Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Обязанность сохранять природу и окружающую среду.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе "Об охране окружающей среды" (2002).

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Защита Отечества.В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (1998). Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту. Срок военной службы по призыву в мирное время - 24 месяца. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица.Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Статья 43 Конституции РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования.

35. Гарантии конституционных прав и свобод.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина - условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту. Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса человека и гражданина. Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в Конституции РФ. Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Гарантии правовые прав и свобод человека и гражданина подразделяются на правовые (юридические) гарантии (правовые средства осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина), политические гарантии (соответствующая политика государства и деятельность государственных органов) и социально-экономические гарантии. Важнейшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции РФ. Конституционные гарантии прав и свобод человека можно подразделять на общие гарантии (статьи 45, 46, 48 часть 2, 52-55) конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 часть 2) и специальные гарантии.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина:

1) Государственная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите см. ниже

2) Право на самозащиту. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45 Конституции РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ "Самозащита гражданских прав"), в уголовном законодательстве (статья 37 "Необходимая оборона", статья 39 "Крайняя необходимость" УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Порядок обращения в суд, судебной защиты прав, судебного обжалования, судопроизводства устанавливается Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами.

4) Право на международную защиту. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юридическая помощь. Статьёй 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.

6) Защита прав потерпевших. В соответствии со статьёй 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

7) Право на возмещение вреда. Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 1069 ГК РФ устанавливает ответственность государства за вред, причинённый государственными органами (а также органами местного самоуправления) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ - ответственность государства за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда,

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

36. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

По общему правилу иностранец - это лицо, которое не является гражданином данного государства, и состоит в гражданстве другого государства, или не имеет гражданства ни одного государства. Российское законодательство использует термин иностранный гражданин. В соответствии с ФЗ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Понятие иностранный гражданин включает в себя понятие лицо без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ. Законодательство любого государства имеет различные категории иностранных граждан, в частности, в РФ, вышеуказанный ФЗ выделяет следующие категории иностранных граждан:

1) по сроку пребывания в РФ

а) временно пребывающие в РФ

Временно пребывающие - лица, пребывшие в РФ на основании визы, и в порядке, не требующем получения визы, и не имеющим вида на жительство или разрешения на временное проживание. Максимальный срок пребывания - 90 суток. Лица соответствующей категории должны иметь документы: такими документами являются паспорт, дипломатический паспорт, загранпаспорт, паспорт моряка.

б) временно проживающие в РФ

Временно проживающие - лица, получившие разрешение на временное проживание. Такое разрешение может быть выдано гражданину на основании квоты, устанавливаемой ежегодно Правительством РФ. Для иностранных граждан существует возможность получить разрешение на временное проживание в неустановленных квотах, все этих основания перечислены в вышеуказанном ФЗ. Вопрос о предоставлении временного разрешение рассматривается в течении 6 месяцев и действует 3 года, однако каждый год иностранный гражданин должен проходить перерегистрацию в органах ФМС.

в) постоянно проживающие в РФ

Постоянно проживающие - лица, получившие вид на жительство. Вид на жительство - документ, дающий право на постоянное проживание, выдается специальным уполномоченным органом. Иностранный гражданин, прожив на территории РФ не менее 1 года на основании временного разрешения имеет право обратиться за получением вида на жительство. Вид на жительство выдается сроком на 5 лет, и может быть продлен неограниченное количество раз.

Правовой статус каждой категории иностранных граждан - различен. Временнопроживающие иностранные граждане и лица без гражданства имеют меньше прав и обязанностей, чем постоянно проживающие.

Лица без гражданства (апатриды) - лица, не являющиеся гражданами РФ, и не имеющие доказательств наличия у них гражданства другого государства.

В науке выделяются два вида без гражданства (аппатризма):

1) абсолютное без гражданство - отсутствие гражданства с момента рождения

2) относительное без гражданство - без гражданство, наступившее в результате утраты гражданства

Правовой статус лиц без гражданства в РФ приравнивается к статусу иностранных граждан, но особенностью положения апатридов в любой стране является то, что они не имеют устойчивой правовой связи ни с одним государством, и не могут рассчитывать на дипломатическую защиту какого-либо государства. Мировое сообщество стремится к сокращению лиц без гражданства, права апатридов защищает конвенция "О статусе апатридов" 1954 г. и "Конвенция о сокращении лиц без гражданства" 1961 г., однако РФ не участвует в этих конвенциях.

