Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эталонный имидж соответствует трём основным требованиям. 5 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушения душевного равновесия, им обычно не достаёт сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

В своё время велись долгие споры по поводу того, оправдано ли заниматься воспитанием и образованием детей усилиями только родителей, без какого-либо вмешательства со стороны государства. Были активные сторонники как можно более раннего высвобождения детей из-под родительской опеки. Как свидетельствует жизнь, категоричность в споре о том, кому следует доверить воспитание детей, – не лучший метод его разрешения. Есть периоды в жизни детей, когда родители незаменимы. И надо всячески увеличивать сроки пребывания матери с малыми детьми. Это очень важно в первые пять лет жизни ребёнка. В этот период формируется его эмоциональный склад, его чувственные связи с родителями. От того, насколько полноценен и здоров семейный социум, решающим образом зависит состояние психики детей.

В раннем детстве мама играет самую главную роль в жизни ребенка. Пусть он учится мыслить сам и жить самостоятельно, а мама будет где-то рядом, как добрая фея, которая ненавязчиво придёт на помощь, когда трудно. Если большой ребёнок просит одеть его или раздеть, или постоять рядом с ним, пока он моет посуду, – это не каприз. Это его желание чувствовать, что для своей мамы он самый дорогой, самый желанный и самый лучший на свете. Когда ребёнок выходит во внешний мир, то крайне необходим авторитет отца. Если мальчик говорит, что его отец – авторитет для него, значит он сказал правду, это всегда придаёт ему уверенность.

Родители должны помочь ребёнку вырасти гармоничным человеком. Но они разошлись, не справились со своими проблемами, и они не могут быть безупречным авторитетом для ребёнка и, значит, не могут прививать ему добрые качества во всей полноте. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный тип поведения у своих детей. Мать, которая за всё, что у неё не получается, винит себя, а за всё, что ей удаётся, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на такую же психологическую установку у детей. Мы сами создали эту жизнь, наполненную жестокостью, борьбой, желанием утопить ближнего: чтобы выжить, надо быть более жестоким. И условия нашей жизни таковы, что ребёнок слишком рано начинает участвовать в конкуренции, бороться за своё будущее.

Родители должны быть воспитателями, а не снабженцами. Если они будут только обеспечивать, то ребёнок не станет счастливым. Всегда найдётся кто-то богаче и удачливее. А они должны быть именно родителями, чьё слово – закон, кому он безгранично верит. Тогда ребёнок будет знать: всё, что ему сказали дома, и есть правда. И это психологически защитит его от того, что он услышит в школе и на улице.

Каждый взрослеет по-своему. Родители отвечают за ребёнка, они ведут его между «хочу» и «не хочу», между «можно» и «нельзя». Ребёнок ещё мал и не всё понимает, но со временем поймёт: чтобы что-то получить, надо что-то отдать. Тогда можно научить его тому, что эгоизм и высокомерие губительны.

По-разному можно относиться к тому, что ребёнка воспитывают бабушки и дедушки. Многие родители считают, что правильно растить малыша могут только они. Другие, наоборот, полагают, что только старшее поколение, решившее суетные проблемы собственной жизни, может по-настоящему отдаваться общению с детьми. Мнение, что бабушки и дедушки лучше родителей умеют обращаться с детьми, – весьма спорное. Современным бабушкам и дедушкам в большинстве своём негде и некогда было этому обучиться, им не всегда хватало времени для общения с собственными детьми. Если вы полагаете, что общение с бабушками не идёт на пользу ребёнку, то лучше отказаться от их услуг. Случается так, что у бабушки есть особый взгляд на вопросы, связанные со здоровьем ребёнка: она полагает, что его нужно как можно теплее одевать или, наоборот, что нужно играть в комнате при открытом окне. Не следует считать, что вы навсегда рассоритесь с родителями, отлучив их от ребёнка. Только сделать это надо продуманно. Пусть встреча с бабушкой будет для ребёнка не буднями, а праздником.

Чтобы достичь воспитательных целей в семье, родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребёнка, стремятся стать для него образцом. Похвала родителей, с которыми ребёнок находится в дружеских отношениях, обычно более действенна, чем та, которая получена от холодных и равнодушных родителей. В результате разумного применения поощрений развитие детей можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний.

Наказание необходимо, но лишь когда поведение ребёнка изменить другим способом невозможно. Если всё же в нём возникает нужда, то для усиления воспитательного эффекта наказание должно следовать непосредственно за проступком. Оно должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребёнка страх или озлобленность. Правила социального поведения, которые навязываются такими чувствами, дети усваивают хуже всего. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснить. Установлено, что ребёнок быстрее идёт на компромисс, если понимает, почему он должен так поступить. Ребёнок, которого часто наказывают или на которого часто кричат, отчуждается от родителей, становится эмоционально индифферентным, проявляет повышенную агрессивность.

Дисциплине надо обучать мягко и ненавязчиво, но постоянно и настойчиво. Сначала её нужно вводить голосовыми интонациями, выражением лица, жестами, и только затем словом «нельзя». Сводя запрещения к минимуму, всё же вспоминайте о слове «нельзя», если действия малыша угрожают его здоровью или безопасности окружающих. Нужно использовать дисциплинарные меры в соответствии с возрастом ребёнка.

Наряду с родителями и друзьями братья и сестры составляют заметную часть социального окружения ребёнка. Они влияют на него непосредственно как члены семьи, само их присутствие неизбежно сказывается на его взаимоотношениях с родителями. Самооценка ребёнка не связана с порядком рождения детей в семье. Важен только сам факт наличия братьев и сестёр, ибо у единственного в семье ребёнка самооценка в среднем выше. Любопытно, однако, что чаще это относится к мальчикам. Отец с нетерпением ждал его рождения, мать испытывает к нему необыкновенную нежность, в глазах сестёр он выглядит бесценным существом. Что же удивительного в том, что такой ребёнок вырастает с ощущением безусловной собственной ценности?

Однако такие дети обычно учатся хуже, чем их сверстники. Устойчивое чувство самоудовлетворения нередко удерживает их от стремления к самосовершенствованию. Ведь важным мотивом для успешной учёбы в школе бывает стремление доказать себе и другим свою ценность, но этим детям не надо ничего доказывать, ибо их ценность определена условиями семейного воспитания.

В психологически различных условиях оказываются и по-разному должны воспитываться дети, родившиеся первыми и следующими в семье. Установлено, например, что со своим первенцем родители обращаются иначе, чем с детьми, которые рождаются позднее. С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребёнок теперь вынужден, причём часто безуспешно, вновь завоёвывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.

Нельзя говорить «Сделай так, я кому сказала!» и ничего при этом не объяснять. Известно, что в семьях, где родители чересчур строги, дети вырастают агрессивными, непослушными, сложными. Уважайте своих детей, но ни в коем случае не допускайте, чтобы дети словами или действиями проявляли неуважение к вам. Дети должны быть с вами вежливыми – и потому, что вы личность, и потому, что вы мать или отец.

Может быть, и не нужно задаваться целью – воспитывать ребёнка? Может, нужно просто очень любить его и уважать, и расти вместе с ним, проникаясь его проблемами и вместе решая их? Никогда нельзя считать себя вправе распоряжаться своими детьми или навязывать им своё мнение. И дети будут доверять вашим советам, и не будут обижаться на ваши замечания.

КЛИМАТ ДОМАШНЕГО УЮТА

Анализируя процесс взаимодействия родителей и детей, можно выделить три области взаимоотношений, которые особенно значимы как источники обратной связи, влияющие на формирование детской самооценки: знание родителями друзей ребёнка; заинтересованность родителей в результатах учёбы ребёнка; взаимодействие родителей с ребёнком в общей беседе за домашним столом. Взаимоотношения в этих трёх сферах могут служить показателем заинтересованности в благополучии и развитии ребёнка.

В младшем школьном и подростковом возрасте эмоциональная жизнь детей во многом определяется кругом их друзей. Поэтому реакция родителей на друзей сына или дочери – косвенный показатель их интереса к ребёнку.

Интерес к результатам учёбы – важный показатель общей заинтересованности родителей в ребёнке. Одну из возможностей судить о том, как идут дела в школе, даёт школьный дневник. Поэтому реакция родителей на текущие записи в дневнике характеризует их отношение к учёбе сына или дочери, к способностям и личным качествам.

Рассматривая самооценку как отражение оценок других людей, можно было предположить, что низкая самооценка должна быть у тех детей, родители которых придерживаются стратегии наказания, самая высокая – в случае, когда родители оказывают ребёнку психологическую поддержку, а результатом безразличной реакции родителей должен быть промежуточный уровень самооценки. Однако выяснилось, что низкая самооценка связана вовсе не с наказаниями, а с безразличной реакцией родителей на школьные отметки. Родители, равнодушно относящиеся к успехам ребёнка в учёбе, вообще не заинтересованы в нём. Если же отец или мать ругают, наказывают его за плохие отметки, это – проявление интереса и заботы о нём, пусть в негативной форме.

