Культурно-цивилизационное противостояние С. Хантингтон объясняет тремя основными моментами:
• выдвижением на первый план каждым субъектом международных отношений особенностей своего развития, отличий от других народов, отстаиванием своей культурно-цивилизационной идентичности через религию, язык, обычаи, ментальность;
• стремлением отгородиться от «иноверцев» путем создания этнически «чистых» государств;
• даже в процессах глобализации, когда можно говорить о сближении образа жизни людей в разных регионах под влиянием культурной универсализации, общепланетарный диалог и обмен культурными ценностями не приводят к исчезновению цивилизационных различий, более того, сегодня наблюдается тенденция к самоопределению и самоутверждению целых регионов, вместе с тем только лишь культурный фактор не приводит к автоматическому сближению людей.
Представитель французской исторической школы «Анналы» Ф. Бродель подчеркивает тесную взаимосвязь между обществом и хозяйственной системой. Цивилизация, по его мнению, – это совокупность экономик и обществ, которые продолжают жить во взаимодействии. При этом само существование общественно-экономической системы происходит в условиях «географического пространства» (т. е. территории) и, в конечном счете, заканчивается формированием единого «коллективного менталитета» на этой территории
Оценка генезиса западно-европейского капитализма выдающегося немецкого социального мыслителя М. Вебера. Максимально рациональная хозяйственная деятельность и предельная экономическая эффективность достигнуты в процессе формирования западноевропейского капитализма благодаря рациональности в экономике, религии (протестантизм), управлении и праве (рациональная бюрократия), денежного об-ращения. Рационализация всех сфер жизнедеятельности стала неизбежной судьбой Запада – таков основной вывод в его научном творчестве.
В целом цивилизационный подход Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби построен на культурно-историческом аспекте анализа, в котором «высокие культуры» выступают в качестве основного элемента складывающихся межцивилизационных связей и институтов.
Социально-политический и экономический факторы являются другой важной составной частью анализа цивилизаций. По мнению В. Келле, рынок и политико-правовая система, действующие с момента зарождения государства как института власти, являются основными цивилизационными механизмами. Культура (ценности, нормы, традиции, верования, обычаи) в данном смысле выступает в качестве интегрирующего звена, способствующего достижению общенационального консенсуса по основным вопросам общественной жизни и недопущению дезинтеграции государства
РЕГИОН БАЛТИЙСКОГО МОРЯ (ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА, РОЛЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ)
Балтийский регион — неоднозначный термин, определяющий, в зависимости от той или иной регионоведческой концепции, различные сочетания государств и отдельных административно-территориальных образований в географическом районе, прилегающем к Балтийскому морю. Кросс-культурное соотнесение и определение взаимной эквивалентности терминов на разных языках дополнительно осложняется разными именами, которыми именовалось Балтийское море и его побережье на разных этапах истории у разных народов.
В наиболее широких географических очертаниях Балтийский регион как совокупность территорий, выходящих на берег Балтийского моря, подразделяется на:
• Балтийское Поморье (в составе: Померания и Польское Поморье) — юго-западное побережье Балтики
• Прибалтику (включая Финский залив) — юго-восточное побережье Балтики
• Скандинавию за вычетом Норвегии — северное побережье Балтики.
Страны Балтийского моря в современном (2010 год) составе — 9 государств: Дания, Швеция, Финляндия, Россия, Эстония, Латвия, Литва, Польша и Германия.
Совет государств Балтийского моря (СГБМ) в момент своего учреждения (5–6 марта 1992 года) включил в свой состав, помимо указанных стран, Норвегию, а также Европейскую комиссию как коллективного члена. В 1995 году в состав СГБМ была принята Исландия. Таким образом, фактический состав СГБМ вышел далеко за рамки географического региона Балтики.
Основы этой программы, реализуются по линии Европейского Союза и по линии Совета Европы. Базовый документ программы–«Видение и стратегии вокруг региона Балтийского моря 2010» (VASAB 2010). Он был принят на конференции в Таллинне 7-8 декабря 1994 года. В след за этим, в 1996 году вышел доклад «От видения к действию» (FromVisiontoAction). Концепция VASAB 2010 объединяет в общую систему 4 основных ценности (basicvalues) и14 целей (goals) и программы непосредственных действий для региона Балтийского моря. VASAB 2010 поддерживается 7 действиями - программами, закрепленными в документе «От видения к действию».