Специфической группой субъектов конституционного права являются беженцы и вынужденные переселенцы.

Беженцы - лица, которые не являются гражданами РФ, которые не являются гражданами РФ, и которые в силу вполне обоснованных опасении стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждении находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой этой страны, или не желает ею воспользоваться вследствие таких опасении.

Если лицо признается беженцем, то ему выдается специальное удостоверение, сроком до 3 лет. Если лицу отказано в получении статуса беженца, то в течении месяца он уведомляется и высылается их страны.

Вынужденные переселенцы - граждане РФ, покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждении, ставших поводами для проведения враждебных компании в отношении конкретного лица или группы лиц, а также массовых нарушении общественного порядка.

В отличие от статуса беженства этот статус может быть присвоен на срок не более 5 лет. За это время лицо должно либо остаться на текущем месте жительства, либо вернуться. Нормативно-правовой базой, которая регулирует данные вопросы, являются законы: ФЗ от 19.02.1993 г. "О беженцах", ФЗ от 19.02.1993 г. "О вынужденных переселенцах". Беженцы и вынужденные переселенцы имеют специальные права: право на получение единовременного денежного пособия, право на проживание в центре временного размещения, право на бесплатную медицинскую и лекарственную помощь и др.

Выделяется также и отдельная группа иностранных граждан - дипломаты, консульские работники, представители международных организации. Режим их пребывания в РФ регулируется международно-правовыми актами, т.е. на них не действует законодательство РФ, они обладают политическим иммунитетом. В настоящее время статус дипломатических агентов регулируется венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., а статус консульских должностных лиц регулируется венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Данные лица пользуются абсолютной неприкосновенностью.

Для иностранных лиц без гражданства может быть установлен национальный режим - режим наибольшего благоприятствования и специальный режим, определяющий их правовое положении на территории страны. Конституция РФ закрепляет национальный режим, предполагающий, что иностранные граждане и лица без гражданства в РФ имеют права и несут обязанности, наряду с гражданами РФ, за исключением случаев прямо предусмотренных законом или международным договором.

Режим наибольшего благоприятствования предоставляется гражданам Республики Беларусь.

Специальный режим означает предоставление отдельных прав для определенных групп иностранных граждан в соответствии с законодательством или международным договором. Такой режим имеют граждане Казахстана, которые постоянно проживают на территории РФ.

Право на убежище может быть предоставлено иностранным гражданам; это особое личное право, которое предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, которое заключается в возможности иностранца долгое время оставаться на территории данного государства, если у себя на родине он подвергается преследованию по политическим, религиозным и иным основаниям.

В настоящее время общепризнанным является лишь территориальное убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ предоставляет политическое убежище.

Политическое убежище – представление лицу возможности укрыться от преследования по политическим мотивам со стороны государства своего гражданства или страны обычного места жительства.

Согласно положению о порядке предоставления политического убежища, утвержденного Указом Президента от 21.07.1997 г. № 746 политическое убежище предоставляется с учетом государственных интересов РФ на основании общепризнанных принципов и норм международного права.

Политическое убежище не ограничено по сроку действия, вместе с лицо, которое запрашивает право на политическое убежище – такое же право предоставляется и членам его семьи.

37. Конституционно-правовые и договорные основы российского федерализма.

Федерализм как понятие отражает и способ государственного устройства, и систему правления, и форму межнациональных отношении. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз. Это — система правления союза государственных образований, в которой власть осуществляется одновременно центральным правительством и региональными правящими органами на основе распределения функций и полномочий между ними, закрепленного конституцией (договором).

При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией центральных органов федерации, другая — региональных государственных органов (субъектов федерации), третья — совместной компетенцией центра и субъектов федерации. Баланс прав и обязанностей центральных и региональных органов правления контролирует независимый суд, а также парламент, одна из палат которого формируется из представителей регионов (штатов, земель, кантонов, провинций, областей и т.п.).

Таким образом, федерализм предполагает демократическую децентрализацию, т.е. автономность, самостоятельность территориальных государственных образований, имеющих собственные конституции (уставы), законодательные, исполнительные и судебные органы. Федеральная система государственного правления способствует широкому развитию местного самоуправления.

