Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Понятие главы государства. Конституционные статус Президента РФ.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Параграф 1: Понятие Главы государства

Глава государства – высшее должностное лицо, считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти. В парламентских монархиях (Великобритания, Швеция, Япония) Главой государства является монарх (король, император), власть которого, как правило, передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке. В странах с республиканской формой правления Глава государства – президент, который избирается либо непосредственно населением (Российская Федерация, Мексика), либо в порядке косвенных (США, Аргентина), либо многостепенных (Италия, ФРГ, Индия) выборов.

Формально почти все конституции наделяют Главу государства обширными полномочиями: он назначает главу правительства и министров, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право помилования, право вето, награждает орденами и медалями, созывает сессии парламентов, обладает (кроме президентских республик) правом роспуска парламента и т.д.

Параграф 2: Правовой статус Президента Российской Федерации

Нынешний статус Президента Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации 1993года. Согласно Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации – глава государства. Это определяет его место в системе государственной власти. Как глава государства, он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства.

Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Президент Российской Федерации не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции Российской Федерации, не несет за свой политический курс, проводимую политику, за свой законные действия политической ответственности перед парламентом. Исключение составляет юридическая ответственность Президента в случае обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления с соблюдением сложной, в несколько этапов, процедуры отрешения, осуществляемой палатами Федерального Собрания. Таким образом, Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью, что обеспечивает повышенную защищенность, устойчивость президентской власти.

Также в Конституции Российской Федерации содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента достаточно коротким сроком, равным четырем годам, в порядке его прямых всенародных выборов, в их альтернативном характере и не допустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента Российской Федерации как главы государства, Конституция предусматривает ряд связанных с этим функций. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Параграф 3: Функции Президента Российской Федерации

Основные функции Президента Российской Федерации определены в статье 80 Конституции Российской Федерации. К ним относятся:

1) Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российский Федерации, прав и свобод человека и гражданина;

2) Президент Российской Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

3) Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

4) Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

В представительстве в международных отношениях Президент олицетворяет Российскую Федерацию как государство – субъект международных отношений, страну суверенную и независимую. Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.

В соответствии с международным правом, Президент пользуется правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства.

В данной главе был рассмотрен конституционный статус Президента Российской Федерации. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что на Президента Российской Федерации, который является главой государства и главным должностным лицом возложены задачи и функции направленные на обеспечение слаженного функционирования, как государственных органов, отдельных граждан, так и всего государства в целом.

 


53. Президент в системе органов государственной власти России

 

Согласно Конституции РФ главенствующую роль в государственной системе играет Президент РФ. Конституционноправовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Перед президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

Положение президента в системе органов государственной власти связано с конституционными прерогативами главы государства по отношению прежде всего к исполнительной власти. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, он вместе с тем находится ближе к исполнительной, нежели к другим ветвям власти. Это сближение главы государства с исполнительной вла­стью находит выражение в конкретных конституционных полномочиях президента как главы государства.

Предпосылки этой конституционной ситуации связаны с особенностями формирования правительства в России. Конституция не связывает процесс формирования правительства с распределением мест между партиями и фракциями в парламенте. Иными словами, правительство может быть сформировано по принципу парламентского большинства либо без учета этого принципа. Оба подхода соответствуют Конституции. Однако конкретная истори­ческая ситуация, при которой состав правительства не отражает парламентское большинство, может служить источником проблем в работе системы исполнительной власти, связанных с различными аспектами его деятельности, в частности законотворческой. Следствием этих проблем может стать низкая эффективность исполнительной власти, ее неспособность решать насущные задачи.

Наделенные широкими полномочиями и постоянно взаимодействующие президент и правительство — два самостоятельных носителя государственной власти, в значительной степени соприкасающиеся при выполнении возложенных на них функций. При оценке взаимоотношений президента и правительства необходимо иметь в виду, что существенные полномочия в этой области даны президенту не только Конституцией РФ, но и федеральными зако­нами. Согласно статье 30 Федерального конституционного закона от 3 ноября 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» и пункту 2 статьи 80 Конституции РФ президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие правительства и других органов власти. Осуществляя это полномочие, он принимает конкретные меры к обеспечению взаимодействия правительства прежде всего с палатами Федерального Собрания. Конечно, добиться согласованного функционирования этих органов весьма непросто, учитывая затяжной экономический кризис, а также разные политические ориентиры парламентского большинства в Государственной Думе и членов правительства.

В судебной сфере Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. В свою очередь, при решении вопроса отрешения президента от должности Верховный Суд дает заключение о том, что в действиях президента имеются признаки состава преступления; Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Осуществление полномочий, возложенных Конституцией РФ на президента, требует достаточно высокого уровня защищенности его статуса. Это необходимо для того, чтобы мотивация воли президента основывалась на высших долгосрочных интересах России, а не на учете колебаний и раскладе противоборствующих политических сил в парламенте.

При президенте действуют консультативные органы: Совет безопасности и Государственный совет, где он председательствует. Президент формирует также свою администрацию и осуществляет общее руководство ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации им функций гаранта Конституции. При этом сама администрация органом власти не является. В структуру президентской власти входят полномочные представители президента в федеральных округах.

Реализуя свои конституционные полномочия, президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федерации и Конституционном Суде РФ взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти. Это проявляется, например, в использовании главой государства права законодательной инициативы, подписании принятых парламентом законов, обращениях в Конституционный Суд с запросами о соответствии федеральных законов и законов субъектов РФ федеральной Конституции.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.