Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Внутрипарное сходство близнецов по модели Баса-Пломина



 

Показатели темперамента 3,5 года 4,5 года 4,5 года 7,5 лет
МБ ДБ МБ ДБ МБ ДБ МБ ДБ
Активность -38 -41
Общая эмоциональность - -
Страх - - - -
Гнев - - -12 - - - -
Социабельность -16 - - - -

 

Таким образом, при обследовании детей первых лет жизни обнаруживается значительное различие во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов.

Однако, несмотря на это, интерпретировать полученные результаты как свидетельство только генотипического влияния на темперамент нельзя, поскольку ДЗ близнецы, имеющие половину общих генов, не должны иметь столь низкие (и даже отрицательные) внутрипарные корреляции.

 

Пытаясь найти причины столь очевидного несходства ДЗ близнецов по темпераменту, А.Басс и Р.Пломин предположили, что причиной этого является эффект контраста, играющий заметную роль в формировании ДЗ близнецов. "Родители могут противопоставлять своих детей, присваивая одному из них ярлык активного ребенка, а другому — пассивного. Близнецы и сами могут усиливать различия, существующие между ними, и становиться все более непохожими по своим поведенческим особенностям.

Тот, кто чуть-чуть активнее другого, может превращать это отличие в постоянное преимущество и всегда выступать инициатором, а второй — подчиняться своему активному партнеру. Почему это не происходит у МЗ близнецов? Вероятно, из-за того, что они слишком похожи поведенчески и противопоставлять их друг другу очень трудно" (Buss A., Plomin R., 1984, с. 119).

Такая интерпретация полученных данных позволяет предположить, что генотип вносит некоторый вклад в индивидуальные различия по активности, эмоциональности и социабельности, однако оценить величину этого вклада довольно трудно без дополнительных исследований условий развития близнецов, их отношений друг с другом и отношения к ним родителей.

 

Данные, полученные в семейных исследованиях и при исследовании приемных детей, оказались неожиданными (Plomin R., DeFries J.C., 1985; Plomin R., DeFries J.C., FulkerD.W., 1988).

 

1) У детей первых лет жизни и предподросткового возраста корреляции между сибсами оказались незначимыми (часто имели отр. значения) и не отличались по величине от корреляций между приемными детьми. - генетически похожие дети, оказываются абсолютно не похожими по свойствам темперамента. С другой стороны, отсутствие различий между родными и приемными сибсами указывает на отсутствие генотипических влияний на эти свойства темперамента.

2) В более старшем возрасте, начиная с подросткового, получаемые данные обычно подтверждают гипотезу о генетической обусловленности активности, эмоциональности и социабельности. Однако остаются существенные различия в величине показателя наследуемости. Если показатели наследуемости этих свойств темперамента, вычисляемые на основании близнецовых данных, оказываются равны примерно 0,30— 0,50, то показатели наследуемости, полученные в семейных исследованиях и при исследовании приемных детей, оказываются ниже — от 0,20 до 0,40.

 

При анализе этих свойств темперамента у взрослых наблюдается также ассимиляционный эффект у МЗ близнецов, то есть увеличение сходства МЗ близнецов за счет средовых факторов, чего не происходит у ДЗ близнецов. (Plomin R., Pedersen N.L. et al., 1988). Так, на шведской выборке при сравнении пожилых разлученных близнецов и близнецов, живущих вместе, оказалось, что у живущих вместе МЗ близнецов внутрипарное сходство выше, чем у МЗ близнецов, живущих врозь. Это приводит к тому, что показатели наследуемости, вычисленные на основании данных неразлученных МЗ и ДЗ близнецов, оказываются выше, чем показатели наследуемости тех же свойств, вычисленные на основании данных близнецов, живущих врозь.

 

Внутрипарное сходство у разлученных и неразрученных близнецов по свойствам темперамента (Plomin R., Pedersen N.L. et al, 1988)

 

Показатели темперамента Разлученные близнецы Близнецы, живущие вместе
МЗ ДЗ МЗ дз
Эмоциональность        
Страх
Гнев
Активность
Социабельность

 

Более того, по социабельности в двух выборках близнецов получены прямо противоположные результаты: если по данным неразлученных близнецов показатель наследуемости социабельности равен 0,32, то по данным разлученных близнецов он лишь незначительно отличается от 0.

В какой степени этот результат надежен и свидетельствует об уменьшении генетического влияния на социабельность во взрослом возрасте, трудно сказать, поскольку пока свойства темперамента пожилых людей анализировались только в одной работе.