Децентрализация осуществляется в трех основных формах: деконцентрация, делегирование и передача власти. Деконцентрация — это административная договоренность, согласно которой функции центрального правительства передаются региональным представительствам федеральных органов власти. Делегирование — это агентское соглашение, по которому функции перемещаются к организациям, действующим вне центральных правящих структур с определенной степенью административной и финансовой самостоятельности. Передача власти означает перевод полномочий от центра к субъектам федерации, т.е. автономным, демократически избираемым единицам регионального правления, таким как край, область, округ, город и т.д.

Благодаря децентрализации субъекты федеративного государства самостоятельно реализуют власть в регионе. Однако они обладают лишь ограниченным суверенитетом, не имеют права одностороннего выхода из союзного государства. Центральное правительство может вмешаться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков и др.

Федеративное устройство России закреплено в Конституции 1993 г. Оно основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов.

Российскую Федерацию образуют 89 субъектов трех типов: национально-государственные (21 республика), имеющие свои конституции и законодательства; административно-территориальные (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения)-национально-территориальные (1 автономная область, 10 автономных округов), имеющие свои уставы и законодательства.

Отношения центра и субъектов Федерации в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т.п.).

Регламентация прочих вопросов составляет область исключительного ведения субъектов Федерации. По этим вопросам региональные органы правления обладают всей полнотой государственной власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию центральных органов правления, действуют нормативно-правовые акты субъекта Федерации.

В Конституции заложен принцип сохранения целостности государства, который, однако, может сочетаться с правом наций на самоопределение в Российской Федерации. Подчеркивается, что право одной нации на самоопределение всегда ограничено правом другой нации, а право отдельной нации на самоопределение ограничено правом всего многонационального народа на сохранение целостного государства.

Наряду с национальным, правовым и экономическим регулированием отношений между субъектами и центром в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения центральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему государственной исполнительной власти в стране.

Таким образом, конституционные основы российского федерализма создают предпосылки для совершенствования управления огромной страной, упрочения государственности, территориальной и социальной целостности, развития демократии посредством соблюдения прав и законных интересов различных национальностей, обеспечения необходимого баланса экономических, политических, этнических и социальных сторон общественной жизни.

38. Федеративный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации. Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ (ст. 71), предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

К исключительному ведению РФ относится:

1) В области государственного строительства:

- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;

- федеративное устройство и территория РФ;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

- гражданство в РФ;

- регулирование и защита прав национальных меньшинств;

- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

- формирование федеральных органов государственной власти;

- судоустройство, прокуратура;

- уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;

- амнистия и помилование;

- гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

- правовое регулирование интеллектуальной собственности;

- федеральное коллизионное право;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития РФ;

- федеральная государственная служба;

- государственные награды и почетные звания РФ;

2) В экономической, социальной, культурной областях

- федеральная государственная собственность и управление ею;

- установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ;

- установление правовых основ единого рынка;

- финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

- федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

- федеральный бюджет;

- федеральные налоги и сборы;

- федеральные фонды регионального развития;

- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

- федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;

- деятельность в космосе;

- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

- геодезия и картография;

- наименования географических объектов;

- официальный статистический и бухгалтерский учет;

3) В области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:

- внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ;

- вопросы войны и мира;

- внешнеэкономические отношения РФ;

- оборона и безопасность;

- оборонное производство;

- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находиться:

1) В области государственного строительства:

- обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и ФЗ;

- защита прав и свобод человека и гражданина;

- защита прав национальных меньшинств;

- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

- режим пограничных зон;

- административное, административно-процессуальное законодательство;

- кадры судебных и правоохранительных органов;

- адвокатура, нотариат;

- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ;

2) В экономической, социальной, культурной областях:

- вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;

- разграничение государственной собственности;

- природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории;

- охрана памятников истории и культуры;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

- координация вопросов здравоохранения;

- защита семьи, материнства, отцовства и детства;

- социальная зашита, включая социальное обеспечение;

- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

- установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

- трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории). Порядок принятия ФЗ по предметам совместного ведения, устанавливается ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ». В соответствии с данным законом по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются:

1) ФЗ, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

2) ФЗ, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

Закон также определяет правовой режим договоров и соглашений. Договоры заключаются между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий. Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Вне предметов ведения РФ, предметов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

39. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

Федерация представляет собой юридически единое союзное государство в состав которого входят государства и государственные образования, обладающих властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.

Образование федерации возможно на основе трех принципов:

1) национального

2) территориального

3) смешанного

Конституционно-правовой статус РФ представляет собой совокупностью юридических признаков, определяющих юридическую природу российского федерализма.

