Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

СОРОКОВАЯ МОЛИТВА





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Под так называемой «сороковою молитвою» разумеются те молитвы, которые вычитываются священником в храме над матерью и младенцем в 40-й день по его рождении. По образу Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии, - в 40-й день пришедших к храму по закону Моисееву, - мать в первый раз, по разрешении от бремени, приходит с младенцем в храм для получения очистительной молитвы, чтобы Господь очистил ее скверну душевную и телесную, сподобил входа в св. храм, а затем – удостоил и принятия Св. Таин. Такое очищение потребно потому, что мать передает младенцу в рождении наследственный (первородный) грех и все греховные немощи: «во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). Над младенцем же совершается обряд, «воцерковления», т.е. введения в церковь, или в общество верующих христиан. Как праведный Симеон принял в 40-й день в свои объятия Христа, так и священник берет на руки младенца, творит им образ креста и говорит три раза: «Воцерковляется раб Божий (или раба) во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. Аминь…» В конце читает молитву праведного Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром»…

Мальчик вносится в алтарь, а девочка приносится к иконе Божией Матери.

 

 

ПОКАЯНИЕ

 

Покайтесь, и веруйте в Евангелие (Мр. 1: 15)

 

В таинстве миропомазания крещеный человек получает «печать», или «залог благодати» (2 Кор. 1: 22), который он обязан возрастить (2 Петр. 3: 18), чтобы не быть младенцем по вере, но восходя от силы в силу, стать «мужем совершенным» в благодати и познании Сына Божия (Еф. 4: 13). Такое возрастание благодати, по слову Господа Иисуса Христа, происходит так же постепенно, как постепенно из горчичного зерна произрастает большое дерево, или как закваска перерабатывает постепенно все тесто (Лк. 13: 19). Кроме постепенности для духовного возрастания потребна еще борьба с грехом, ибо естество наше, хотя и очищенное в крещении, не лишено свободы выбора между добром и злом. Мир весь во зле лежит, и грех ополчается на нас сразу с трех сторон (1 Ин. 2: 16). Сердце верующего, как и весь род человеческий, подобны полю, на котором Господь Иисус Христос сеет семя благодати, а мир грешный и враг-диавол – плевелы, или греховные мысли и дела (Мф. 13). Плевелы могут заглушить семя благодати, если, во-первых, верующий не будет бороться сам с грехом, не будет употреблять усилие «ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12), и, во-вторых, если верующий не будет получать от Господа особую благодатную силу для очищения грехов и искоренении из сердца плевел. Эта особая благодать, очищающая грехи, подается в таинстве покаяния через священников, которым дана от Бога власть вязать и разрешать грехи (Мф. 18: 18).

Некоторые люди покаяние смешивают с исповедью, но это ошибочно, так как исповедь завершает, или заканчивает покаяние. Истинное покаяние состоит из следующих ступеней:

1. Создание своих грехов, - для чего нужно припомнить свои грехи и познать степень их тяжести (Пс. 50, 5);

2. Сокрушение, или печаль о совершенных грехах (2 Кор. 7: 10), каковая печаль приводит кающегося в страх и трепет пред правосудием Божиим: множество содеянных мною лютых, помышляя, окаянный, трепещу страшного дня судного»…

3. Решимость избежать греха, бороться с ним, так как кающийся ясно видит, что грех – его враг, его мучитель, который держит его в плену; вот почему и поется перед Великим постом псалом о плене Иудейском (Пс. 139)

4. Исповедь, или свободное признание отцу духовному во всех содеянных грехах с верою в милосердие Божие и надеждою на полное очищение исповеданных грехов. «Если исповедуем грехи наши, то Он (Иисус Христос), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (Иоанн. 1:9)