Подводя итоги полученным данным, можно сказать, что при исследовании трехкомпонентной структуры темперамента было выделено три его свойства — активность, эмоциональность и социабельность. Все они, как правило, демонстрируют связь с генотипом в близнецовых исследованиях, но по данным семейных исследований и при сравнении приемных детей результаты оказываются противоречивыми. Эти противоречия наиболее остры при исследовании темперамента у младших возрастных групп и уменьшаются при анализе темперамента у более старших возрастных групп. Начиная с подросткового возраста, данные обычно демонстрируют связь этих трех свойств темперамента с генотипом. В пожилом возрасте, по данным единственной на сегодняшний день работы, сомнительным оказывается влияние генотипа на социабельность.

 


 

нейродинамические теории

В исследованиях темперамента, проводящихся в нашей стране, основным критерием для отнесения той или иной психологической характеристики к свойствам темперамента является ее формально-динамический характер (Небылицын В.Д., 1976). Свойства темперамента "формальны", поскольку они не связаны с содержанием деятельности, с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются "динамическими", поскольку они определяют динамику деятельности — интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности.

Формальный характер свойств темперамента подчеркивается и зарубежными исследователями, хотя называют они этот признак темперамента иначе — стиль поведения.

Отечественные теориисвязываютТемпераментс особенностями нервной системы (НС). И.П.Павлов - в НС имеют место 2 процесса – возбуждение и торможение, из их взаимодействия вытекают св-ва НС:

1) сила НС – сила проявления возбуждения или торможения, от этого зависит работоспособность клеток коры, и их выносливость,

2) уравновешенность НС – определенный баланс процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность НС – быстрота смены одного процесса другим. Обеспечивает приспособлениек неожиданным и резким изменениям обстановки

 

В. Д. Небылицын (1976), а вслед за ним и В. М. Русалов (1985) выделяют в темпераменте две подструктуры: общую активность и эмоциональность.

Активность – энергетический потенциал, включает в себя:

• темп деятельности (СИЛА)

• склонность к разнообразию реакций (ПОДВИЖНОСТЬ)

• склонность к действиям в ситуациях этого не требующих (НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ)

Эмоциональность – динамика эмоциональной жизни и модальность переживаний. Полагают, что наиболее важными яв* следующие первичные, базальные эмоции:

• удовольствие,

• гнев

• страх

 

 

Генетические исследования темперамента начались с середины 70-х годов. При исследовании трех компонентов активности (скорости, вариативности и склонности к продолжению деятельности) у детей 9—10 лет внутрипарное сходство МЗ оказалось выше, чем сходство ДЗ, по большинству скоростных и результативных показателей, полученных в психомоторной и интеллектуальной сферах, однако различие между МЗ и ДЗ близнецами не было обнаружено в показателях, свидетельствующих о стремлении продолжать начатую деятельность (Шляхта Н.Ф., не опубликовано).

 

В исследовании, проведенном на взрослой выборке (18— 25 лет), и скоростные показатели выполнения интеллектуальной деятельности, и ее разнообразие оказались у МЗ близнецов внутрипарно более похожими, чем у ДЗ близнецов (Шляхта Н.Ф., Крупнов А.И., 1982).

 

Внутрипарное сходство МЗ иДЗ близнецов по показателям активности (Шляхта Н.Ф., не опубликовано)

 

Показатели МЗ ДЗ
ПСИХОМОТОРНАЯ СФЕРА    
Скорость написания линий    
косых -05
прямых
обводка
стремление к продолжению действия    
время
количество действий
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА    
Счет    
количество примеров
ошибки
стремление к продолжению действия    
время
количество примеров
Решение уравнений    
количество
стремление к продолжению действия    
время -05 -04
количество -06

 

При анализе изменений в свойствах темперамента у детей при переходе от дошкольному к школьному возрасту (от 6 к 7 годам) были получены данные, свидетельствующие о влиянии генотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента (Егорова М.С., 1995).

По оценкам матерей, воспитателей детских садов и учителей первого класса, МЗ близнецы в большинстве случаев (за исключением одного показателя — утомляемости в 6 лет) оказываются больше похожи друг на друга, чем ДЗ, и по разным показателям активности, и по суммарному показателю эмоциональности, свидетельствующему о преобладании того или иного эмоционального тона и легкости изменения настроения.

