2. Политическое и экономическое развитие Югославии в конце 40–х - 60-х гг.
3. Югославия в период нарастания кризиса самоуправленческого социализма (70-80-х гг.).
4.Югославия в системе международных отношений в 1945 – конце 80-х гг.
В ноябре 1945 г. в Югославии состоялись выборы в Учредительную скупщину. За объединенных кандидатов Народного фронта, которым руководила коммунистическая партия, было отдано 90% голосов. 29 ноября 1945 г. скупщина провозгласила Югославию Федеративной Народной Республикой (ФНРЮ). 31 января 1946 г. была принята первая конституцию нового государства.
В 1945 – 1947 гг. КПЮ провела коренные социально-экономические реформы по образцу СССР. Была упразднена многопартийность и установлена диктатура пролетариата; проведена национализация промышленных предприятий и банков. В ходе аграрной реформы создавались трудовые задруги по типу советских колхозов. Посредством сверхцентрализации государственного управления проводился курс на форсированную индустриализацию.
У И. Тито возникла идея создания Балканской федерации. Сталин подверг югославское руководство критике. В марте Тито поставил вопрос о том, что отношения между Югославией и СССР зашли в тупик, что в деле экономического и военного строительства необходимо ориентироваться на собственные силы.
В конце июня 1948 г. на заседании Информбюро была принята резолюция, в которой отмечалось, что югославское руководство перешло на позиции буржуазного национализма. СССР разорвал советско-югославский договор о дружбе и взаимопомощи. На венгеро-югославской и румыно-югославской границах начали концентрироваться войска.
Началась разработка и реализация модели самоуправляющегося социализма. На VI съезде КПЮ в 1952 г. партия получила новое название – Союз коммунистов, провозглашалась переориентация от административно-командных методов к преимущественно политическому и идейному влиянию. Однако СКЮ сохранил полноту власти в стране, использовал прежние методы воздействия на общественное развитие. Поворот к развитию самоуправления получил закрепление в конституционном законе 1953 г. об основах общественного и политического устройства.
Против недовольных были применены меры репрессивного характера. В области внешней политики альтернатива союзу со странами социализма была найдена в политике равноудаленное от США и СССР и неприсоединения.
Практические попытки новых реформ начались в 1961 г., однако успеха они не имели. В целом, экономические реформы способствовали переходу югославской экономики на путь интенсификации, втягиванию ее в международное разделение труда. По сравнению с другими социалистическими странами уровень жизни в Югославии стал отличаться в лучшую сторону. В то же время переход к рыночной экономике не мог не вызвать болезненных явлений.
В 1963 г. была принята новая конституция. ФРНЮ была переименована в СФРЮ, произведены изменения в организации высших органов власти. В 1964 г. на VIII съезде СКЮ впервые в Югославии был поднят национальный вопрос, о котором было сказано как об открытом вопросе. В 1971 г. поправки к конституции значительно расширили суверенные права республик и краев за счет Федерации. Однако эти поправки не разрешили остроты национальных отношений.
В 1974г. югославским руководством был взят курс на свертывание самоуправленческих начал, чистку партии, усиление идеологического воздействия, укрепление роли СКЮ и государства. В 1974 г. была принята новая конституция СФРЮ. Югославия приобрела ряд черт конфедеративного устройства. Во второй половине 70-х гг. были предприняты попытки стабилизации экономики.
При жизни Тито югославским руководителям еще удавалось сдерживать нараставшие кризисные явления во всех областях жизни общества. В мае 1980 г. Тито умер.
С начала 80-х годов Югославию охватил глубокий кризис. Центральное правительство все больше теряло контроль над республиками. В целом широко разрекламированный «югославский эксперимент» окончился неудачно.
Кризис усилился событиями в автономном крае Косово, к середине 80-х годов населенном уже более, чем на 80% этническими албанцами. В марте 1981 г. в Косово прошли демонстрации. Непрекращающиеся волнения албанцев в Косово привели к ответному движению в Сербии. Лидер Союза коммунистов Сербии С. Милошевич начал использовать национализм для реабилитации компартии в глазах сербского населения.
К началу 1990 г. в Югославии еще функционировало единое экономическое пространство. На пост премьер-министра Югославии был назначен Анте Маркович. В декабре 1989 г. он предложил меры по повороту к рыночной экономике и политическому плюрализму.
В конце 1989 г. власти разрешили выборы на многопартийной основе. В Словении и Хорватии выборы состоялись в апреле и мае 1990 г. Летом и осенью 1990 г. выборы состоялись в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине. Выборы в Боснии, Герцеговине и Македонии привели сербское руководство к политической изоляции. И только в Черногории коммунисты добились довольно убедительной победы. Свободные выборы и провозглашение независимости союзных республик привели к распаду Югославской федерации.
