В течение основного периода необходимо провести несколько тематических огоньков (1-2).
Тематический огонек является отрядным делом, и к нему готовятся предварительно. Вожатые предлагают тему, и каждому предлагают подготовиться к общему разговору. Инициативным группам предлагается подготовить отдельные сюжеты огонька.
Задача этих огоньков: организация разговора по актуальной для отряда теме. При проведении таких огоньков важно использовать необычную обстановку.
Примерная тематика огоньков
1. Мои любимые строки (поэтический).
2. Музыка вокруг нас (музыкальный).
3. С песней по жизни (вечер авторской песни).
4. Встреча с Ассоль... (тема «Алых парусов» в стихах, песнях и нашей жизни).
5. «Помните. Через века, через года...» (вечер памяти военных событий).
С песней по жизни
Дети сидят вокруг костра. У кого-то должна быть гитара.
У вожатого в конверте карточки, на которых написаны несколько строк из известной песни. Каждый, вытягивая карточку из конверта, должен отгадать песню. Затем он начинает ее петь, а другие подпевают.
Когда карточки закончатся, вожатый называет имя или фамилию исполнителя, а дети должны как можно быстрее спеть самую известную его песню хором.
Вечерний огонек в летнем лагере
Наряду с ежедневной рефлексией, которую в отряде проводят с первых дней смены, необходимо проведение вечерних огоньков.
Их задачи: укрепление взаимоотношений, анализ (рефлексия) деятельности отряда. Обычно продолжительность огонька-анализа небольшая - 15-20 минут. В ситуации кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов огонек может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на огонек всегда был неформальным.
Необязательно, чтобы в основной период присутствовали такие символы огонька, как свеча или костер, их необходимо беречь для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Вожатый, используя паузы, обращает внимание на собравшихся и персонально обращается к кому-либо, чтобы пригласили остальных. Очень важно суметь плавно перейти от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потребностью всех членов отряда.
Каждый день вожатый с отрядом проводит огонек, анализируя прожитый день. Его можно проводить с помощью игровых форм.
Черно-белый и цветной кадр дня
Участникам дается возможность сфотографировать два события, произошедшие за день. Один кадр должен быть черно-белым (события с эмоционально отрицательной окраской), а другой - цветным (события с эмоционально положительной окраской). Причем каждый участник должен описать, что изображено на кадре и почему это вызывает у него данные эмоции.
А мы считаем так...
В начале вечернего сбора вожатый делит ребят на микрогруппы (разбивка по цветам, геометрическим фигурам). Затем предлагает ребятам обсудить сегодняшний день по группам. Например:
• Что было хорошего в сегодняшнем дне?
• Что было не очень? Почему? Что с этим делать, как это можно сделать по-другому? И т. д.
После обсуждения (5-7 мин) от каждой группы выступает один представитель. Группа может дополнять.
Можно определить группам конкретный промежуток дня. Одна обсуждает утро, другая день, третья вечер и т. д. В конце вечернего сбора подводятся итоги всего дня. Определяются пути решения возникших проблем. Вся информация фиксируется на доске или листе ватмана, своего рода послание отряду на завтра.
Ниточка
Перед началом огонька вожатый предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки длиной от 10 до 30 см лежат рядом с вожатыми. Во время обсуждения дня по схеме: что получилось? что не получилось? что надо сделать, чтобы было лучше? - каждый ребенок, высказывает свою точку зрения. Он берет из общей массы одну ниточку и, начиная рассказ, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраивается на развернутую оценку дня или на короткую реплику.
Пять пальцев
Этот способ подведения итогов занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на нее.
• Мизинец (М) - «Мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел?
• Безымянный (Б) - «Близка ли цель?»: что я сегодня сделал для достижения своей цели?
• Средний (С) - «Состояние души»: каким было мое настроение? От чего оно зависело?
• Указательный (У) - «Услуга»: чем я помог другим людям, чем порадовал их?
• Большой (Б) - «Бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
Если бы я был...
Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы...