Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Особенности слоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией



В отечественной литературе наиболее широко пред­ставлено исследование слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.

А. К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различ­ной степени сложности. Слоговая структура слова ха­рактеризуется четырьмя параметрами: 1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательно­стью слогов, 4) моделью самого слога. Логопед должен знать, как усложняется структура слов, и обследовать тринадцать классов слоговых структур, которые являют­ся наиболее частотными. Цель этого обследования — не только определить те слоговые классы, которые сфор­мированы у ребенка, но и выявить те, которые необхо­димо сформировать. Логопеду также необходимо опре­делить тип нарушения слоговой структуры слова. Как

правило, диапазон данных нарушений широко варьиру­ется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоиз­меняют слоговой состав слова. Четко выделяются иска­жения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. ^ Нарушения количества слогов:

а) Элизия — сокращение (пропуск) слогов: «моток»
(молоток).

Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» — луна), в его середине («гу-ница» — гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» — капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложно­го («ка» — каша, «пи» — писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» — пуговица).

— опускание словообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счет выпа­дения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова — согласный сохраняется («про-соник» — поросенок; «сахрница» — сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации

—увеличение числа слогов за счет добавления сло­
гообразующей гласной в том месте, где имеется стече­
ние согласных («тарава» — трава). Такое удлинение струк­
туры слова обусловлено своеобразным расчлененным
его произношением, представляющим собой как бы
«раскладывание» слова и особенно стечений согласных
на составляющие звуки («дирижабил» — дирижабль).

2. Нарушения последовательности слогов в слове:


  • перестановка слогов в слове («деворе» — дерево);

  • перестановка звуков соседних слогов («гебемот» —
    бегемот). Данные искажения занимают особое место,
    при них число слогов не нарушается, в то время как
    слоговой состав претерпевает грубые нарушения.


160

3. ^ Искажения структуры отдельного слога:

—сокращение стечения согласных, превращающее
закрытый слог в открытый («капута» — капуста); слог
со стечением согласных — в слог без стечения («тул» —
стул).

Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов раз­личной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

— вставка согласных в слог («лимонт» — лимон).


  1. Антиципации, т.е. уподобления одного слога дру­
    гому («пипитан» — капитан; «вевесипед» — велосипед).

  2. Персеверации (от греческого слова «упорствую»).
    Это инертное застревание на одном слоге в слове («па-
    нанама» — панама; «вввалабей» — воробей).


Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерас­ти в заикание.

6. Контаминации — соединения частей двух слов
(«холодильница» — холодильник, хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового со­става слова очень распространены у детей с системны­ми нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на про­цесс овладения речью усугубляется еще и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нор­мальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а так­же, несомненно, препятствует звуковому анализу и син­тезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

По типу нарушений слоговой структуры слова мож­но диагностировать уровень речевого развития. Харак­теризуя уровни речевого развития, Р.Е. Левина выделя­ет такие особенности воспроизведения слоговой струк­туры слова:

^ Первый уровень — ограниченная способность восп­роизведения слоговой структуры слова. В самостоятель­ной речи детей преобладают одно- и двусложные обра-

6 Архипов* 161

зования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух сло­гов (кубики — «ку»).

Второй уровень — дети могут воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав яв­ляется диффузным. Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со сте­чением согласных в слове. Здесь часто наблюдается вы­падение одного из рядом стоящих согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда — «визьга»). В ряде случаев происходит укорачивание многосложных структур (ми­лиционер — «аней»).

^ Третий уровень — полная слоговая структура слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечается перес­тановка звуков, слогов (колбаса — «кобалса»). Наруше­ние слоговой структуры встречается значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов.