Каждый вечер вся семья обычно встречается за домашним столом. Эта ситуация показательна с точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребёнку, поскольку в ней отражается всё многообразие семейных взаимоотношений. Самооценка ребёнка тесно связана с тем, как его воспринимают, насколько в нём заинтересованы окружающие. Убеждённость в том, что другим людям он интересен или неинтересен, обусловлена содержанием его «Я-концепции» в целом. Если он не особенно высокого мнения о себе, он склонен считать, что другим не интересны его мысли и занятия.

Какие-то детали в поведении и отношении к нему родителей постоянно подкрепляют это убеждение. Ведь ребёнок имеет богатый опыт общения с родителями и способен улавливать малейшие знаки заинтересованности или невнимания к тому, что он говорит. Кто-то из родителей в ответ на его слова зевнул, перебил его или сменил тему разговора, в их глазах он видит рассеянность и равнодушие или, напротив, его мнение внимательно выслушали, оно вызвало живой отклик, одобрительные замечания или обоснованные возражения – по всем этим признакам ребёнок безошибочно угадывает, интересен или совершенно безразличен он окружающим.

Каждая из трёх выделенных областей взаимоотношений сама по себе может полностью и не отражать заинтересованности родителей в ребёнке. Однако существует прямая взаимосвязь между безразличием в отношении родителей к ребёнку и его низкой самооценкой.

Отношение к детям должно быть проявлением высшей гуманности. Любовь к детям – главное условие родительской деятельности. Влюблённый в детей родитель интуитивно и осознанно выбирает те модели поведения, которые наиболее адаптивны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого отца или матери безупречен. Они для ребёнка как духовные пастыри, надёжные старшие друзья, доверительные собеседники. Они чаруют и магнетически притягивают детей. Их образ надолго, а нередко на всю жизнь, остаётся в детской памяти как пример для подражания.

Родители нуждаются в содружестве с такими воспитателями вне семьи, которые могут быть консультантами родителей, совместно с ними вести историю индивидуального становления ребёнка, привлекая к этому делу и медиков.

Адаптация ребёнка к школе зависит от уровня и характера его самооценки, от тех переживаний, которые ждут его на первых порах, от отношения к нему других детей и учителя. Независимо от того, насколько удачно произойдёт смена обстановки, сам этот переход становится для большинства детей источником стресса.

Преодоление этого стресса обусловлено собственной компетентностью ребёнка в социальных отношениях, которая зависит в первую очередь от типа взаимоотношений его с родителями. По признаку социальной компетентности различают три типа детей.

К первому типу относятся эмоционально уравновешенные дети, родители которых внимательны к ним, способны прислушаться к их мнению, но вместе с тем требовательны. Эти родители сочетают заботу и контроль. Они объясняют детям мотивы своих требований, поощряют их социальную активность, устанавливают высокие стандарты поведения, ясно выражают свои мысли, используют власть, не стараясь манипулировать детьми. Им удаётся контролировать поведение детей, не вызывая у них ни протеста, ни пассивности. Эти дети ощущают свою безусловную ценность, готовность родителей безоговорочно принимать их такими, какие они есть. В силу достаточной социальной компетентности переход от домашней ситуации к школьной для них наиболее безболезненный. Но у них могут возникнуть трудности, если атмосфера школы и семьи существенно различается. Ребёнок может обнаружить, что стандарты поведения, выработанные дома, оказываются неприемлемыми в школе, и это мешает адаптации.

Ко второму типу относятся дети, которых можно назвать угрюмыми, недоверчивыми одиночками; их родители придерживаются жёстких методов воспитания и не испытывают привязанности к своим детям. Психологический опыт таких детей, как правило, сводится к развитию у них чувства отторгнутости, пассивности и убеждения в том, что власть и право контроля могут принадлежать исключительно взрослым.

Для третьего типа характерны инфантилизм, несамостоятельность, неумение себя контролировать, нежелание осваивать новые ситуации. Такие дети, как правило, имеют любящую, но нетребовательную мать и безвольного отца, занимающего по отношению к ребёнку неопределённую позицию. Эти дети имеют возможность в различных семейных ситуациях убеждаться в том, что они не безразличны родителям, но их собственная роль в семье для них осталась неясной. Кроме того, они не научились ставить перед собой цель и искать пути её достижения.

Взаимоотношения в семье гораздо более значимы для формирования у ребёнка «Я-концепции», чем классовая, религиозная или этническая принадлежность.