При этом от 6 к 7 годам внутрипарные различия ДЗ резко увеличиваются (коэффициенты внутрипарных корреляций ДЗ близнецов в 7 лет становятся значительно ниже, чем в 6 лет), и, соответственно, различия между МЗ и ДЗ близнецами становятся больше.

Эти данные свидетельствуют о связи показателей активности и эмоциональности с генотипом.

Внутрипарные корреляции показателей темперамента у детей 6-7 лет (Егорова М.С., 1995)*

 

Показатели темперамента Оценки
матерей 6 лет воспитателей 6 лет учителей 7 лет
МЗ ДЗ МЗ ДЗ МЗ ДЗ
Двигательная активность
Познавательная активность
Общительность
Настойчивость -07
Импульсивность - -
Утомляемость
Эмоциональность - -

* — количество пар: МЗ — 37—41, ДЗ — 36—40.

 

В более старшем возрасте, в 13—14 лет, как видно из данных Опросника структуры темперамента, заполнявшегося самими близнецами, демонстрируют влияние генотипа на показатели активности и эмоциональности, связанные в этом опроснике исключительно с легкостью возникновения отрицательных эмоциональных состояний (Малых С.Б. с соавт., в печати)

 

Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов по показателям активности и эмоциональности в предметной и социальной сфере (Малых С.Б. с соавт., в печати)

.

  Показатели МБ ДБ Н
А к т и в н о с т ь Эргичность (предметная) 19,4
Социальная эргичность -16,0
Пластичность (предметная) 1,6
Социальная пластичность -0,6
Темп (предметный) -11,6
Социальный темп 54,6
  Эмоциональность(предметная) 71,6
Социальная эмоциональность 37,2
  Контрольная шкала 28,8

 

Показатели эргичности и эмоциональности, связанные с предметной деятельностью, испытывают большее влияние генотипа, чем показатели эргичности и эмоциональности, связанные с социальным взаимодействием.

Возможно, по мере взросления человека свойства темперамента "маскируются": их проявления могут усиливаться или уменьшаться в зависимости от норм общества, предъявляемых человеку. Очевидно, что в ситуациях, связанных с общением, ожидания и требования окружающих влияют на поведение в большей степени, чем в ситуациях, связанных с предметно и деятельностью. Именно в результате этого динамические характеристики активности и эмоциональности, касающиеся ситуаций общения, начинают отражать не столько свойства темперамента как таковые, сколько особенности личности, сформированные на базе этих свойств темперамента. В результате этого динамические характеристики общительности утрачивают к 13—14 годам связь с генотипом, которая была в более младшем возрасте — в 6—7 лет.


Что касается эмоциональности, то ее подробное исследование на взрослой близнецовой выборке (18—25 лет) демонстрирует большее сходство МЗ близнецов, по сравнению с ДЗ, почти по всем показателям, хотя данные, полученные разными методами, сильно расходятся в оценке внутрипарного сходства и МЗ, и ДЗ близнецов (Семенов В.В., 1981).

Внутрипарное сходство близнецов по показателям эмоциональности (Семенов В.В., 1981)

 

Показатели эмоциональности r МЗБ n = 24-28 r ДЗБ n = 24-29
Опросник    
Радость
Гнев
Страх
Проективная методика    
Радость
Гнев
Страх
Самооценка    
Радость
Гнев -01
Страх -15
Оценка со-близнеца    
Радость -11
Гнев -32
Страх

 

 

Причины расхождений:

1) представители разных направлений, соглашаясь в том, что такое темперамент (то есть признавая динамический характер его свойств, их возрастную стабильность, связь с физиологическими особенностями и т.д.), совсем не всегда соглашаются в том, какие именно поведенческие особенности следует рассматривать как свойства темперамента.

2) использование различных методов диагностики: ОПРОСНИКИ, ЛАБОРАТОРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ.

3) Результаты исследований оказываются непротиворечивыми у разных авторов: как правило, МБ близнецы независимо от возраста оказываются более похожими, чем ДБ, по большинству показателей, относящихся к активности, эмоциональности и общительности. При этом очень часто внутрипарное сходство МЗ близнецов превышает сходство ДЗ близнецов более чем в 2 раза.

Однако, другие схемы исследования (сравнение сибсов, родителей и детей и т.д.), которые использовались для изучения природы темперамента отличаются по результатам, от полученных в близнецовых исследованиях. Что может свидетельствовать о неаддитивном наследовании свойств темперамента, либо высокой связью с ассортативностью, близнецовым и контрастным эффектами.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.