Все эти четыре ступени покаяния указаны Господом Иисусом Христом в притче о блудном сыне (Лк. 15), который, во-первых, пришел в себя (в осознание), познал свое бедственное состояние (ст. 17), во-вторых, пришел в сокрушение (ст. 18, 19), в-третьих, ощутил решимость изменить свое бедственное состояние и это проявил действием (ст. 20) и в-четвертых, грех свой исповедал отцу своему (ст. 21). Поэтому неправильно поступают те христиане, которые покаяние сводят к исповеди, а исповедь сводят к тому, что духовник у них выспрашивает грехи. Нет, кто истинно кается и прошел все указанные ступени, у того сердце полно покаянных чувств, а от избытка сердца уста глаголют. Такой человек, подобно Св. Пророку Давиду, видит всегда перед собою грех свой (Пс. 50), не духовник выпытывает у него грехи, но он сам первый говорит о них; такую исповедь от грешника ищет Сам Бог: «говори ты, чтобы тебе оправдать себя» (Ис. 43: 26), говори ты, а не духовник, и «не вспомнит Господь Бог грехов твоих» (Ис. 43: 25), «яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем» (Пс. 37: 19). Впрочем еще хуже поступает тот грешник, который хотя открывает на исповеди свой тяжкий грех, но не дает обещания с ним бороться, не имеет решимости его оставить. Такой человек подобен тому непотребному сыну, который тяжко оскорбив своего отца, говорит ему для формы: «Отец! прости меня, но я хочу еще и еще тебя оскорблять, как и прежде». Нет пользы от такого покаяния, а лишь одно ухудшение своего душевного состояния, как нет пользы тому человеку, который говорит, что у него за пазухой змея, а выбросить ее не решается. Он не ослабляет, а увеличивает свой грех. «Сугубый (двойной) грех» творит и тот человек, который на исповеди скрывает, или уменьшает свои грехи: он подобен больному, который придя в лечебницу скрывает от доктора свои болячки; разница только в том, что от доктора можно скрыть болезнь, а от Бога всевидящего скрыть грех никак нельзя. Познай же свой грех, т.е. его безобразие, его силу и источник: откуда он? – Нужно знать, что грех рождается там, где кончается воздержание и начинается пожелание, или похотение (Иоанн. 1: 15). Всего же три источника греха или три главных похоти: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Иоан. 2: 16). Покаяние и должно брать силу от воздержания и бороться с похотью, как с началом греха: пока пожар начинается только, его не трудно потушить, и пока на сердце только похоть, - ее легко подавить воздержанием. Плоды покаяния велики. Покаяние очищает душу от грехов, делает ее чистой, как после крещения, почему покаяние и называется «вторым крещением», или «крещением слезным» знаменуя «горький плач» о грехах (Мф. 26: 75).

За тяжкие грехи священник налагает на кающегося эпитимию, или исправительное наказание для умиротворения мятущейся совести и скорейшего одоления греха, так, например, на блудника возлагается особый пост, поклоны и молитвы, на жестокого и скупца – дела милосердные, и т.п. Иногда же духовник ради эпитимии тяжких грешников на время отлучает от Св. Причастия.

Различны болезни тела, и болезни души, т.е. грехи, бывают также различны. Грехом Слово Божие называет всякое нарушение Божественного закона (1 Иоан. 3: 4), вольное и невольное. Но если грехом называть вообще всякое уклонение от правды Божией, то вольное (сознательное) уклонение можно назвать беззаконием, а невольное - немощью. Немощам подвергнута вся человеческая природа (Мф. 29: 41), и от них никто не свободен, даже младенец, «аще и един день жития его» (Иов. 14: 4). Об этих грехах нужно каяться вообще: грешен словом, делом, помышлением и пр., ибо немощи – это прыщики на теле, появляющиеся незаметно, непроизвольно, оттого, что все тело нездорово, а беззаконие – это раны духовные, сознательно наносимые себе.

Раны бывают малые и большие (тяжкие грехи), например: кощунство, убийство, воровство, святотатство, растление, лень, блудодеяние, ненависть, клятвопреступление и т.д. Тяжесть этих великих ран – грехов может еще усилиться, если они будут повторяться и войдут в привычку, иначе сказать, сделаются пороками, страстями; таковы, например, чревоугодие, блуд, сребролюбие, уныние, гордость и т.п. Итак, похоть есть искра; грех, или беззаконие, есть пламя, а страсть, или порок – это пожар. О всех подобных великих язвах нельзя прикрываясь каяться вообще: «во всем-де грешен», ибо это есть лукавство, словеса лукавствия, но следует точно и ясно сказать про свой грех, показать открыто духовнику свою рану. Ведь у каждого человека есть своя болячка, своя греховная рана… С ней борись, пока не вылечишь, хотя бы бороться пришлось до гроба.

Каковы последствия истинного покаяния? Их два: первое, когда человек перестает совершать свой грех, по слову Спасителя: «иди и впредь не греши» (Иоанн 8: 11), и второе, когда в противоположность прежнему греху покаявшийся начинает совершать соответствующие добродетели: вместо чревоугодия – пост, вместо сребролюбия – нищелюбие, вместо блуда – чистоту и пр., иначе сказать – творить плоды достойные покаяния (Мф. 3: 8).

Великое дело покаяние! Оно грешному мытарю и разбойнику дало оправдание, а без него и «праведный» фарисей осужден (Лк. 18).

Перед исповедью и после исповеди кающийся творит земной поклон, затем целует Крест и Евангелие, которые изображают собою невидимо присутствующего Господа, приемлющего покаяние и прощающего грехи через священника.

Особое Примечание. Нельзя приступать к исповеди, наперед не примирившись со своим братом, или обидчиком и не простивши ему от души согрешения, по слову Господа: «если не будете прощать людям согрешений их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Поэтому, не примирившийся напрасно будет каяться, исповедывать грехи, молиться: не примет Господь ни его исповеди, ни молитв: ни подвигов покаянных. И праведен суд Божий! так как такой грешник хочет, чтобы Бог ему простил громадный долг (10 тыс. талантов), а сам не хочет простить своему должнику и маленького долга (Мф. 18: 24). Над таким грешником и духовник не имеет права прочитать разрешительной молитвы, пока кающийся не примирится с братом своим. Потому-то в начале Великого поста, перед днями покаяния и установлено Св. Церковью Прощенное воскресенье. «Блаженны, чьи беззакония прощены, и чьи грехи покрыты» (Рим. 4:7). Для покаявшегося блудного сына отец заколол тельца, устроил пир, а для покаявшегося грешника Бог Отец заклал Сына Своего возлюбленного и установил Св. Трапезу – Причащение.

 

 

ПРИЧАЩЕНИЕ

 

Приидите, ядите, сие есть Тело Мое; пийти от

нея вси, сия бо есть Кровь Моя Нового Завета (Мф. 26: 26-28)

 

Таинство Покаяния обычно совершается перед Причащением. Подобно тому, как накануне великих праздников, или перед приемом великого гостя, дом чистится и убирается, точно так же и перед принятием Св. Таинства, очищается и украшается дом души нашей через испытание совести и покаяние (1 Кор. 11: 28). В таинстве Причащения под видом хлеба и вина верующий принимает истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа.

Достойно принявший Св. Тайны, во-первых, таинственно соединяется с самим Господом Иисусом Христом, а во-вторых, получает залог жизни вечной (Иоанн. 6: 50 – 56). Достойно же принимает Св. Тайны тот, кто очистит свою душу покаянием, и приступает ко Св. Чаше «со страхом Божиим (глубочайшим смирением) и верою». Нужно ли поэтому говорить о том, что накануне Св. Причастия должно держать особо строгий пост, воздержаться от пищи, особенно с вечера, а после полуночи не употреблять ни крошки хлеба, ни капли воды [Если кто случайно утром до причастия выпьет немного воды, то, по правилам Церкви, не лишается Св. Причастия], ни курить табаку и вообще проводить время в тишине, богомыслии и молитве. В церкви не нужно торопиться, чтобы вперед других получить Причастие, но наоборот, памятуя слово Господа, следует занимать последнее место (Лк. 14: 10). Сделавши земной поклон после молитвы: «Верую Господи и исповедую», - требуется подходить ко Св. Чаше, сложивши руки на груди своей крестом и отнюдь не креститься сразу по принятии Св. Таин, во избежание великого греха, именно случающегося пролития Св. Даров, но со сложенными крестом руками поцеловать Св. Чашу и, отойдя в сторону, тогда уже перекреститься. Запивши «теплотой» Св. Причастие, необходимо после обеда выслушать благодарственные молитвы, чтобы получивши великую милость от Бога, не оказаться нам пред Ним неблагодарными людьми (Лук. 17: 18). А это к сожалению случается… Но несравненно большими преступниками являются те люди, которые принимают Св. Причастие с неочищенною душою, без должного приготовления, без чувства благоговения – для выполнения одной формальности, или в силу одного обычая: - «ядый бо и пияй недостойне, суд себе ясть и пиет, не рассуждая Тела Господня» (1 Кор. 11: 29). «Тягчайшему наказанию (чем телесная смерть) повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которой освящен, и Духа благодати оскорбляет» (Евр. 10: 29). Недостойно причащающихся и в этой жизни Господь наказывает расслаблением телесным и духовным и преждевременною смертью (1 Кор. 11: 30)