В семье очень важны традиции. Они могут быть самыми разнообразными. Например, собираться всей семьёй на воскресный обед за домашним столом. Во многих странах к семейным сборам за столом относятся с большим вниманием.

Мы едим, утоляя физический голод, но собираемся за столом и для того, чтобы общаться. Ничто так не сплачивает, как совместная трапеза. Важно, чтобы один приём пищи в семье был совместным. В нынешних условиях это может быть ужин. Работающие члены семьи стараются завершить все свои дела и поспеть к вечерней трапезе, и только в исключительных случаях позволяется нарушать этот ритуал. Но если будничный ужин всё же можно пропустить, то воскресный обед – ни в коем случае. Стол празднично сервируется, к обеду нарядно одеваются. Воскресные обеды непременно накрываются в комнате, даже если кухня вполне годится для того, чтобы называться столовой. Воскресный обед – это семейный праздник. За обедом возникают непринуждённые разговоры между членами семьи, во время которых родители могут ненавязчиво учить детей тому, что обычно те не хотят воспринимать в другое – «несъедобное» время. Если в вашей семье такого обычая ещё нет, то никогда не поздно его завести.

В процедуре семейного обеда не столь важно, что вы готовите, сколько – как вы подаёте блюда. Главное, чтобы стол был нарядно накрыт. Без скатерти можно обойтись, но обязательно приобретите красивые льняные салфетки. Их надлежит сложить замысловатым способом или заложить в специальные кольца. На семейный обед обязательно ставят минеральную воду и красивые бокалы. Взрослым можно предложить хорошего вина. Обязательный компонент семейного обеда – красивая посуда. Приборы лучше всего раскладывать как положено – нож справа, вилка слева. Не поленитесь украсить семейный обед маленьким букетом цветов или нарядной свечой небольшого размера.

Маленьким детям сервируйте стол так же, как и большим. И не надо бояться, что дети порежутся ножом или побьют посуду. А если они, презирая нож и прочие приборы, начнут есть руками, то не обращайте внимания – значит, их время ещё не пришло.

Ничто так не согревает душу, как воспоминание о счастливых моментах, пережитых в детстве… Среди них непременно – праздничная ёлка с запахом свежей хвои, таинственным светом фонариков и каким-то особенным семейным теплом. И ещё – гости, большие и маленькие. Новый год – любимый праздник детства. У каждой семьи есть свои возможности, которые помогут сделать праздник не похожим на другие. У кого-то в квартире стоит детский спортивный комплекс, у других есть готовый или самодеятельный кукольный театр, третьи обладают таким сокровищем, как детский синтезатор или даже караоке, четвёртые просто умеют играть на пианино или гитаре. Всех возможностей не перечислишь – важно увидеть те, что есть. Найдётся время и для загадок, и для пения хором, и для небольшой эстафеты – главное, чтобы дети по возможности не оставались без интересного дела. Если в вашей семье приняты всякие маскарадные развлечения, нужно заранее приготовить в достаточном количестве колпаки, парики, шляпы и носы. Кто-то может сыграть роль Деда Мороза.

Хороши совместные прогулки, поездки за город, на выставки, на спортивные соревнования, особенно если в них можно принять участие взрослым и детям. Нужно приучать ребёнка к здоровому образу жизни.

Завершая наше представление о составляющих домашнего уюта, несколько слов скажем о важности «внутреннего убранства жилья». 3. Фрейд в своих чудесных «Письмах невесте» подробно перечисляет, как приятно, когда бельё изящно перевязано лентой и уложено в ящики шкафа, имеются домашняя библиотека, ночной столик и лампа, чей мягкий свет располагают к доверительности и интимности… И он заключает: «Всё это – маленький мир счастья, мир благородной человечности… Однако это ещё не фундамент семейного очага. Настоящую жизнь в него могут вдохнуть только два человека, невыразимо любящие друг друга».

Без семьи не было бы полноценного рода человеческого. По тому, какова семья по своим экономическим, эстетическим и морально-психологическим устоям, можно безошибочно определить, на какой стадии развития находится общество. Люди восстанавливают потенциал общества благодаря семье. Вот почему так велико её предназначение. Ещё в большей мере семья нужна самому человеку. Семья может стать самым безопасным пристанищем человека в его земной жизни. Счастье человека – в непосредственной зависимости от удачности его семейных уз.

Всё, что мы осознаём, когда речь идёт о семье, заложено в нашем организме в виде мощнейшего инстинкта гнездоустройства и продолжения рода человеческого. Не сложно удостовериться: в ком он активно проявляется, тому всегда присуще чувство жизни. Такие люди оптимистичны по своей натуре. Те, у кого этот инстинкт притуплен или не реализован, часто становятся несчастными и злыми.