После выборов и прихода национальных сил к власти в республиках бывшая единая экономика страны распалась на шесть отдельных региональных экономических структур.
Руководство Словении и Хорватии начали организовывать и вооружать нелегальные национальные военные формирования. Одновременно начали вооружаться и сербы в Хорватии. В первой половине 1991 г. в сербских районах Хорватии отмечались уже локальные вооруженные столкновения между хорватской полицией и гвардией и сербскими ополченцами.
В июне 1991 г. Словения и Хорватия провозгласили независимость от Югославии. Попытка югославской армии взять ситуацию в Словении под свой контроль потерпела неудачу. В Хорватии началась война между хорватскими вооруженными формированиями и сербскими ополченцами. Хорватия стремилась выделиться из Югославии, сохранив в неприкосновенности внутренние границы, или даже захватить с собой хорватские части Боснии и Герцеговины; Сербия – создать, наконец, Великую Сербию.
3 сентября 1991 г. за полную независимость проголосовало население Македонии. Нелегальный референдум в условиях военного положения провели и албанцы в Косово, на котором они также голосовали за полную независимость.
Таким образом, старые внутренние, административные границы превращались в государственные. 29 февраля и 1 марта на референдуме в Боснии и Герцеговине мусульманское католическое население этой республики тоже высказалось за независимость. 1 марта черногорское население высказалось за объединение с Сербией.
С начала апреля военные действия из Хорватии переместились на территории Боснии и Герцеговины. В конфликте были задействованы все три этнические общины Боснии и Герцеговины, причем сербам противостояли объединенные силы мусульман и хорватов. Однако среди хорватов тоже не было полного единства.
В конце апреля 1992 г. руководители Сербии и Черногории объявили о создании новой федерации, претендующей на право быть преемницей распавшейся Югославии. 27 апреля Скупщины этих республик приняли конституцию общего государства – Союзной Республики Югославии (СРЮ). Реальная власть по-прежнему во многом оставалась у президента Сербии С. Милошевича.
Военные действия в Хорватии, и особенно в Боснии и Герцеговине, оказались в центре внимания мирового сообщества. Совет безопасности ООН направил в районы боев специальные формирования (так называемые «голубые каски») для разъединения противоборствующих сторон. Были приняты чрезвычайно жесткие односторонние политические и экономические санкции против Югославии. Это в свои очередь привело к новому всплеску недовольства населения Сербии против окончательно обанкротившегося режима Милошевича. Впервые против Милошевича выступила и Сербская православная церковь, начали бастовать студенты.
ЛЕКЦИЯ IX.
Югославянские страны в период политико-экономической модернизации (90-е гг. XX – начало XXI в.)
ПЛАН:
1. Союзная Республика Югославия (СКЮ.)
2. Республика Хорватия.
3. Босния и Герцеговина.
4. Республика Македония.
В 1991–1996 гг. произошел полный разрыв с прошлым. Союз коммунистов Югославии создал на своей основе Социалистическую партию Сербии (СПС). Председателем СПС стал С. Милошевич. С 1990 г. по 2000 г. он являлся президентом СРЮ.
В ноябре 1996 г. проходили выборы в союзный парламент и местные органы власти. Четыре оппозиционные партии Сербии объединились, образовав блок «Вместе».
Экономическая изоляция Югославии и потеря рынков прежних югославских республик привели народное хозяйство страны к тяжелой ситуации. В 1994 г. была разработана программа «Реконструкция монетарной системы и стратегия экономического оздоровления Югославии». В конце 1999 г. союзное правительство утвердило закон о введении налога на добавленную стоимость. Одновременно шло восстановление и строительство гражданских объектов. С 2000 г. наблюдалось оживление активности в строительстве, торговле, на транспорте и в других отраслях. Все это позволило обеспечить народу рост зарплаты, пенсий и других личных доходов.
Земельная реформа 90-х гг. дала право покупать землю и владеть ею. Благодаря продуманной аграрной политике Югославия не теряла своей сельскохозяйственной независимости.
Выборы президента Югославии состоялись 24 сентября 2000 г. Президентом СРЮ стал В. Коштуница. 28 октября 2000 г. в Косово состоялись выборы в местные органы власти. Проживающие в крае сербы бойкотировали их.
В конце октября 2000 г. в г. Скопье прошли двусторонние встречи президента Югославии с лидерами Албании, Болгарии, Боснии, Греции, Македонии, Румынии, Турции и Хорватии. На саммите был выработан «новый взгляд на будущее с целью преодолеть старые споры».