К ним относятся следующие признаки:

а) учредительный характер государственной власти (признание и юридическое оформление важнейших социально-политических и экономических институтов общества и государства)

б) территориальное верховенство, целостность государственной территории

в) двухуровневая система законодательства (федеральная конституционно-правовая система)

г) двухуровневая система органов государственной власти (федеральные и региональные органы)

д) федеральное гражданство

е) федеральная государственная собственность и единая экономическая система (единый рынок, единое финансовое, валютное и кредитное регулирование)

ж) национальные вооруженные силы РФ (ядро военной силы государства, Верховный главнокомандующий - Президент РФ)

з) официальный статус государственного языка (русский язык - национальный и государственный язык российского народа)

и) наличие государственных символов (герб, флаг, гимн), правовое положение регулируется ФКЗ от 25.12.2000 г.

40. Предметы ведения Российской Федерации.

Предмет ведения — это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

Предмет ведения РФ определяется Конституцией РФ 1993 г., Федеративным договором, состоящим из трех Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик; органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; органами власти автономной области и автономных округов.

Анализируя предметы ведения, закрепленные в этих законодательных актах, следует учесть наличие в них некоторых противоречий. В этой связи Конституция РФ устанавливает в ст. 1 второго раздела “Заключительные и переходные положения”, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора — действуют положения Конституции РФ.

По содержанию регулируемых вопросов предметы ведения РФ Конституция делит на две группы:

1. Исключительные предметы ведения и полномочия РФ (ст 71 Конституции РФ);

2. Совместные предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

Кроме данных полномочий по исключительному предмету ведения РФ, закрепленных в ст 71 Конституции РФ, ряд полномочий содержится в статьях основного закона, устанавливающих компетенцию высших органов государственной власти РФ и в других федеральных законах. Федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил необходимость конституционного закрепления предметов совместного ведения федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Дополнительно гарантируя равноправие субъектов федерации, п. 2 ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что данные положения в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные города. Установленный Конституцией, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий федерации может корректироваться договорами и соглашениями между РФ и ее субъектами. Конституция РФ и Федеративный договор предусматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.

41. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии со статьёй 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

a. обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

b. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

c. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

d. разграничение государственной собственности;

e. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

f. общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

g. координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

h. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

i. установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

j. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

k. кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

l. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

m. установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

n. координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Эти положения в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

42. Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 73 Конституции РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Предметы ведения субъектов РФ — сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ. К П.в.с. РФ относится круг тех вопросов, которые находятся вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По вопросам исключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральный закон, по смыслу ст. 73 действующей Конституции, не может вторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ. Нарушение этой конституционной нормы влечет за собой признание федерального закона неконституционным. По соглашению с федеральными органами государственной власти субъекты РФ вправе относить любые вопросы, находящиеся в их ведении, к ведению РФ. В то же время субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) объявлять вопросы, определенные в ч. 4 ст. 76 Конституции РФ (по которым субъекты РФ могут самостоятельно осуществлять полномочия), вопросами их исключительной компетенции, предметами их исключительного ведения, которые не могут передаваться в компетенцию Федерации.

 

43. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

РФ состоит из 89 равноправных субъектов РФ: 21 республики, 6 краёв, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов. Республика имеет конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет устав и законодательство. Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ и конституцией (уставом) субъекта РФ. Статус субъекта РФ может быть изменён по взаимному согласию РФ и субъекта РФ и в соответствии с федеральным конституционным законом.

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) Каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

1) Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

44. Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Принцип равного избирательного права означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях и каждый избиратель имеет при голосовании один голос. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права – участие в выборах на равных основаниях – обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом. Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти.

Второй элемент равного избирательного права – наличие у каждого избирателя только одного голоса – обеспечивается только тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

В отношении пассивного избирательного права принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство при проведении предвыборной агитации.

Принципы избирательного права закреплены в ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ".

Принципы избирательного права:

1) принципы организации и проведения выборов

а) обязательность проведения

б) периодичность проведения

в) своевременность назначения выборов

г) свобода, альтернативность и состязательность выборов

2) принципы участия граждан РФ в выборах

а) всеобщность

б) равенство

в) прямое избирательное право

г) добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования

3) принципы, дополняющие первые две группы принципов

а) гласность

б) открытость

в) территориальная основа выборов

г) ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ

 

45. Понятие избирательного права и избирательной системы.

Избирательная система (в широком смысле) - часть (элемент) политической системы общества, совокупность общественных отношении, возникающих в процессе реализации основного политического права граждан избирать и быть избранными.

