Замедление роста цен на продовольствие из-за снижения мировых цен началось уже с марта, которое с июня по сентябрь перешло в дефляцию.
В первом полугодии 2011 года рост потребительских цен на продовольственные товары составил всего 5% (5,4% годом ранее) после повышения цен во втором полугодии 2010 года на 7,2 процента.
Положительную роль в снижении темпов роста цен на продовольственные товары и инфляцию в этот период сыграли своевременно принятые Правительством Российской Федерации меры по преодолению дисбалансов на рынке зерновых, и стимулированию импорта на проблемных рынках (плодоовощной продукции) в условиях стабильности курса рубля. Также сказалось начавшееся снижение мировых зерно, сахар и другие товары с марта-апреля.
В 2011 году значительно подешевела плодоовощная продукция – на 24,7%, после того как в 2010 цены выросли на 45,6%. Плодоовощная продукция стала дешеветь уже в межсезонный период (с апреля по июнь снижение цен составило 6,1%), в связи с ростом поставок импорта.
Картофель подешевел за январь-декабрь на 52,2% (год назад - прирост цен в 2 раза). Цены на овощи снизились на 42,7% (прирост на 67,1% - в январе-декабре прошлого года).
Прирост цен напродовольственные товары без учета плодоовощной продукции за 2011 год снизился до 7,4% (год назад – 9,4%), в том числе в декабре – на 0,6 процента.
В 2011 году до 5,0% замедлился рост цен на набор социально значимых продуктов (в него входят хлеб, молоко и молочная продукция, сахар, растительное и сливочное масло, мясо и птица, яйца, макаронные изделия, крупы, сыр), составляющего треть в потребительской продуктовой корзине, после того как в 2010 году цены выросли на 14,0%. Низкая динамика цен обусловлена высокой зависимостью основной части товаров от динамики цен на растительное сырье, цены на которое упали в 2011 году при высоком предложении.
Вместе с тем, за два года цены на набор социально значимых продуктов выросли сильнее (19,7%), чем на остальные продовольственные товары (без социально значимых товаров и плодоовощной продукции) – подорожавшие за два года на 16,1%, в том числе в 2011 году - на 9,0%. Более высокий рост цен в 2011 году обусловлен как временными лагами влияния удорожания сырья на их цены по сравнению с социально значимыми продуктами, так и переключением платежеспособного спроса на более дорогие продукты по мере роста доходов населения и восстановление ценовых пропорций между отдельными товарами.