Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Изменение внешнеполитических приоритетов.



 

В июне 1945 г. было оформлено Временное правительство национального единства. С. Миколайчик создал собственная оппозиционную партию – Польское стройнництво людовое (ПСЛ).

Вянваре 1947 г. состоялись первые послевоенные выборы в Законодательный сейм. Победа ППР и ее союзников на выборах открыла путь для реализации их концепции народно-демократического переустройства. В 1947 г. в Польше был разработан трехлетний план развития.

На рубеже 40-50-х гг. ПОРП взяла на вооружение сталинскую концепцию форсированного строительства социализма. Политическая система была закреплена конституцией 1952 г.

В плане социально-экономического развития Польши упор был сделан на развитие тяжелой и оборонной промышленности, машиностроения. Активно развивались энергетика, металлургия, химическая промышленность. А темпы роста производства в отраслях, производящих предметы потребления, были более низкими. Тем самым в развитие польской промышленности изначально закладывались диспропорции.

В развитии сельского хозяйства был взят курс на производственную кооперацию. Высокие темпы кооперирования во многом предопределялись широким применением административного принуждения, жестким налоговым прессом на единоличников. Недовольство в обществе вызывали и репрессии.

После XX съезд КПСС политический кризис стал приобретать открытый и всеобщий характер. Начались забастовки рабочих. Состоявшийся в октябре 1956 г. пленум ЦК ПОРП произвел лишь кадровые изменения в партийном руководстве. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран В. Гомулка.

Анализ кризиса привел руководство страны к выводу, что в стране необходимы реформы. Была сформулирована концепция строительства социализма в польских условиях. Были пересмотрены аграрная политика, отношения с католической церковью, рабочее самоуправление, роль сейма и народных советов, отношения с СССР.

В 60-е годы вновь стали нарастать экономические и политические трудности. Экономические реформы во второй половине 60-х гг. не дали результатов.

Пытаясь стимулировать экономику, правительство в декабре 1970 г. приняло решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары. Это вызвало возникновение нового кризиса.

В начале 1970-х используя благоприятную международную обстановку польское руководство стало активно брать западные кредиты для модернизации народного хозяйства. Была существенно повышена заработная плата трудящимся. Все это обеспечило высокий рост реальных доходов при незначительном увеличении производительности труда. Руководство ПОРП заявило, что Польша вступила в этап строительства «развитого социалистического общества».

Однако в середине 70-х гг. вновь дали о себе знать экономические трудности. Во второй половине 70-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в Польше продолжала ухудшаться. Появились оппозиционные организации. Начался стремительный рост авторитета католической церкви.

Летом 1980 г. в Польше стала подниматься забастовочная волна. Правительство вынуждено было пойти на подписание соглашений с забастовочными комитетами. Тем самым оно давало согласие на легализацию оппозиционных организаций. В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован профсоюз «Солидарность». Политические притязания «Солидарности» и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали все более острые конфликты. В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране.

Военное положение временно ослабило остроту политического противостояния. Начавшаяся в 1982 г. экономическая реформа не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность, росли цены на внутреннем рынке.

К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса. В апреле 1988 г. произошел буквально взрыв забастовок. Рабочие требовали не только повышения заработной платы, но и легализации «Солидарности».

В условиях обострения ситуации в стране власти вынуждены были пойти на переговоры с частью деятелей «Солидарности», изъявивших к этому готовность. Заседания «круглого стола» проходили с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе их важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов и введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты – сената.

Демократическая революция 1989 г. в Польшебыла первой революцией такого типа в Центральной и Восточной Европе. Главными направлениями политической трансформации стали: переход от авторитарной власти к демократической, от монополии одной партии к многопартийности, от номенклатуры к плюралистической политической элите, от монополии административной власти к территориальному самоуправлению.

В 1990 г. прошли досрочные президентские выборы, во втором туре которых победу одержал Л. Валенса. В ноябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент, продемонстрировавшие значительный раскол в польском обществе. Сейм состоял из множества политических партий. Это существенно затрудняло формирование правительств, а также выработку и осуществление программ. Отсутствие единства нашло отражение в частой смене правительственных кабинетов в период 1991—1993 гг. (Я. К. Белецкого, Я. Ольшевского, В. Павляка, Х. Сухоцкой). В 1995 г. в стране прошли президентские выборы, на которых победу одержал лидер социал-демократов А. Квасьневский.

В 1989 г. в Польше была разработана программа социально-экономических преобразований в стране («шоковая терапия»). Её основная задача заключалась в стабилизации экономики и скорейшем переходе от социалистической к рыночной системе хозяйствования. Реализация программы началась 1 января 1990 г. с либерализации цен и ограничения денежных доходов населения. Однако вопрос о росте инфляции не был снят, что привело к использованию государством жесткой денежной политики. С одной стороны, это дало свои результаты уже к середине 1990 г., а с другой — в стране наблюдался спад промышленного производства, критическое положение в сельском хозяйстве и как следствие — нарастание социальных проблем. В 1990—1992 гг. была проведена и т. н. «малая приватизация».

В 1997 г. на парламентских выборах победу одержала Избирательная акция «Солидарность», а правительство сформировал Е. Бузек. Деятельность кабинета пришлась на период ухудшения хозяйственной конъюнктуры на Западе и финансового кризиса в России, что привело к замедлению темпов экономического роста в Польше и снижению уровня жизни населения. Поэтому конец XX — начало XXI в. отмечен активизацией выступлений рабочих, крестьян и служащих. В значительной степени это обусловило победу на президентских 2000 г. и парламентских 2001 г. выборах представителей левых сил. Президентом страны был избран А. Квасьневский, а новый правительственный кабинет сформировал Л. Миллер.

В 1997 г. в Польше была принята новая конституция. (1997), проведены административная реформа и реформа самоуправления.

В конце 1990-х гг. был преодолен экономический кризис и обеспечены высокие темпы экономического роста. Однако социальная цена проводимых реформ по-прежнему оставалась очень высокой. В этих условиях был разработан план «Финансовая стратегия государства на 1999—2001 гг.», который получил название «второго плана Бальцеровича».

В начале 1990-х гг. произошла переориентация внешней политики Польши с Востока на Запад. Польское руководство заявило о своем стремлении интегрироваться в западноевропейские структуры и в первую очередь — Европейский Союз и НАТО. В 1999 г. Польша была принята в Североатлантический альянс, а ее воинские контингенты принимали участие в военных действиях в Афганистане и Иране. 1 мая 2004 г. Польша стала полноправным членом Европейского союза.

Кроме общеевропейских объединений Польша активно развивает региональное сотрудничество с центрально-европейскими странами и является членом таких региональных объединений, как Вышеградская четверка, Совет государств Балтийского моря, Центрально-европейская инициатива и др.

 

ЛЕКЦИЯ VI.

Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.