Избирательная система (в узком смысле) - совокупность избирательных действии и процедур, обеспечивающих формирование выборных единиц в зависимости от принятого (нормативно-закрепленного) способа их избрания.

Избирательное право - конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации, наблюдении за выборами, работой избирательных комиссией, включая установление итогов голосования и определения результатов выборов, а также в других избирательных действиях.

Избирательное право (в объективном смысле) - система правовых норм, сформулированных в законодательных и иных НПА (в источниках права), которые регулируют общественные отношения, деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия, а именно выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

46. Стадии избирательного процесса.

Избирательный процесс - совокупность процессуальных норм избирательного права, регулирующих стадии реализации субъективных избирательных прав граждан.

Стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов

Гарантией своевременного назначения выборов является предусмотренная ФЗ возможность их назначения соответствующей избирательной комиссией. Если соответствующая избирательная комиссия отсутствует или не назначает выборы, они назначаются судом общей юрисдикции. День выборов в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с ФЗ. В соответствии с законом днями голосования на выборы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления является второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

2) образование избирательных округов

Избирательный округ - определяемая в соответствии с действующим законодательством единая территория, от которой избираются один или несколько депутатов или выборное должностное лицо.

Виды избирательных округов:

а) одномандатный - один депутат

б) многомандатный - несколько депутатов

в) единый - вся территория, на которой проводятся выборы

3) образование избирательных участков

Избирательные участки создаются для проведения голосования и подсчета голосов, образуются не позднее чем за 45 дней до дня выборов из расчета не более 3000 избирателей на 1 избирательный участок. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

4) формирование списков избирателей

Списки избирателей - избирательные документы, определяющие круг граждан, проживающих на территории конкретного избирательного участка.

5) формирование избирательных комиссии

Избирательные комиссии - коллегиальные органы, образуемые в установленном законом порядке организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

6) выдвижение кандидатов

Выдвижение может осуществляться в составе списка избирателей, может быть самовыдвижение. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссии, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) политическими партиями осуществляется в соответствии с ФЗ "О политических партиях".

7) регистрация кандидатов

Основания отказа в регистрации кандидатов: отсутствие у кандидата пассивного избирательного права, сокрытие кандидатом сведении о не снятой и не погашенной судимости, не создание избирательного фонда, использование своего должностного положения кандидатом.

8) предвыборная агитация и финансирование выборов

Предвыборная агитация - деятельность граждан РФ, кандидатов, избирательных объединении, политических партии, общественных объединении, имеющая целью побудить к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов, а также против них.

Формы предвыборной агитации:

а) теле радио вещание и периодически печатных изданиях

б) проведение публичные предвыборных мероприятии

в) посредством выпуска печатных, аудио визуальных и других агитационных предвыборных материалов

Финансирование выборов осуществляется по 2 двум направлениям:

а) финансирование мероприятия связанные я организацией и подготовкой, а также самих проведения выборов - исключительно из средств соответствующего бюджета

б) финансирование предвыборной кампании кандидатов и избирательных объединении, здесь могут использоваться как средства бюджета, собственные средства кандидатов и объединении, добровольные пожертвования.

9) голосование и подсчет голосов

Продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов. Если гражданин не может явиться на свой избирательный участок, то он имеет право взять открепительное удостоверение. Бюллетени выдаются по предъявлению паспорта с регистрацией.

10) определение результатов голосования, опубликование и обнародование итогов голосования и результатов выборов

Выборы могут быть признаны несостоявшимися:

1) голосование проводилось по 1 кандидатуре, и за него проголосовало менее 50 % от числа избирателей принявших участие в голосовании

2) если все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования

Выборы признаются недействительными:

1) если допущенные при голосовании или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

2) если они признаны недействительными на части избирательных участков, которые на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 от общего числа избирателей, внесенных в списки

3) по решению суда

Факультативной стадией избирательного процесса могут быть повторное голосование и повторные выборы, а также дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочии депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.

Обжалование решении и действии нарушающих избирательные права граждан:

Важной гарантией соблюдения субъективных избирательных прав граждан является возможность обжалования их нарушения. Решения или действия комиссии и их должностных лиц могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию. Решения действия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединении и должностных лиц, а также действие и бездействие должностных лиц комиссии могут быть обжалованы в суд.

47. Списки избирателей, избирательные округа и участки.

