Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Приобретение опыта использования экспертов





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все рассмотренные выше положения позволяют сделать вывод, что важнейшие стратегические решения все в большей степени зависят от мнений разного рода специалистов.

Фирмы становятся все более наукоемкими. Это относится не только к отраслям новейшей технологии, но и ко многим другим, где в технологию вкладывается наибольшая часть средств и где она существенная переменная успеха. Капиталовложения в здания, сооружения и оборудование растут постепенно, а в исследования и разработки — гигантскими темпами, достигая иногда 2/3 вложений в основные фонды, что равно по величине сумме всей прибыли в обрабатывающей промышленности.

По мере роста размера капиталовложений увеличиваются их технологическое наполнение и сложность. С ростом сложности руководству все труднее становится поддерживать уровень своих технических знаний, необходимых для принятия соответствующих решений.

Таким образом, по мере увеличения средств, которыми оно рискует, руководство фирмой все меньше понимает цели и последствия капиталовложений. В результате руководству все больше приходится полагаться на знания и советы различных технических специалистов, которые, как правило, не имеют прямых контактов с руководством и никогда не считались частью управленческого аппарата. Следовательно, в высшем звене управления принятие решения по важнейшим вопросам все больше становится групповым процессом (см. гл. 2.4).

Другая сложность заключается в изменении технологии принятия решений. В начале столетия, когда происходили рост

фирм и усложнение их производства, категория управленческого аппарата, именуемая «штаб», также приобретала все большую численность и значение. Первоначально штаб занимался подготовкой решений: собирал, классифицировал, анализировал и представлял необходимую для решений информацию. Задача штабных специалистов — поставлять информацию, а не участвовать в принятии решений. Руководители штабного аппарата управления обычно не обладали какими-то уникальными способностями принимать решения, каких не было у линейных управляющих. Они скорее относились к расширенному составу высшего руководства, нежели представляли в нем особую труппу. Штабные управляющие являлись «органами чувств» высшего руководства.

Во второй половине нашего столетия ситуация быстро менялась. Возник новый тип штабного руководителя, обладающий знаниями, которых нет у общего руководства фирмы. Это — специалисты по обработке данных и специалисты по научному решению проблем, известные как экономисты-математики. Специалисты по обработке данных отвечают за входную информацию для принятия решений, а экономисты-математики проводят анализ последствий альтернативных решений на соответствующих моделях. Таким образом, в обмен на более совершенною входную информацию и анализ последствий главный руководитель уступает контроль за важнейшими составляющими процесса принятия решений.

Дело может дойти до полного отказа высшего руководства от контроля за принятием решений. Некоторые авторы, например Дж. Гэлбрейт, утверждают, что на крупных фирмах такой отказ неизбежен и что фактически он уже имеет место.

Чтобы этого не произошло, высшее руководство должно выработать и совершенствовать умение, характерное для некоторых выдающихся руководителей: умение использовать экспертные знания.

Постоянно расширять и совершенствовать знания, не уступающие знаниям специалистов, очевидно, невозможно. Даже если главный руководитель всю жизнь только бы и делал, что учился, он и тогда бы не смог приобрести всего необходимого их объема.

Следовательно, ответ нужно искать в другом направлении — развитии умения оценивать вклад специалиста, даже не будучи в состоянии до конца разобраться в его сути, В настоящее время еще нет ясного представления, в чем состоит такое умение и как оно вырабатывается.

Примерно 30 лет назад, когда один выдающийся американский предприниматель открывал школу управления для обучения экспертов по использованию экспертных знаний, перед ней была поставлена именно эта задача. Но вскоре об этом забыли. Школа выдвинула концепцию, что в будущем каждый

управляющий будет владеть экономико-математическими методами, и сосредоточила свои усилия на подготовке квалифицированных экономистов-математиков. Ниже приводятся некоторые пути приобретения опыта в использовании экспертных знаний,

1. Опытные управляющие, работающие стехническими специалистами и учеными, зачастую дают конкретную оценку этимэкспертам. Это делается следующим образом. Управляющий держит на контролепрогнозы специалистов и позднее сопоставляет их с фактическими данными. Тогдастановится ясно, насколько верны прогнозы того или иного специалиста. Они дажемогут дать особое задание эксперту: проверить надежность экспертных прогнозов.Одна из причин того, что при новом назначении главный руководитель предпочитаетокружить себя людьми, с которыми он работал прежде,— желание иметь надежныхэкспертов.

2. При работе со специалистами полезным является умение взаимодействовать спредставителями других идеологий. Как уже было сказано в гл. 2.4, и управляющие,и специалисты имеют свои четкие нормы и цели, которые они привносят в своюработу. При оценке экспертных предложений желательно знать эти нормы и ихвлияние на поведение специалистов. Вот пример, который часто встречается вновейших отраслях. Инженеры, имеющие подготовку в проектировании оборудованиявоенного назначения, вырабатывают привычку работать на очень высоком уровнекачества и надежности, не обращая внимания на себестоимость изделия. Когда импоручают проектировать изделие гражданского назначения, эта привычка обычноприводит к тому, что их изделие с коммерческой точки зрения получаетсянеконкурентоспособным. Курсы по развитию навыков взаимодействия спредставителями других сфер уже созданы и успешно функционируют.

3. При необходимости принять важное решение опытные управляющие частозапрашивают мнения многих специалистов и могут даже устраивать дебаты, гдесталкиваются противоположные мнения.

4. Управляющие, которым приходится полагаться на специалистов, должныдостаточно хорошо разбираться в соответствующей области, чтобы судить о том,годится ли выбранный экспертом метод для анализа реальной проблемы, которую емупредложено решить.

Например, в табл. 5.2.1 в гл. 5.2 показан ряд методов для анализа окружения.Главному руководителю фирмы нет необходимости учиться пользоваться этимиметодами, но он должен знать границы их применения. Так, основанный наэкстраполяции прогноз не может правильно отразить быстро меняющееся окружение, аанализ действующих в данной области сил не отразит ни тенденций в планах фирмына будущее, ни уязвимых мест в ее будущей позиции среди конкурентов.

Возьмем другой пример. Управляющие, которым предлагают решать задачилинейного программирования, должны знать о том, что наличие даже малейшегонелинейного элемента в задаче может поставить под сомнение и даже сделатьопасным ее решение методами линейного программирования.

К сожалению, в большинстве вводных курсов, знакомящих управляющих высшегоуровня с основами технических наук и экономико-математическими методами, ничегоне говорится о том, как эти науки соотносятся с практическими проблемами. Так,при знакомстве с линейным программированием управляющему предлагают решатьпростые задачи, но ничего не говорят, для каких случаев годится этот метод. Этообъясняется тем, что часто преподаватель технической науки свято верит вуниверсальную применимость своей методики и плохо представляет границы ееприменения. Может быть, следует сформировать курс о сфере применения технических наук.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.