникновения эмоции, а кроме того — по длине латентного периода (сколько времени проходит между стимулом, вызвавшим реакцию, и появлением реакции) и по продолжительности реакции.

Положительные эмоции не включаются в показатель эмоциональности, поскольку авторы этого подхода не согласны с тем, что положительные эмоции образуют самостоятельные проявления свойств темперамента. По мнению А.Басса и Р.Пломина, положительные эмоции являются компонентами не эмоциональности, а других свойств темперамента — активности и социабельности.

Социабельность (или общительность) — обнаруживается в желании быть среди других людей. Люди с высокой социабельностью избегают одиночества, легко знакомятся с другими людьми, предпочитают деятельность, связанную с общением.

 

В этом направлении исследования темперамента особое внимание уделялось анализу генотипических влияний и их роли в детерминации свойств темперамента. В настоящее время есть экспериментальные работы, в которых по свойствам темперамента сопоставлялись близнецы, сибсы, родители и их дети (как генетически связанные с родителями, так и приемные).

 

При сравнении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов по активности, эмоциональности и социабельности, как правило, обнаруживается высокое сходство МЗ близнецов и очень низкое — ДЗ близнецов: их внутрипарные корреляции часто приобретают отрицательное значение.

В таблице приведены данные четырех исследований, проведенных на детях от трех до семи лет. В двух работах ДЗ близнецы оказались настолько не похожи по активности и эмоциональности, что их внутрипарные корреляции достигли высоких отрицательных значений (до -0,41).

Использовав данные разных исследований детей первых лет жизни и усреднив результаты генетического анализа по трем свойствам темперамента, А.Басс и Р.Пломин получили средние внутрипарные корреляции (Buss A., Plomin R., 1975).

· Для МЗ близнецов среднее внутрипарное сходство по всем этим свойствам темперамента оказалось равно 0,59,

· для ДЗ близнецов -0,01.

Внутрипарное сходство в показателях темперамента, рассматриваемых А.Бассом и Р.Пломиным (приводится по работам Buss A., Plomin R., 1975; Plomin R., Foch T.T., 1980; Plomin R.,RoweD.C, 1977)




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.