Отношения между Сербией и Черногорией остались сложными. С января 2003 г. – Государственный Союз Сербии и Черногории. Черногория и Сербия стали независимыми государствами с 5 июня 2006г.
КОСОВО. Частично признанное государство. Фактически Косово, населенное в своем большинстве (после многочисленных выселений сербов, военных действий, погромов и т.д.) албанцами, вышло из подчинения Сербии. После военных действий на территории Югославии Косово перешло под управление войск ООН в 1999г. Ситуацию контролировали миротворческие ООН. Периодически вспыхивали конфликты. 17 февраля 2008 г. парламент Косово проголосовал за принятие декларации о независимости этого края. 9 апреля была принята самостоятельная конституция, которая вступила в силу 15 июня 2008г. 15 ноября состоялись первые муниципальные выборы. Президент частично признанного Косова Ф.Сейду с 2006 –н.в.
Хорватия. В декабре 1990 г. Сабор принял новую Конституцию страны. В мае 1991 г. был проведен референдум, в ходе которого 94% его участников высказались за государственную независимость Хорватии. Референдум бойкотировали хорватские сербы. Сабор Республики Хорватии 25 июня 1991 г., опираясь на результаты референдума, принял Декларацию о полной независимости и суверенитете республики. 15 января 1992 г. самостоятельность Хорватии официально признали страны Европейского Союза.
Однако с момента проведения многопартийных выборов развернулась борьба между «хорватскими» сербами и хорватами. Сербы, численность которых по переписи 1991 г. составляла свыше 12% населения Хорватии, опасаясь преследований, были против выхода республики из состава СФРЮ. Противостояние завершилось вооруженными столкновениями и провозглашением 19 декабря 1991 г. независимой Республики Сербская Краина (РСК).
Гражданскую войну в Хорватии остановили миротворческие силы ООН, размещенные в 1992 г. по решению Совета Безопасности ООН вдоль границ самопровозглашенной Сербской республики, которая не была признана ни одним государством. В ходе проведения в 1995 г. хорватскими войсками операций «Молния» и «Буря» были изгнаны из страны более 200 тыс. хорватских сербов. За эти действия Хорватия подверглась санкциям со стороны Запада.
Режим Ф. Туджмана (скончался 10 декабря 1999 г.) удерживал в своих руках все рычаги управления и в целом обеспечивал в стране относительную и политическую, и экономическую стабильность. В 1999 г. активизировалась борьба за власть. Оппозиция создала коалицию из шести ведущих партий. Победа оппозиции была подкреплена и успехом Степана Месича на президентских выборах 2 февраля 2000 г.
Новая власть своим главным приоритетом во внешней политике объявила выход страны из международной политической и экономической изоляции. Если в области внешней политики видны несомненные достижения, то однозначной оценки деятельности правительства в экономической сфере страны нет. С одной стороны, видны несомненные достижения. В то же время реализуемый правительством курс экономических мер не облегчил положение хорватского народа. Президент ХорватииИво Йосипович с 18 фев.2010г. – по наст. вр. Прем.- министр Хорватии Ядранка Косор с июля 2009.
Босния и Герцеговина. Босния и Герцеговина считалась самой толерантной республикой Югославии. 18 ноября 1990 г. на первых многопартийных выборах в БиГ большинство мест в парламенте получила мусульманская Партия демократического действия (ПДД). Следом за ней Сербская демократическая партия (СДП) и Хорватское демократическое содружество (ХДС).
Результаты выборов в основном совпадали с национальной структурой населения. Было сформировано коалиционное правительство под председательством А. Изетбеговича. Сербы в БиГ ориентировались на сохранение единства Боснии и Герцеговины в составе Югославии. Мусульмане во главе с А. Изетбеговичем выступали за самостоятельную и суверенную Боснию и Герцеговину. Хорваты во главе со Степаном Клюичем, объединившись в Хорватское демократическое содружество в БиГ, строили планы по объединению с Хорватией.
К осени 1991 г. в БиГ обстановка накалилась. 9 января 1992 г. была провозглашена Республика Сербская БиГ, как федеративная единица СФРЮ. 1 марта Босния и Герцеговина фактически провозгласила свою независимость.
В апреле 1992 г. Боснию признали США, Европейское сообщество. В тот же день Президиум БиГ провозгласил в республике чрезвычайное положение. В 1992 г. военными средствами началось разграничение, фактический раздел территории между тремя народами. Решительный перелом в соотношении сил в БиГ наступил после того, как США заставили мусульман и хорватов пойти на перемирие, а затем на создание федерации.
