Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Геопространственный подход в региональных исследованиях





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Большую роль в региональных исследованиях в настоящее время играет геопространственный подход, задающий, с одной стороны, приоритетность в постановке научно-исследовательских задач, а с другой – способы их решения. Базовым понятием этого подхода выступает геопространство, которое в географии обычно определяют как форму существования материальных географических образований и объектов в пределах геоверсума.

В зарубежном регионоведении как научной дисциплине геопространство –это часть пространства Земли, которая характеризуется такой особенностью, как наличие социальной жизни, основу которой составляет материальное и духовное производство в географической среде. Поэтому применительно к человеческому универсуму геопространство представляет собой территориальный способ существования геообъектов, связанных с различными сферами жизнедеятельности людей. При этом сама территория может рассматриваться как ограниченная часть земной поверхности, ее локальный сегмент, обладающий определенными природными и антропогенными свойствами и ресурсами.
В свое время французский географ К. Рафорстен с определенной долей юмора так характеризовал различия этих понятий: «пространство – это тюрьма, существующая изначально, территория – тюрьма, созданная людьми».

Свойствами геопространства как способа существования геообъектов, связанного с различными сферами жизнедеятельности людей, являются: 1) протяженность (территория жизнедеятельности людей, включая границы расположения геообъектов), 2) структурность (взаимодействие геообъектов). В региональных научных исследованиях геопространство рассматривается как целостность, в которой геообъекты, взаимодействуя между собой, выполняют определенные функции во времени. При этом выделяют глобальное геопространство (геоверсум) и локальное геопространство – место жизнедеятельности людей в пределах определенной территории.

Предметом региональных научных исследований выступают прежде всего различные геообъекты в их территориальном размещении и взаимодействии. Поэтому выделение различных групп геообъектов, или геопространственных таксонов, является необходимым методологическим условием проведения такого рода исследований. Методологические трудности выделения таких таксонов на основе ихобщих свойств и признаков обусловлены тем, что они состоят из множества реальных геообъектов, связанных с жизнедеятельностью людей в географической среде: политических, экономических, этнических, культурных, идеологических, религиозных и др. Ареал, в территориальных пределах которого проявляется воздействие того или иного геообъекта, получил название геополя. Поэтому геопространство как множество пересекающихся и взаимопроникающих геополей характеризуется внутренней неупорядоченностью, или энтропийностью.

В основе геопространственного подхода лежит методология когнитивного моделирования, результатом которого являются когнитивные карты – представления ученых или экспертов о ситуации, в которой локализованы отдельные воспринимаемые объекты, как субъективные картины, имеющие прежде всего пространственные координаты. При этом выделяют два вида таких когнитивных карт: 1) «карта-обозрение» как одновременное представление пространственного расположения геообъектов; 2) «карта-путь» как последовательное представление связей между геообъектами по определенному маршруту.

В региональных исследованиях к пространственным координатам добавляют временные и, соответственно, выделяют еще две когнитивные карты: 1) «карта-обозрение-динамика» как одновременное представление пространственного расположения геообъектов в динамике; 2) «карта-путь-динамика» как последовательное представление связей между геообъектами по определенному маршруту в динамике.

В зарубежном регионоведении в рамках геопространственного подхода предметом изучения выступают не только те или иные регионы как спатиальныеобласти конфликтов и сотрудничества, но и процессы геопространственной регионализации, которая сопровождается созданием нескольких взаимодействующих и конкурирующих интеграционных группировок. Эти группировки представляют собой добровольное объединение ряда стран, расположенных в одном регионе, для достижения какой-либо общей провозглашенной цели, как правило, в сфере экономики. Устойчивость и стабильность интеграционных группировок возрастает, если совпадают не только экономические, но и политические цели этих стран. Можно выделить три типа таких интеграционных группировок.

В основе первого типа лежат двух- или многосторонние соглашения преференциального характера между государствами. Второй тип интеграции связан со способностью региональной державы навязывать свою волю сопредельным странам, обладающим меньшим экономическим, демографическим или политическим потенциалом, относительно мирными, дипломатическими (как политическими, так и экономическими) методами. Поскольку региональные державы заинтересованы, главным образом, в достижении своих целей в политической сфере, расширение экономического взаимодействия здесь, как правило, носит характер побочного эффекта. Основными факторами создания такого рода интеграционных группировок для других стран является или взаимовыгодный характер экономического сотрудничества (исторически унаследованный или приобретенный в новых геополитических условиях), или внешняя угроза.

Как правило, взаимоотношения в системе «региональная держава – зависимые страны» строятся на неформальных основаниях и не определяются какими-то соглашениями, и потому не ущемляют суверенитета ни одной страны, но дают определенные преимущества державе. Однако при этом надо учитывать, что положение региональной державы в такой интеграционной группировке достаточно противоречиво:
с одной стороны, она заинтересована в сохранении определенного превосходства над сопредельными странами, но с другой стороны, постоянное поддержание такого превосходства может вызвать в этих странах взрыв националистических настроений либо попытки пересмотра политики и нахождения нового «покровителя».

Третий тип интеграционных группировок, получивший название «треугольника развития», складывается в пограничных районах нескольких стран в тех случаях, когда интеграционные процессы крайне неравномерны, масштабы взаимодействия стран данных регионов обгоняют скорость их интеграции.

Интеграционная группировка может оказывать влияние на происходящие процессы в регионе лишь в том случае, если она выступает в качестве единого целого, а для этого каждая из ее стран-участниц должна отказаться от какой-то части своего суверенитета в пользу наднациональных региональных институтов. При этом по мере усиления интеграции ограничения национального суверенитета возрастают.

В рамках геопространственного подхода регионализация рассматривается в настоящее время как один из инструментов противодействия негативным последствиям глобализации, являющийся средством поддержания относительного равноправия в мире огромного неравенства потенциалов отдельных стран.

Геопространственный подход предполагает холистское (целостное) изучение евразийского метарегиона как спатиальной (пространственной) области конфликтов и сотрудничества в разных ракурсах. Геопространственныйподход целостного изучения евразийского метарегиона как спатиальной области конфликтов и сотрудничества позволяет выявить его локальную специфику и место в глобальной конфигурации.

Методологическую основу геопространственного подхода в региональных исследованиях составляют геоисторическая, географическая, геополитическая, геоэкономическая, геокультурная, георелигиозная и геоидеологическая парадигмы.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.