Избирательный округ - определяемая в соответствии с действующим законодательством единая территория, от которой избираются один или несколько депутатов или выборное должностное лицо.

Виды избирательных округов:

а) одномандатный - один депутат

б) многомандатный - несколько депутатов

в) единый - вся территория, на которой проводятся выборы

Требования к избирательным округам:

а) примерно равенство избирательных округов по числу избирателей

б) при образовании избирательных округов на территориях проживания коренных малочисленных народов, допустимы отклонения до 40 %

в) избирательный округ должен составлять единую территорию

г) при создании избирательных округов учитывается административно-территориальное деление субъектов РФ и территории муниципальных образовании.

Избирательные участки создаются для проведения голосования и подсчета голосов, образуются не позднее чем за 45 дней до дня выборов из расчета не более 3000 избирателей на 1 избирательный участок. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

Списки избирателей - избирательные документы, определяющие круг граждан, проживающих на территории конкретного избирательного участка.

48. Избирательные комиссии: система, порядок формирования, полномочия.

Избирательные комиссии - коллегиальные органы, образуемые в установленном законом порядке организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Избирательные комиссии:

1) ЦИК - орган действующий на постоянной основе, состоит из 15 членов, назначаемых сроком на 5 лет, 5 от Государственной Думы, 5 от Совета Федерации, 5 от Президента

2) избирательные комиссии субъектов РФ

3) избирательные комиссии муниципальных образовании

4) окружные избирательные комиссии - общественные органы, создаваемые только на период избирательной кампании

5) территориальные избирательные комиссии

6) участковые избирательные комиссии

Формируются на основе предложения политических партии, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, а также иные общественные объединения. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, осуществляют подготовку и проведение выборов, рассматривают в пределах своей компетенции обращения граждан о нарушении закона и дают письменные ответы.

49. Выдвижение, регистрация, статус кандидатов.

выдвижение кандидатов

Выдвижение может осуществляться в составе списка избирателей, может быть самовыдвижение. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссии, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) политическими партиями осуществляется в соответствии с ФЗ "О политических партиях".

регистрация кандидатов

Основания отказа в регистрации кандидатов: отсутствие у кандидата пассивного избирательного права, сокрытие кандидатом сведении о не снятой и не погашенной судимости, не создание избирательного фонда, использование своего должностного положения кандидатом.

Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов:

1) право на освобождение от работы

2) он не может быть уволен с работы / отчислен из образовательного учреждения

3) время участия в выборах засчитывается в общий трудовой стаж

4) гарантии деятельности прекращаются с момента официального опубликования данных выборов

50. Предвыборная агитация.

Предвыборная агитация - деятельность граждан РФ, кандидатов, избирательных объединении, политических партии, общественных объединении, имеющая целью побудить к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов, а также против них.

Формы предвыборной агитации:

а) теле радио вещание и периодически печатных изданиях

б) проведение публичные предвыборных мероприятии

в) посредством выпуска печатных, аудио визуальных и других агитационных предвыборных материалов

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» содержит ограничения, направленные на недопустимость злоупотреблений правом на предвыборную агитацию:

1) не допускаются злоупотребления СМИ: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации;

2) запрещается осуществлять подкуп избирателей путем: - вручения им денежных средств, подарков и иных материальных ценностей иначе как за выполнение организационной работы; - проведения льготной распродажи товаров; - бесплатного распространения любых товаров, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; - предоставления услуг безвозмездно или на льготных условиях; - воздействия на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также обещаниями предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом;

3) зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), их доверенные лица и уполномоченные представители, организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются упомянутые лица, а также иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или поручению этих лиц, в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Всем указанным лицам запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа.

 

 

51. Порядок голосования, установление результатов выборов.

Продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов. Если гражданин не может явиться на свой избирательный участок, то он имеет право взять открепительное удостоверение. Бюллетени выдаются по предъявлению паспорта с регистрацией.

определение результатов голосования, опубликование и обнародование итогов голосования и результатов выборов

Выборы могут быть признаны несостоявшимися:

1) голосование проводилось по 1 кандидатуре, и за него проголосовало менее 50 % от числа избирателей принявших участие в голосовании

2) если все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования

Выборы признаются недействительными:

1) если допущенные при голосовании или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

2) если они признаны недействительными на части избирательных участков, которые на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 от общего числа избирателей, внесенных в списки

3) по решению суда

Факультативной стадией избирательного процесса могут быть повторное голосование и повторные выборы, а также дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочии депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.

Обжалование решении и действии нарушающих избирательные права граждан:

Важной гарантией соблюдения субъективных избирательных прав граждан является возможность обжалования их нарушения. Решения или действия комиссии и их должностных лиц могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию. Решения действия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединении и должностных лиц, а также действие и бездействие должностных лиц комиссии могут быть обжалованы в суд.

52. Конституционный статус Президента РФ как главы государства.

Президент РФ – единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.

Конституция РФ закрепляет статус Президента РФ в ст. 80, и он обладает следующими функциями:

1) Президент РФ – гарант Конституции РФ, отслеживает неукоснительное ее соблюдение

2) Президент РФ – гарант прав и свобод человека и гражданина

3) Президент РФ призван принимать определённые меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности

4) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти

5) Президент РФ определяет основные направления внешней и внутренней политики государства.

6) Президент РФ как глава государства представляет страну в международных отношениях

7) Президент РФ не входит не в одну из ветвей власти, и входит в особую систему разделения властей.

 

53. Порядок выборов Президента Российской Федерации. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации"

Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ:

Порядок проведения выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ и ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ». Президентом РФ может быть лицо не моложе 35 лет, постоянно проживающее на территории РФ 10 лет. Президент РФ не может занимать свой пост более двух сроков подряд. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию РФ по мажоритарной системе абсолютного большинства.

Этапы избрания и вступления в должность Президента:

1) принятие и объявление решения Советом Федерации дня выборов (не ранее чем за 100 и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования; решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его принятия).

2) подготовка к проведению выборов (деятельность избирательных комиссии различных уровней) - информирование избирателей и составление списков избирателей

3) выдвижение и регистрация кандидатов – от политической партии и самовыдвижение

4) проведение предвыборной агитации

5) голосование – днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах

6) подсчет голосов и оформление результатов выборов, определение победителя, или в некоторых случаях назначение второго тура, либо признание выборов несостоявшимися или недействительными и принятие решения о назначении повторных выборов на должность Президента РФ.

7) опубликование результатов и церемония вступления Президента в должность (инаугурация).

54. Полномочия Президента Российской Федерации.

Компетенция Президента РФ.

а) в области кадровой политики

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, а также по его предложению назначение и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров

2) Президент РФ назначает и освобождение от должности по представлению Государственной Думы председателя ЦБ РФ

3) Президент РФ назначает и освобождает от должности судей федеральных судов и Генерального прокурора РФ

4) Президент РФ назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах

5) Президент РФ назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил РФ

6) Президент РФ назначает и освобождает от должности дипломатических представителей в иностранных государствах

7) Президент РФ формирует Администрацию Президента РФ

б) в сфере взаимодействия с Парламентом

1) ежегодное послание Президента Федеральному собранию РФ

2) Президент РФ наделен правом законодательной инициативы

3) Президент РФ подписывает и обнародует ФЗ

4) Президент РФ назначает выборы Государственной Думы РФ

5) Президент РФ назначает референдумы

6) Президент РФ вправе распустить Государственную Думу РФ

в) полномочия в сфере исполнительной власти

1) Президент РФ участвует в формировании Правительства РФ

2) Президент РФ имеет право отправить Правительство РФ в отставку

3) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ

4) Президент РФ проводит регулярные встречи с главой Правительства РФ

г) полномочия в сфере военно-вооруженных сил РФ

1) Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ

2) Президент РФ утверждает военную доктрину РФ

3) Президент РФ – Верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ

4) Президент РФ вводит на территории РФ или на отдельных местностях чрезвычайное и военное положение

д) в сфере руководства внешней политикой

1) Президент РФ ведет международные переговоры и участвует в важнейших международных дипломатических форумах

2) Президент РФ подписывает международные договоры

3) Президент РФ подписывает ратификационные грамоты (документы, свидетельствующие об утверждении ФЗ международного договора РФ)

4) Президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств

е) в сфере регулирования правового статуса личности

1) решает вопросы гражданства РФ

2) предоставляет политическое убежище

3) награждает государственными наградами РФ

4) присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания

5) осуществляет помилование

6) издает правовые акты, указы и распоряжения

55. Случаи досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

Случаи досрочного законного прекращения полномочии Президента РФ:

1) отставка – добровольный уход с поста Президента РФ (31.12.1999 г. отставка Б. Н. Ельцина)

2) прек

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.