Т.Б. Филичева, характеризуя типы нарушения сло­говой структуры у детей четвертого уровня речевого раз­вития, отмечает, что такие дети производят на первый взгляд вполне благополучное впечатление. Понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонетический образ. Следствие — искажение звукона-полняемости в разных вариантах: 1) персеверации (биб­лиотекарь — «блиблиотекарь»), 2) перестановки звуков в слове и слогов (пиджак — «пиждак»), 3) элизии (бе­гемот — «бимот»), 4) парафазии (мотоциклист — «мо-токилист»), 5) в редких случаях — опускание слогов (ве­лосипедист — «велопедист»), 6) добавление звуков и слогов (овощи — «вовощи»).

Филичева отмечает, что данные нарушения касают­ся слов сложной слоговой структуры. У детей четверто­го уровня отсутствуют антиципации и контаминации. Незаконченность формирования звуко-слоговой струк­туры, смешение звуков, характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. На­рушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с речевой патологией на протяжении многих лет, обнару­живается всякий раз, когда ребенок сталкивается с но­вой звуко-слоговой структурой.

Говоря о факторах, вызывающих нарушение слого­вой структуры слова ряд авторов отмечают, что процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с рече­вым развитием в целом, в частности, с состоянием фо­нематических (сенсорных) или моторных (артикуля­ционных) возможностей ребенка.

В случае преобладания в недоразвитии речи наруше­ний в сфере слухового восприятия у детей преобладают перестановки слогов, добавления числа слогов. Уподоб­ление слогов и сокращение стечений согласных встре­чаются редко и имеют изменчивый характер (т.е. сокра­щенный вариант чередуется с несокращенным).

В случае преобладания в недоразвитии речи наруше­ний в артикуляционной сфере преобладают ошибки следующих видов: сокращение числа слогов, причем в четкой статичной форме, уподобление слогов друг другу и сокращение стечений согласных.

Таким образом, искажения слова зависит не только от уровня речевого недоразвития, но и от его характера. В одних случаях недоразвитие влияет на недостатки ов­ладения слоговым составом слова через отклонения в сенсорной сфере и возникающие вследствие этого труд­ности в различении слоговых контуров. В других же случаях ввиду несформированности артикуляционной сферы возникают затруднения в воспроизведении сло­говых контуров, в слиянии разных слогов в ряду.

А.К. Маркова констатирует, что овладение слоговым составом слова не стоит в прямой зависимости от овла­дения отдельными звуками. Неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается дольше, чем не­достатки произношения отдельных звуков Автор ут­верждает, что изолированное произнесение звука и про­изнесение его в составе слова представляют для ребенка с недоразвитием речи задачи разной трудности. Даже при наличии правильного произнесения отдельных зву­ков (в изолированном положении) слоговая структура слова, состоящая из этих звуков, воспроизводится ре­бенком искаженно. Причем чем сложнее слоговые структуры, тем многочисленнее искажения звуков, т.е. умение произнести имеющиеся звуки в составе слов,

тесно связано с уровнем сложности слоговой структуры. Воспроизведение заданной ребенку слоговой структуры (в отношении числа слогов и ударности) не зависит от дефектности звуков, входящих в нее: если ребенок воспроизводит слоговую структуру из правильно произ­носимых звуков, то он правильно произносит ее и из дефектных.

У детей со стертой дизартрией отмечается взаимоза­висимость между нечеткими артикуляционными обра­зами и слуховыми дифференциальными признаками звуков, что приводит к искажению формирования фо­нематического слуха. Недостаточность фонематическо­го слуха уже в раннем возрасте тормозит созревание фо­нетического слуха, призванного следить за последова­тельностью слоговых рядов в речи ребенка. Учитывая моторные трудности, связанные с недостаточной ин­нервацией мышц речевого аппарата, а также наличие диспраксических расстройств, проявляющиеся в хаоти­ческих поисках нужной артикуляции или в трудностях переключения, можно понять причины нарушений сло­говой структуры у детей со стертой дизартрией.