Древние христиане причащались Св. Таин в каждый воскресный день, потому что проводили жизнь святую, богоугодную и душ их всегда была готова к принятию Св. Тайн. Относительно же современных христиан Церковь выражает пожелание и завещает, чтобы они причащались четыре раза в год, во все четыре поста, - особенно те, кто ревнует о благочестивой жизни и кто по самому своему преклонному возрасту (старцы) должны готовиться к близкой смерти. Всем же безусловно повелевает причащаться не менее одного раза в год. В случае же тяжелой болезни, каждый христианин обязан немедленно пригласить священника для исповеди и причастия, чтобы не умереть без св. напутствия и во грехах; такая смерть есть великое несчастье (Иоанн. 8: 24). Безрассудно поэтому поступают и много согрешают те, которые боятся напутствования, как признака близкой смерти и откладывают св. дело со дня на день. Они забывают, что смерть в руках Божиих и что св. Причастие мы принимаем не только «во исцеление души», но «и тела», и люди, крепко верующие, нередко получают исцеление (выздоравливают) после св. Причащения. Если же Господу уготована скорая смерть, то напутствованные умирают со спокойной душой и очищенной совестью, и ради чистоты их души Господь посылает к их смертному одру св. Ангелов (Лк. 16: 22)

Примечание. Накануне причастия выслушай, или сам вычитай вечернее «правило перед Св. Причастием», а утром – утреннее. Женщины во время очищения не должны приступать ко Св. Тайнам.

 

 

СВЯЩЕНСТВО

 

«Паси овец Моих» (Иоанн. 21:16)

 

В таинстве Священства Св. Дух через Архиерейское возложение рук поставляет правильно избранное лицо совершать св. Таинства и пасти стадо Христово (христиан) (1 Кор. 4:1; Деян 20: 28). Никто не может сам принять на себя честь священства, но только призываемый от Бога (Евр. 5: 4), ибо Господь дал священникам Своим такую власть – вязать и разрешать грехи, какой, по словам Иоанна Златоуста, на дал на небе святым Ангелам и Архангелам (Иоан. 20: 22).

Благодать священства приняли от Господа сначала св. апостолы, а они в свою очередь передали эту благодать епископам через рукоположение (1 Тим. 4: 14; 3 Тим 1:6), епископы же из рода в род передают преемственно эту благодать достойным, и так будет продолжаться «до скончания века» (Мф. 28: 19-20) для того, чтобы стадо Христово не осталось без пастырей, руководства и спасения (Еф. 4: 11 – 12). Всех степеней священства три: епископ(архиерей), священник (иерей) и диакон. Священник в монастыре называется иеромонахом, а диакон – иеродиаконом. Различие между степенями такое: диакон Св. Таинств не совершает, а только прислуживает при совершении Таинств и треб; священник – совершает все таинства, кроме священства, но ничего не творит без воли епископа; епископ совершает все таинства и поставляет священников: он имеет полноту власти апостольской и носит в себе образ Жениха Церкви – Господа Иисуса Христа. Епископы по своему положению разделяются: на викариев, правящих архиереев, архиепископов, митрополитов и патриархов – но степень священства у них одинаковая.

Священники разделяются – на благочинных, протоиереев, игуменов, архимандритов и протопресвитеров, но степень священства у них одна и та же, как одна степень священства – у диаконов, протодиаконов и архидиаконов.

При встрече со священником, знакомым или незнакомым, христианин должен поклониться ему как духовному отцу и тем воздать должную честь (1 Тим. 5: 17), или же подойти под благословение во имя Господне. К стыду нашему должны сказать, что существуют такие христиане, которые насмехаются над священниками, почитают встречу с ними за предвестник беды, с злорадством разглашают про замеченные недостатки духовных отцов; эти жалкие люди срамят свое звание христианское, уподобляются язычникам и Хаму, обнажающему наготу отца, забывая, что священник, помазанник Божий – носит в себе источник благодати и милости Божией и что поэтому благоразумный христианин не сторонится священников, а наоборот, идет навстречу. Оскорбляющие избранников Божиих, оскорбляют вместе с тем Самого Господа Бога, Который охраняет их честь и достоинство, говоря: «Отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня» (Лук. 10: 11), следовательно и отвращающий свое лицо от священника и оскорбляющий его отвращается от Господа Иисуса Христа и Его оскорбляет. Ведь таков и закон мира: кто царского посла оскорбит, тот оскорбляет самого Царя. Посему Господь еще в Ветхом Завете сказал: «Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» (1 Пар. 16: 22)

БРАК (ВЕНЧАНИЕ)

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»

(Мф. 19: 6)

 

В таинстве брака жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать Божию, освящающую их брачный союз в образе союза Христа с Церковью для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Через эту благодать «брак становится честен и ложе супружеское непорочно» (Евр. 13: 4). В знак святости брака даются жениху и невесте зажженные свечи. Берутся от св. престола перстни и возлагаются на руки брачующихся в знак их взаимного согласия; непорочность их жизни три раза венчается церковными венцами: «Господи Боже наш! славою и честию венчай их». В память первого чуда, совершенного Господом Иисусом Христом на брак в канне Галилейской, дается брачующимся 3 раза пить вино из одной чаши, чтобы они по образу этого делили между собой радость и горе, вместе несли крест жизни. Наконец, три раза во имя Пресвятой Троицы брачующиеся обводятся около аналоя «образом круга», знаменуя этим нерасторжимость, вечность брачного союза, так как круг означает вечность: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6), чему препятствует и святость брачного союза, так как муж соединяется с женой так же нерасторжимо, при условии верности супругов, как и Христос с Церковью (Еф. 5: 23-25), потому св. ап. Павел и называет брак «тайной великой» (Еф. 5: 32), потому с другой стороны, по слову Господа (Мф. 19: 9, прелюбодеяние и служит основанием для развода, ибо через неверность одного из супругов святость брака нарушена, он осквернен и трудно восстановить его прочность, как в однажды разбитом сосуде.

В виду этого жених и невеста должны приступать к браку в сознании его святости, высоты и в сознании ответственности совершаемого шага для них обоих и для потомства. А потому, во-первых, им следует искать друг в друге прежде всего не внешних преимуществ, не «обстановку жизни, напр., богатства, знатности, красоты и пр., а главным образом преимуществ внутренних, дающих внутреннюю связь в супружеской жизни и основу счастью, каковы: религиозность, доброта сердца, серьезный ум и проч., для этого же жениху и невесте нужно друг к другу присмотреться, хорошенько узнать; во-вторых, требуется молитвой и постом готовиться к великому таинству брака, просить Господа, чтобы Он Сам, как рабу Своему Товии, указал спутника или спутницу жизни.

Перед самым вступлением в брак надлежит поговеть и причаститься Св. Таин. По вступлении в брак, мужу и жене необходимо занять каждому свое место. «Муж есть глава жены», лицо ответственное перед Богом и св. Церковью за направление семейной жизни, за ее прочность и благосостояние. Для счастья жены и семейства муж жертвует всем по образу Христа, - даже своей жизнью (Еф. 5: 25). «Любящий свою жену любит себя самого». Жена должна повиноваться своему мужу не потому, что она в глазах Церкви ниже мужа, так как для Церкви – все равны: - «нет ни мужеского пола, ни женского» (Галл. 3: 28), но потому, что муж является руководителем семейной жизни, он – ум, а жена – сердце семьи. «Жена боится своего мужа» не в смысле какого то рабского страха, которому нет места в христианской жизни, а в смысле сознания великой ответственности мужа за прочность и благополучие семейного счастия. В виду такой ответственности муж в свою очередь должен снисходить к немощи женской природы, зная, что жена – «немощнейший сосуд» (1 Пет. 3:7), он обязан более всего дорожить в жене, как лучшими ее украшениями: стыдливостью, целомудрием, высоко ценя и оберегая эти святые качества. Супруги должны друг друга поддерживать, друг другу помогать, снисходить взаимно к обоюдным недостаткам и нести бремя слабейшего, его немощи. Это и значит любить истинно, любить по христиански: «носите бремена друг друга и таким образом исполняйте закон Христов» (т.е. закон любви – (Гал. 6: 2)).

Языческий брак – для плоти и похоти, а христианский – для облегчения друг другу трудности пути в Царство Небесное, хотя бы одна половина и была неверующей (1 Кор. 7: 16). Даже самое чадородие обращается для жены-христианки в средство вечного спасения (1 Тим. 2: 15).

Брачным возрастом по нашему закону считается – для жениха – 18 лет, для невесты – 16, впрочем местный архиерей по уважительным причинам может этот срок сократить на полгода.

Браки не венчаются: накануне среды и пятницы, накануне воскресных и праздничных дней, а также восшествия на престол и коронования Государя Императора, с 15 ноября по 6 января, от недели мясопустной (масленицы) до Фоминой Недели (красной горки), во весь Петров и Успенский пост и накануне 29 Августа и 14 Сентября.

Таинство брака совершается только в церкви.

 

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (СОБОРОВАНИЕ)

 

Апостолы «многих больных мазали маслом, и

исцеляли» (Мк. 6: 13)

 

Таинство елеосвящения совершается над тяжело больным человеком, который всю надежду возложил на Господа – «Врача душ и телес». В этом таинстве и подается благодать Божия, врачующая недуги телесные и душевные (грехи), как о том пишет св. ап. Иаков: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и воздвигнет его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15). По правилам церкви елеосвящение совершается семью священниками – собором, потому и елеосвящение часто называется «соборованием». По нужде таинство это нередко совершается одним священником, но в таком случае он должен читать все семь молитв от лица собора пресвитеров и вычитать все семь евангелий. – Предварительно в пшеницу на отдельно поставленном столике ставят семь горящих свечей, означающих семь даров Св. Духа, а в особый сосуд наливаются чистый елей (масло) и вино в воспоминание евангельского милосердного самарянина (Лк. 10: 34). Это освященной смесью (соединением вина и елея) помазует священник чело, ноздри, щеки, уста, руки и грудь больного, чтобы освятить все его тело, все чувства и силы.

Таинство елеосвящения, как врачевство духовное, или воздвигает по вере болящего от одра смерти, или служит средством «для безболезненной, непостыдной, мирной кончины» нашей, т.е. самого дорогого венца жизни христианской, о чем благочестивый христианин молится всю жизнь и что ублажает Сам Господь Бог: «блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей! говорит Дух, они успокоятся от трудов своих» (Откр. 14: 13). Как врачевство духовное, соборование может быть совершено несколько раз над одним и тем же человеком в случае повторения тяжелой болезни.

Некоторые неразумные люди боятся приступать к соборованию, так как думают, что в случае выздоровления они должны будут вести жизнь монашескую, не есть мяса, не сообщаться с женой, ходить босиком… Но это выдумка людская. Конечно, прекрасно супружеское воздержание, если оно происходит с обоюдного согласия и не вредит ни мужу, ни жене; хорошо и мяса не есть, но все – это не обязательно: пусть знают упомянутые суеверы, что елеосвящение, по учению св. Церкви, вовсе не есть подобие пострига в монашество и что для выздоровевшего супруга по прежнему остается супружеское – «ложе непорочно», как освященное Церковью, и что сама по себе пища не приближает нас к Богу (1 Кор. 8:8), если воздержание не основано на духе любви (ст.9)

Примечание. Таинству елеосвящения предшествует исповедь и последствует причащение больного.

 

МОЛИТВА

 

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не

впасть в искушение» (Мф. 26:41)

 

Молитва, как говорит св. Иоанн Златоуст, есть наша беседа с Богом и занятие равноангельское. Что кровь для тела, то и молитва для души, поэтому кто не молится, тот душою своей мертв, он есть живой труп. Можно еще назвать молитву – «крыльями для души», так как истинная молитва отрешает нас от суеты мирской, возносит сердце человека выше небес, к престолу Господа Вседержителя. В молитве мы прославляем величие Божие, благодарим Его за неизреченные милости и просим об удовлетворении наших нужд и о прощении грехов; таким образом, по содержанию молитвы бывают хвалебные, благодарственные и просительные. Вообще же молитва разделяется на внешнюю и внутреннюю, на домашнюю и церковную. Внешняя молитва при возношении сердца к Богу проявляется наружно в словах, крестном знамении, поклонах и проч., а внутренняя молитва состоит в одном возношении сердца к Богу без телесных движений: первой молитвой – внешне молятся обычно все христиане, а второй – внутренне достигшие совершенства и получившие особый дар молитвы; эти последние воистину исполняют заповедь ап. Павла: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). Непрестанная молитва есть такое сердечное, молитвенное настроение в человеке, которое его никогда не покидает, - путешествует ли он, беседует ли с другими, работает ли, спит ли, ибо духовными очами всегда он взирает на Господа (Пс. 15: 8), все он совершает во славу Божию (1 Кор. 10: 31); таким образом, такая постоянная молитва есть как бы сердечный аромат, или фимиам, который непрестанно выходит из облагодатствованной души, или иначе – есть непрестанно текущий источник воды живой. Такая молитва дается Господом в награду тому, кто усердно исполняет первую, - т.е. внешнюю молитву и терпеливо выполняет все условия ее успешности. А условия успешности молитвы следующие:

1) «Прежде чем начнешь молиться, приготовь себя» (Сир. 18: 23), постой некоторое время молча, лучше с закрытыми глазами, пока рассеянные мысли не соберутся воедино, а не сердце, волнующемся чувствами, не ощутишь тишину: не в буре Господь, но в тихом веянии духа (3 Цар. 19: 12),

2) Представь себя пред Лицем Милосердного Бога, на тебя взирающего и приемлющего молитву твою: «всегда я видел пред собой Господа» (Пс. 15: 8). Помни, что перед тобой – Отец Милосердный, дающий блага просящему у Него (Лук. 11: 13). И ты притекай к Нему, припадай как бы на перси Господа, подобно возлюбленному ученику и ап. Иоанну. «Близок Господь ко всем призывающим Его в истине» (Пс. 144: 18).

3) Молись с крепкой верой, ибо «все, чего попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22).

4) Молись с постоянством, с неустанностью: - нынче, завтра, год, два и т.д. до тех пор, пока наконец получишь, если не за добродетель, то за неотступность свою (Лук. 11:8).

5) Молись со смирением, с сокрушением о грехах: «на кого Я воззрю, говорит Господь, только на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущаго перед словами Моими» (Ис. 66: 2).

6) Молись всем сердцем, пламенно, горячо, - если можешь то молись со слезами, а не одними устами и языком, чтобы не была напрасна твоя молитва: «приближаются ко Мне люди сии устами, своими… сердце же их далеко отстоит от Меня… Тщетно (напрасно) чтут Меня» (Мф. 15: 8).

7) Молясь и о потребностях земных, о насущном (Мф. 6:11), не молись о чем-нибудь суетном, скоропреходящем, что для гордости и что от лукавого, как-то: богатство, власть, слава и пр., но проси благо вечных, духовных и не гиблющих, переходящих и за гроб, как то: веру, надежду, любовь, смирение, дар молитвы, мудрость духовную, преданность воле Божией и т.п. (Мф. 6: 33).

8) Молись с серцем примиренным с твоими недругами, иначе напрасна будет твоя молитва: «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого. – Если не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Марк. 11, 25). Поэтому молитесь и за врагов (Мф. 5: 44).

Так как молитва приближает нас к Богу и просвещает нас, то чем чаще станем молиться, тем лучше: каждый из нас должен по мере своих сил стремиться приобрести (стяжать) «непрестанную молитву», - но обязательно всякий православный христианин, как завещает и св. Иоанн Златоуст, должен молиться:

1) утром, возставши от сна, благодаря Бога за сохранение в ночи и прося благословения на предстоящий день и труд;

2) вечером, отходя ко сну, благодаря Бога за проведенный день и прося сохранить в ночи;

3) днем, перед началом каждого дела и по окончании его, перед принятием пищи и после нее (1 Кор. 10: 30-31). Стол (трапеза) без молитвы, говорит Иоанн Дамаскин, мало чем отличается от стойла животных…

Молитва сопровождается крестным знамением, поклонами и творится перед св. иконами с призыванием Господа Бога, Пресв. Девы Марии и Святых; о всем этом скажем отдельно.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.