Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Анатомия и физиология речи, закономерности ее развития



Винарская Е.Н.

В48 Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. — 141, [3] с.: ил., — (Библиотека лого­педа)

ISBN 5-17-028185-4 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-10288-2 (ООО «Издательство Астрель») ISBN 5-9762-0841-X (ООО «Хранитель»)

Книга посвящена дизартрии — одному из самых распространенных речевых расстройств у детей и взрослых, которое связано с очаговыми поражениями головного мозга. Приводятся различные определения понятия дизартрии. Предлагается сравнительная характеристика клинических форм: бульбарной, псевдобульбарной, экстрапирамидной, мозжечковой, корковой. Описываются принципы и практические методы коррекционно-педагоги-ческой работы, основанные на данных анатомии, нейрофизиологии, невро­патологии и психолингвистики.

Автор книги доктор медицинских наук Е.Н. Винарская, ведущий оте­чественный ученый, чьи работы по вопросам психофизиологии, нейро-лингвистики, логопатологии известны во всем мире.

Книга адресована логопедам, дефсктологам всех специальностей, психо­логам, лингвистам, неврологам, студентам дефектологических и психологиче­ских факультетов,

УДК 376 ББК74.3

Подписано в печать 18.05.2006. Формат 84x108/32

Печать офсетная. Усл. печ. л. 7,6 Доп. тираж 3000 экз. Заказ № 6713.

ISBN 5-17-028185-4 (ООО «Издггельслю ACT»)

ISBN 5-271-10288-2 (ООО «Ишмк-льспю Астрсль») ISBN 5-9762-0841-X (ООО «Хранитель.)

«•> hmm.i|>ck;ih i:.ll., 2005

© ООО «И 1Д1ПЧММ.С1 но Астрель», 2005

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................. 4

Понятие дизартрии.................................. б

Анатомия и физиология речи, закономерности ее развития

и фонетические нормы............................... 13

Семиотика клинических форм дизартрии ................ 37

Бульбарная дизартрия ............................. 37

Псевдобульбарная дизартрия........................ 48

Так называемые псевдобульбарные дизартрия и анартрия

у детей......................................... 65

Экстрапирамидная дизартрия........................ 70

Мозжечковая дизартрия............................ 79

Корковая дизартрия ............................... 95

Постцентральная апраксическая дизартрия......... 104

Премоторная апраксическая дизартрия............ 110

Мезэнцефально-диэнцефальная дизартрия.............. 125

Принципы дифференциальной диагноаики дизартрии.....136

Литература......................................143

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дизартрия — одно из самых частых расстройств речи. В на­стоящее время се значение для детской практики резко возрос­ло в силу того, что недостаточность двигательного отдела цент­ральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. В частности, дизартрия является одним из симптомов детского церебрального паралича.

Патогенез (механизм) дизартрических расстройств речи обуславливается различными очаговыми поражениями мозга: стволовыми, вызывающими вялый и спастический паралич (бульбарная и псевдобульбарная дизартрия); пирамидными со спастическим параличом (псевдобульбарная дизартрия); ство-лово- подкорковыми с нарушениями мышечного тонуса и ги-перкинезами (различные подкорковые формы дизартрии); под-корково-мозжечковыми с расстройствами речевой просодии (подкорковые и мозжечковые формы дизартрии); корковыми с артикуляторной апраксией («кинестетическая» и «кинетиче­ская» артикуляторная апраксия). Нередко наблюдаются слож­ные полипато генетические формы дизартрии.

Каждая клиническая форма дизартрии требует специфиче­ских приемов логопедической коррекции, а для этого необхо­дима их патогенетическая диагностика. К сожалению, ни вра­чи, ни нейропсихологи помочь патогенетически дифференци­рованной диагностике дизартрии не могут, в лучшем случае они ставят описательный синдромологический диагноз.

Логопедам приходится разбираться в структуре дизартриче-ского расстройства самостоятельно. Овладев основами невропа­тологии и фонетики, изложенными на страницах предлагаемой книги, педагог-логопед сможет свободно справиться и с патоге­нетической диагностикой дизартрии, и с выбором патогенети­чески обусловленных оптимальных форм ее коррекции.

Если перечисленные дизартрические расстройства развива­ются после завершения формирования у ребенка речи, то они проявляются только дизартрией, если же развитие речи еще не закончено, то дизартрия становится базой для системных задер­жек развития восприятия и понимания речи, навыков чтения и письма, а также общего психического развития ребенка. Разно­образные системные нарушения речи и психики нередко соче­таются с педагогической запущенностью ребенка. Такой «бу-

кет» разнообразных факторов усугубляет трудности детского . развития и препятствует обучению детей в массовой школе.

Отдельные речевые расстройства познаются в сравнении. Чтобы хорошо понимать дизартрию, логопед должен знать и дислалию, и алалию, и афазию, и заикание, и разного рода за­держки речевого и психического развития, и нарушения речи при глухоте и тугоухости, и при умственной отсталости.

Так как очаговые поражения мозга весьма разнообразны, то у больных могут быть сложные сочетания речевых расстройств: различных форм дизартрии, дизартрии и дислалии, дизартрии и афазии, дизартрии и умственной отсталости, дизартрии, за­держки психического развития и педагогической запущенности и пр. Логопед должен разбираться в этих сложных речевых си­туациях, чему поможет его логопедический кругозор и общая педагогическая культура.

Для дизартрии характерна невнятная смазанная артикуля­ция звуков с искажением их звучания, то есть фонетические на­рушения. В случае дизартрии с системным недоразвитие коры головного мозга, а также при сложных речевых расстройствах фонетические нарушения могут комбинироваться с фонемати­ческими. Поэтому дефектолог, и прежде всего логопед, должен хорошо ориентироваться в фонетике. Только это поможет пе­рейти от количественного к качественному описанию фонети-ко-фонематической недостаточности речи в детском возрасте и к патогенетически обоснованной коррекции этой недостаточ­ности.

Желательно, чтобы логопед обращал внимание на трени­ровку своего фонетического слуха и овладел навыками как фо­нетической, так и фонематической транскрипции звуковой стороны речи. Такие навыки дадут ему возможность фиксиро­вать свои наблюдения, объективно прослеживать их динамику и обсуждать с коллегами встретившиеся случаи дизартрии, ко­торые еще далеко не полностью изучены.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.