В учебном пособии Е.Н. Винарской и Г.М. Богома-зова «Возрастная фонетика» (2005 г.) отмечается, что у одних детей раньше формируется ритмическая структу­ра слова, а у других сначала появляются слоги (слова-корни). Причину этого авторы видят в разной степени созревания кинестетической или слуховой чувствитель­ности. Так, при преимуществе кинестетической чувстви­тельности раньше усваивается ритмическая структура сло­ва. У детей с ведущей слуховой чувствительностью рань­ше формируются слоговые контрасты. Фонетические слоговые представления и представления фонетических ритмических структур обеспечиваются афферентацией различной физиологической модальности: кинестетиче­ской, акустической, вестибулярной, тактильной и зри­тельной, что должно учитываться при коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства речи.

При исследовании слоговой структуры, слов детей со стертой дизартрией анализируются возможности восп­роизведения слоговой структуры слов разной структуры

по А.К. Марковой. Изучаются возможности воспроиз­ведения слов 13 классов.

Типы слов (по А.К. Марковой)

1 класс — двусложные слова из двух открытых слогов:
лыжи — ваза —бусы —

пила —рама —коза —

2 класс — трехсложные слова из открытых слогов:
собака — береза —

корова — ворона — курица — сапоги —

3 класс — односложные слова
сыр — лук —

мак - кот — мяч — рак —

4 класс — двусложные слова с одним закрытым слогом:
петух — пенал -

лимон — щенок — шалаш — забор —

5 класс — двусложные слова со стечением согласных
в середине слова:

кукла — туфли —

шишка — чашка — лодка — бочка -

6 класс — двусложные слова с закрытым слогом и
стечением согласных:

арбуз — чайник —

обруч — поднос — альбом — медведь —

7 класс — трехсложные слова с закрытым слогом:
барабан — колобок —

самолет — помидор — телефон — колодец —

8 класс — трехсложные слова со стечением согласных:
яблоко — конфеты —

шахматы — рубашка — колбаса — бутылка —

9 класс — трехсложные слова со стечением соглас­
ных и закрытым слогом:

карандаш — виноград — цыпленок — автобус — кузнечик — сапожник -

10 класс — трехсложные слова с двумя стечениями
согласных:

матрешка — пустышка — избушка — морковка — игрушка — расческа —

11 класс — односложные слова со стечением соглас­
ных в начале или конце слова:

флаг -слон — хлеб —тигр — гриб —лист —

12 класс — двхсложные слова с двумя стечениями
согласных:

звезда — спички — гнезда — блюдце — свекла — трактор —

13 класс — четырехсложные слова из открытых слогов:
кукуруза — пуговица —

черепаха — Буратино —

ящерица - рукавица —

Кроме слов, входящих в состав 13 классов оценива­ется произношение и более сложных слов: «кинотеатр», «милиционер», «учительница», «термометр», «аквалан­гист», «путешественник» и т.п.

Данные изучения слоговой структуры детей со стер­той дизартрией показали, что им наиболее доступны слова 1—4 классов слоговой структуры. В норме этот тип слов слоговой структуры формируется к трем годам.

Изолированное произношение слов 5—8 классов слоговой структуры требует повышения самоконтроля и некоторого скандирования, т.е. послогового произнесе­ния. Включение этих слов во фразу ухудшает показате­ли звуко-слоговой структуры. Ошибочное воспроиз­ведение слов 9—13 классов наблюдается как при изо­лированном назывании по картинкам, так и при отраженном повторении за логопедом. Включение же их во фразу обнаруживает многообразие нарушений: пропуски, перестановки и др. Многие дети отказывают­ся от задания и говорят: «Я не могу», т.е. заранее оце­нивают свои возможности.