18 марта 1994 г. был подписан договор о создании мусульманско-хорватской федерации на территории БиГ. Официальное название нового государственного образования – Федерация Боснии и Герцеговины (ФБиГ).
Миротворческие силы и НАТО фактически встали на сторону мусульман и хорватов, начали оказывать давление на сербскую сторону. Республика Сербская стояла перед лицом полной международной изоляции. В августе-сентябре 1995 г. войска НАТО провели операцию по уничтожению сербских военных объектов. Бомбардировка самолетов НАТО сопровождалась успешным наступлением мусульманско-хорватских сил в западной части страны. В результате боев к концу 1995 г. территория Боснии и Герцеговины была разделена на три этнических района. Окончательный итог войне в Боснии и Герцеговине был подведен в Дейтоне в декабре 1995 г. Для реализации Дейтонских соглашений по БиГ были созданы международные Силы по выполнению соглашений (СВС). Развертывание сил НАТО завершилось уже в феврале 1996 г.
На муниципальных выборах осенью 1997 г. в большинстве округов победили национальные партии. 12-13 сентября 1998 г. состоялись общие парламентские и президентские выборы как в Федерации, так и в РС. День Независимости – 5 апреля 1992г. 18 марта 1994г. – провозглашение Федерации Боснии и Герцеговины. 9 января 1992г. боснийские сербы провозгласили собственное государственное образование – Республику Сербскую, поэтому сложилось своеобразное руководство и управление страной.
Президент – председатель Президиума. Член Президиума, набравший наибольшее число голосов в Боснии и Герцеговине через каждые восемь месяцев передает пост следующему члену Президиума, что обеспечивает равенство представленных национальностей. Президиум состоит из 3-х членов, избирающихся одновременно на 4 года ( 1 – босниец, 1 – хорват от ФБиГ, 1 – серб от РС). Президенты по выборам 1 октября 2006 г.: Желько Комшич – хорват. Небойша Радшанович – серб. Харпе Силайджич – босниец.
Македония.В 1990 г. были проведены многопартийные парламентские выборы. 8 сентября 1991 г. был организован референдум о независимости. Более 90% участников референдума дали утвердительный ответ. Югославская армия была выведена с ее территории весной 1992 г. без вооруженных столкновений.
Вопрос же международного признания нового государства сильно осложнился. Значительную роль в осложнении обстановки сыграла особая позиция Греции.
В конце 1991 г. Народное собрание Республики Македония приняло новую Конституцию. В августе 1992 г. Россия признала Македонию и еще восемь стран. Хотя Македония отказалась от претензий к другим странам, Греция убедила ЕС отложить ее признание. Поэтому отделившаяся Македония называется «Бывшая Югославская Республика Македония». В 1993 г. Македония стала членом ООН, а в 1995 г. был урегулирован спор с Грецией.
В 1999 г. президентом страны стал Б. Трайковски, которого поддержали этнические албанцы (25-30% населения Македонии). В апреле-августе 2001 г. произошло вторжение отрядов албанских националистов на территорию Македонии, вызвавшее государственный кризис. Вынужденное вмешательство НАТО. Подписан договор «Охридское соглашение», предоставившее ограниченную юридическую и культурную автономию.
После принятия в 1993 г. Закона о трансформации предприятий начался процесс приватизации предприятий во всех отраслях экономики. С 1996 г. стали заметны успехи в преодолении инфляции. Процесс приватизации ускорился в 1998–1999 г.
С 1998 г. в Македонии была избрана модель сочетания платной приватизации с бесплатным распределением привилегированных акций среди трудящихся. Доходы, получаемые бюджетом от приватизации, оказались гораздо ниже ожидавшихся. Резкий рост безработицы. С большим трудом проходила реорганизация банковской системы. Положение усугубляется экономической отсталостью и внутриполитической напряженностью вследствие постоянных межэтнических трений и межконфессиональных противоречий.
Президент Македонии Георге Иванов с мая 2009. Премьер–мин.Никола Груевский с авг.2006г. – по наст. вр.
Задания для студентов.
Зпадание № 1
К 23 февраля подготовить в письменном виде и сдать на лекции в 10 часов Царюк Н.А. два кросворда:
1. по истории Болгарии в первой половине XX в, состоящий из 15 слов,
2. по истории Югославии в первой половине XX в, состоящий из 15 слов.
Задание 2:
Письменно подготовить и сдать к 24 марта в 39 аудиторию для Царюк Н.А. реферат на одну из тем: