Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Успешная адаптация укрепляет позиции региона в государстве в целом.



 

В регионах, активно и успешно вовлеченных в процессы глобализации, развивается партнерство и сотрудничество между частными и государственными акторами. Такая совместная деятельность ведет к появлению структур (институтов), которые служат своего рода переговорными площадками для акторов разной природы. В регионах начинает действовать модель соуправления (governance), которая предполагает, наряду с государственными, появление новых акторов, участвующих в управлении (в данном случае — регионом, хотя эта концепция первоначально разрабатывалась для государственного уровня). В число негосударственных акторов — представителей общества — входят организации предпринимателей, союзы работодателей, научно-исследовательские учреждения, международные организации, некоммерческие организации[7].

 

Институты играют ключевую роль с точки зрения восприятия регионами процессов глобализации, они могут рассматриваться как регулирующие механизмы, обеспечивающие гибкость региональным системам.

 

Таким образом, особенности поведения агентов глобализации в регионе зависят главным образом от институциональной среды, от ее плотности. Плотность среды определяется несколькими факторами:

- самим наличием разнообразных институтов в регионе, включая сюда региональные и местные власти, фирмы и предприятия, финансовые институты, торговые палаты, агентства по подготовке и переподготовке персонала, торговые ассоциации, агентства по развитию, инновационные центры, технологические парки, высшие учебные заведения (университеты), агентства по обслуживанию бизнеса и прочие. Очевидно, наличие институтов в регионе является необходимым, но явно недостаточным условием для создания плотной институциональной среды;

- высоким уровнем взаимосвязей и контактов между различными институтами. Системы контактов и взаимообменов подра­зумевают не только знание друг о друге, но и воплощаются в общие правила и нормы поведения (формальные и неформальные), различные соглашения и контракты, что позволяет создать т.н. «социальную атмосферу» в регионе;

- способностью институтов к быстрому и согласованному реагированию, адаптации в ответ на изменяющиеся условия и при­знание участниками того, что они вовлечены в общее дело, общее предприятие, иными словами — разделяемый общий интерес.

 

Исходя из вышесказанного, плотность институтов в регионе можно определить как комбинацию факторов, включающих меж­институциональную взаимозависимость, коллективное представительство акторов посредством многих институтов, общие при­оритеты и цели развития региона, наконец, общие культурные нормы и ценности. Важным оказывается не только наличие ин­ститутов per se, но и сам процесс институционализации, стремление к описанному выше идеальному состоянию. Можно предположить, что высокая плотность институциональной среды характерна лишь для немногих регионов, в большинстве же существуют серьезные сдерживающие факторы для ее развития, в частности, особенности менталитета населения регионов, системы патроната и пр.

 

Можно выделить некоторые типы регионов: задача заключается в том, чтобы определить поведение и стратегии адаптации ре­гионов в эпоху глобализации с указанием на их различную институциональную среду.

 

А) Метрополитенские/центральные. Речь идет о передовых, продвинутых регионах. Это динамично развивающиеся сообщест­ва, открыто «выставляющие» себя на рынок, проводя, может быть, даже агрессивную политику. Подобные регионы формируются вокруг крупных (или средних) городских агломераций с быстро растущими пригородами. Естественным компонентом политики городских и окружающих местных властей становится собственная политика по поощрению инноваций, информатизации, укреплению межрегиональных связей. Характерной чертой передовых центральных регионов является формирование региональных инновационных систем, причем инновации выступают фактором номер один при оценке конкурентоспособности региона.

В центральных регионах формируются эффективно действующие системы обучения, при этом инновационные находки «транслируются» в региональное гражданское общество и местную политику. Это регионы, умеющие «думать» и действовать стратегически. В них формируются региональные коалиции, в которые входят региональные отделы администрации, региональные агентства по развитию, торговые палаты, агентства по профессиональной подготовке кадров, исследовательские институты и университеты, консультационные бюро, частные компании, различные ассоциации и союзы. Так формируется гибкая и быстро реагирующая институциональная среда.

 

 

Б) Старопромышленные регионы — это ареалы рождения промышленного капитализма в Западной Европе, специализи­рующиеся на угледобыче, химической промышленности, металлообработке, судостроении, и имевшие в прошлом не только национальное, но и мировое значение. Традиционно эти регионы ассоциируются с постоянной борьбой в сфере трудовых отношений, требованиями предоставления жилья, образования, услуг в области здравоохранения со стороны государства (государство воспринимается как основной источник рабочих мест и услуг). Так, создаются новые механизмы и институты, благоприятствующие росту и развитию мелких компаний.

 

В) Регионы-государства. В отличие от других типов регионов, по-разному реагирующих на процессы глобализации, эти регионы сами являются порождением этих процессов (порождение «невидимой руки глобального рынка»). Для повышения своей привлекательности регионы-государства могут создавать новые институты с целью поддержки инновационных стратегий.

К.Омэ выделяет основные критерии регионов-государств, а именно:

 

- связь с глобальной экономикой, а не с национальным государством; связи развиваются поверх религиозных, этнических или расовых различий;

- население от 5 до 20 млн. человек (регион-государство должен быть достаточно мал для того, чтобы его жители разделяли общие экономические и потребительские интересы, но достаточно велик для создания транспортной инфраструктуры и инфраструктуры деловых услуг высокого качества).

 

Так, лидеры регионов — главы союзов предпринимателей, главы администраций ТНК и региональные и местные власти.

 

Россия - можно говорить о своего рода административной глобализации; в большинстве рос­сийских регионов «агенты глобализации» еще недостаточно сильны для того, чтобы воздействовать на принятие политических решений. С другой стороны, региональные политические элиты используют вовлеченность в международные контакты как дополнительный источник собственной легитимности. Вместе с тем следует отметить, что в 1990-е гг. администрации ряда регионов (Санкт-Петербурга, Самарской, Новгородской, Нижегородской областей, Татарстана) при оформлении своей международной деятельности следуют более либеральным подходам, чем федеральное правительство.

 

А.Макарычев выделяет следующие проблемы:

- глобализация может усилить внутреннюю нестабильность в стране, поскольку не все регионы способны усвоить новую логику развития, связанную с включенностью в глобальные потоки; выгоды, связанные с включенностью в глобальные потоки, усваиваются, прежде всего, метрополитенскими, приграничными регионами, а также регионами с экспорто-ориентированной экономикой;

- глобализация придает новое измерение конфликту национальных и региональных интересов (в том числе в силу отсутствия концепции последних): геоэкономика регионов противостоит «геополитике» федерального центра. Правда, и геоэкономические стратегии до сих пор еще слабо оформлены в регионах, этому препятствуют слабая концептуализация миссии региона, дефицит стратегического видения, инерция прошлого, «негативная» солидарность региональных элит (патронат неконкурентоспособной региональной промышленности).

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.