Слова же повышенной сложности (за пределами 13 классов) многие дети со стертой дизартрией либо от-

называются называть, повторять за логопедом, либо так искажают звуко-слоговую структуру, что слово стано­вится полностью искаженным. Логопед визуально отме­чает трудности в артикуляционной моторике: кинесте­тические диспраксии, когда ребенок подбирает нужную артикуляцию, или кинетические диспраксии, когда он не может переключиться на следующую артикуляцию. Кроме того, отмечаются синкинезии, замедленные и напряженные движения органов артикуляции. Боль­шинство детей со стертой дизартрией не могут произ­носить слова сложной слоговой структуры в предложе­нии, хотя значение этих слов уточняется, проводится определенная работа по семантизации, не только из-за трудностей речедвижений, но в ряде случаев и из-за снижения слуховой памяти на последовательный ли­нейный ряд. Так, практически все дети не справились с заданием повторить предложение:


  • На сковороде жарятся котлеты.

  • Весело журчат весенние ручьи.

  • Учительница учит учеников.


Интересными наблюдениями можно считать выяв­ляющиеся у детей со стертой дизартрией наряду с труд­ностями воспроизведения слов сложной слоговой струк­туры и нарушение общеритмических способностей. Де­ти не могут повторить простой ритмический рисунок: похлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, выполнить серию хлоп­ков «1, 2» пауза «1, 2» и т.д. Не могут отхлопать анало­гичный ритмический рисунок с разной силой, т.е. сде­лать акцент согласно образцу, который демонстрирует логопед (1 раз сильно стукнуть, 2 раза тихо).

Нарушения, выявленные при исследовании ритми­ческих способностей детей со стертой дизарт, "и, кор­релируют с их моторной недостаточностью в общей, тонкой, ручной и артикуляционной сфере. Особенность некоторых детей со стертой дизартрией — правильное воспроизведение контура слов первых четырех классов (по Марковой), но выраженный нарушением звукона-полняемости. Правильно повторяя вслед за логопедом три сложных слова, дети нередко искажают их в спон­танной речи, сокращая количество слогов. При пра-

вильном воспроизведении контура этих слов отмечают­ся множественные ошибки при передаче звуконаполня-емости слов; перестановки и замена звуков, слогов, уподобление слогов, сокращение при стечении соглас­ных в слове. Наибольшее количество перечисленных ошибок приходится на проговаривание слов 10-13 клас­сов и повышенной слоговой сложности. Малочастотные слова часто редуцируются. Отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Дети часто искажают слоговую струк­туру редко употребляемых, но знакомых слов, даже со­стоящих из правильно произносимых звуков.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что процесс формирования слоговой структуры слова у до­школьников со стертой дизартрией значительно отли­чается от возрастной нормы. Анализ результатов ис­следования позволяет определить низкий уровень сфор­мированное™ ведущих компонентов, значимых для формирования слоговой структуры слова: уровень овла­дения звукопроизношением, показатели сформирован­ное™ фонематических процессов, состояние артикуля­ционной моторики. Высокая степень взаимозависи­мости определена между состоянием артикуляционной моторики и звукопроизношением, сформированностью слоговой структуры слова и фонематическим слухом.

Изучая нарушения звукопроизношения в зависи­мости от типов слогов, О.Ю. Федосова установила, что нарушение звуков нестабильно. Так, произношение свистящих значительно ухудшается в закрытых слогах и при стечении согласных, а шипящих — лишь при сте­чении согласных. Сонорные резко искажаются в слогах со стечением согласных. Эта особенность должна быть учтена при планировании коррекционной работы в раз­деле автоматизации звуков. Следует уделять наибольшее внимание при автоматизации свистящих, закреплению их в закрытых слогах и при стечении. При коррекции сонорных звуков наибольшее внимание следует уделять отработке звуков в слоговых упражнениях со стечением согласных. При автоматизации шипящих звуков в раз­ной степени тренируют произнесение поставленного

звука в открытом, закрытом, интервокальном положе­нии и чуть больше внимания уделяют слогам со стече­нием согласных. Усложнение слоговой структуры вле­чет ухудшение звукопроизношения. Это касается всех фонетических групп.


 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.