Основные ценности:
1. развитие (Development)
2. устойчивость окружающей среды (инвайронментальная) (Environmentalsustainability)
3. Свобода(Freedom)
4. Солидарность(Solidarity)
Ценности могут быть сгруппированы бинарно: развитие и свобода; иинвайронментальная устойчивость и солидарность.
Цели:
Городская система международного значения
1. Конкурентоспособная система городов повышает свое значение, осуществляя сотрудничество через Балтийское море и с Европой.
2. Система городов гарантирует пространственное согласие.
3. Связи между городскими зонами и внутренними сельскими районами поддерживают региональный экономический баланс и баланс окружающей среды.
4. Города создают привлекательную городскую окружающую среду для жителей и инвестиций.
Эффективные и устойчивые связи между городами
5. Сеть передвижений региона Балтийского моря использует соответствующий окружающей среде транспорт. 6. Сеть передвижений обеспечивает условия для эффективной интеграции внутри региона Балтийского моря и региона с миром. 7. Производство энергии все более опирается на возобновляемые и соответствующие экологии источники энергии. Области, поддерживающие динамизм и качество жизни. 8. Международное сотрудничество способствует пространственному экономическому и социальному согласию. 9. Функция островов как туристского ядра в регионе Балтийского моря. 10. Прибрежная зона планируется через тонкий баланс между развитием и защитой. 11. Балтийская сеть природных территорий (BalticNetworkofnatureareas) обозначена и защищена.
Все стороннее пространственное планирование в действии
12. Пространственное планирование способствует согласованию и пространственному согласию поперек границ. 13. Пространственное планирование основано в принципах субсидианости, участия и транспарентности (principlesofsubsidiarity, participationandtransparency). 14. Пространственное планирование способствует координации отраслевого и регионального планирования.
Действия:
1. Создание программы устойчивого расселения и развития городских сетей(sustainablesettlementandurbannetworksdevelopment). 2. Объединение развития Европейской транспортной сети с устойчивым региональным развитием. 3. Создание набора пилотных проектов для управления устойчивым развитием определенных областей. 4. Создание сети гаваней, принимая во внимание критерии региональной и экологической эффективности. 5. Разработка морской транспортной программы с участием портов внутренних районов и сосредоточенной на многоуровневых транспортных центрах. 6. Создание системы, контролирующей пространственное развитие в регионе. 7. Организация региональных конференций для представления ключевых проектов и постоянного руководства проектами по реализации VASAB 2010.
Европейская комиссия активно продвигает концепцию «Морские перевозки на короткие расстояния», основной целью которой является переключение грузопотоков с перегруженных наземных видов транспорта на более дружественный, с точки зрения влияния на окружающую среду, морской транспорт. Составной частью данной концепции является проект «Морские магистрали», в том числе и отдельно по Балтийскому морю
Совет государств Балтийского моря. Совет государств Балтийского моря(СГБМ) – межправительственная организация, основанная на конференции министров иностранных дел стран Балтийского моря в Копенгагене 5-6 марта1992 года. В него входят Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, атакжеЕвропейскаяКомиссия- исполнительныйорганЕвропейскогоСоюза. C 1 июля2009 годастатуснаблюдателяприСГБМимеетБеларусь. Цель Совета – стимулирование всестороннего сотрудничества между странами региона. Задачи и основные направления балтийского сотрудничества были сформулированы в Декларации о создании Совета государств Балтийского моря, принятой в марте 1992 г.
В качестве приоритетных направлений работы СГБМ определены оказание заинтересованным государствам экономической и технической помощи; борьба с транснациональной преступностью, незаконной миграцией, торговлей людьми и наркотиками; развитие транспорта и коммуникаций, энергетической сферы; поддержка национальных демократических институтов; сотрудничество по вопросам гуманитарной помощи, здравоохранения, охраны окружающей среды, культуры, образования, информации и туризма. Эта организация не обладает над национальными полномочиями и является межправительственным форумом, где страны-участницы обмениваются мнениями по вопросам развития регионального сотрудничества. СГБМ является «зонтичной» организацией, под эгидой которой в 1990 гг. было создано около 60 различных структур, наиболее значимыми из которых являются: Парламентская конференция Балтийского моря, Конференция по субрегиональному сотрудничеству, Союз балтийских городов, Ассоциация торговых палат и Консультативный совет деловых кругов балтийских стран. Примером конкретной работы в рамках СГБМ можно привести Программу Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность», презентация которой состоялась 10-11 марта 2008 года в Риге (Латвия) на заседании Рабочей группы по демократическим институтам Совета государств Балтийского моря. Программа направлена на создание и развитие индустрии гостеприимства, соответствующей международным стандартам.