Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Теория формально-динамических свойств личности



Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент - психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека.

Характеристика темперамента:

1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива;

2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;

3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;

4) может проявляться уже в детстве;

5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;

6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.);

7) передается по наследству.

В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость, эмоциональность (чувствительность). выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:

1. Предметная эргичность - желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.

2. Социальная эргичность - открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.

3. Предметная пластичность - вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.

4. Социальная пластичность - сдержанность или расторможенность в общении.

5. Предметный темп - это скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп – рече-двигательная активность, способность вербализации.

7. Предметная эмоциональность - мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.

8. Социальная эмоциональность - ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.

На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику ``Опросник структуры темперамента'' (ОСТ).

 

Концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и тем­перамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мне­нию автора, структура тела определяет темперамент. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложе­ния, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии.

 

В самом общем виде характерможет быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

В мировой психологии существует множество идей и концепций о характере человека, некоторые из которых содержат в себе диаметрально противоположные точки зрения, тем не менее, анализируя все имеющиеся теории, можно отметить, что подавляющее большинство психологов исходят из следующих основных идей:

1) характер довольно рано формируется и проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;

2) входящие в характер сочетания черт не являются случайными, а представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;

3) в соответствие с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы.

В мировой психологической науке нет единой типологии характеров. На сегодняшний день все типологии характеров можно подразделить на следующие группы теорий:

1. Конституционные теории,которые связывают особенности характера с внешним видом, с конституцией человека (Э.Кречмер, У.Шелдон и др.).

2. Акцентуальные теории,связывающие особенности характера с его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и из совокупностей, представляющих крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатией (К.Леонгард, А.Е.Личко и др).

3. Социальные теории,в основе которой – отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Э.Фромм).

Черты характера:

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующиесимптомокомплексы:

1. отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм ; коллективизм(общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям и противоположенные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);

2. черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);

3. черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

4. черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Формирование и развитие характера. Подходы: (1) структурный. Характер – прижизненное развитие темперамента. М. М. Бахтин: многие литературные герои описываются через постоянный характер. (2) функциональный. Характер – квазикачество. Строение функции: человек становится кем-то ради жизненного принципа. Выготский: черты характера, и он в целом – высшие психические функции, которые строятся на основе натуральных.

Можно рассказать о классификациях типов характера, т.е. акцентуации (выделение ярких черт). По Личко, например, гипертимный тип, лабильный, астено-невротический, сензитивный, шизоидный, истероидный, эпилептоидный, конформный и т.д. Леонгард: гипертимный, дистимный, возбудимый, циклоидный, педантичный, застревающий, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстровертированный, интровентированный.

В возрасте 6—7 лет у детей уже обнаруживается значительная устойчивость «тормозного контроля» над своим поведением, в то время как ребенку 3—4 лет такой контроль еще недоступен.

Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами, и под влиянием этого повышается его сознательное отношение к действительности, развивается сознание долга и ответственности перед коллективом, чувство товарищества, коллективизм. На основе оценки учителя школьник приучается сопоставлять свое поведение с поведением товарищей, давать самому себе правильную оценку.

Успех работы школы по формированию характера у учащихся зависит от организации, методов и приемов учебно-воспитательной работы. Важнейшее значение имеет общий стиль работы школы и учителя: определенный порядок во всей работе школы и педагога; четкая организация занятий на уроках, требовательность к учащимся, систематический контроль за их учебной деятельностью и выполнением правил поведения, разумное применение поощрений и порицаний.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.