Священной связующей нитью в семье выступает взаимная любовь. Чем глубже это чувство, тем больше оснований, чтобы оно переросло в истинную дружбу, которая переходит в органическую обоюдную привязанность и восторженное отношение к своим детям.

Такова логика становления, утверждения и незыблемости семейного счастья. В её безупречном, но отнюдь не безболезненном исполнении равная ответственность лежит на обоих супругах. Они должны достойно исполнять свои роли. На мужчине, безусловно, лежит главная забота обустройства быта. Семейная ось должна быть в мужских руках.И причина распада многих семей – несоблюдение этого ролевого статуса мужчиной. Брак – это борьба за свою честь и благополучие. В борьбе всегда мужчина прикрывает женщину, сберегая семью от каких-либо невзгод.

В сбережении семьи безмерно велика роль разумного образа жизни.Внедрённый в неё, он становится ферментом сплочения супругов, делая жизнь их семьи более полнокровной, но самое главное – верно ориентированной.

Вопросы для самопроверки

1. Какие отношения характерны для семьи?

2. Определите ролевые функции родителей.

3. Представьте составляющие домашнего уюта.

4. Что такое «имидж семьи»?

Рекомендуемая литература

Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М., 1997.

Шепель В.М. Ортобиотика: слагаемые оптимизма. М., 1996.

Фрейд 3. Письма невесте. М., 1994.

Журналы: COSMOPOLITAN, Домашний очаг, Материнство, Наш малыш, PARENTS.

ИМИДЖ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО

Изобретенное в начале XX века телевидение стало важнейшим средством распространения информации и одним из видов досуга. Оно так прочно вошло в нашу жизнь, что уже трудно представить себе, как раньше люди могли обходиться без ставшего близким и привычным «электронного собеседника». Экранная информация воздействует одновременно на зрение и на слух, синтезируя в себе практически все накопленные человечеством способы общения. Важная особенность телевидения – личностный, доверительно-интимный характер телевизионного общения. Технологические возможности телевидения создают условия, чтобы у зрителя сформировались три своеобразных состояния общения: «эффект присутствия», «эффект диалогичности» и «эффект доверительности».

Благодаря этим эффектам, телевидение выступает в качестве мощного коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение. Оно обусловливает характер их общественного мнения, влияет на состояние их гражданского самочувствия. У многих людей именно из телевизионной информации, складываются оценки деятельности высших государственных и региональных структур, мнение о лидерах политических партий, формируется их отношение к конкретным жизненным событиям и общественным фактам.

Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональных творческих работников, возник вопрос о том, кто имеет право обращаться к аудитории от своего имени, ведь зрители сознательно или бессознательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает. По мнению Игоря Леонидовича Кириллова, одного из первых дикторов отечественного телевидения, ставшего впоследствии руководителем Школы дикторов, диктор – это не просто лицо, читающее текст у микрофона, а личность, которая стремится воздействовать на зрителя умным доверительным разговором. Диктор должен не механически зачитывать тот или иной текст, а доносить главный смысл, заложенный в передаваемой информации. Для этого ему нужно много знать, глубоко разбираться в политике, экономике, научной и культурной жизни общества, быть достойным гражданином своей страны. По большому счету быть незаурядной личностью, имеющей моральное право обращаться и общаться с миллионами телезрителей.

Человек, выступающий перед такой обширной аудиторией, облекался огромной ответственностью: на него смотрит и его слушает почти вся страна, его слова могут оказать мощное воздействие на сознание людей, на их взгляды, понимание ими тех или иных явлений жизни. Поэтому особое значение придавалось человеческим и профессиональным качествам диктора, его способности вызвать полное доверие и уважение у зрителей. Многие из основоположников дикторской профессии отличались неповторимой творческой индивидуальностью, своей особой манерой выступления в «масштабе кадра», умением вести доверительный разговор со зрителями. Их знала вся страна, их любили. Валентина Леонтьева, вспоминая о том времени, писала:

«В 50-е годы люди воспринимали диктора, как хозяина дома, приглашающего телезрителей в гости. Весь вечер диктор проводит с телезрителями. Каждая из нас, дикторов, была монополистом телевизионного вечера. К нам привыкали, нас знали, нас ждали и потому могли полюбить. Теперь ждут программу «Время», телеобозревателя, политобозревателя. Но никто уже не спросит «Сегодня Ниночка или Валечка?» Этот вопрос остался приметой телевидения 50-х».

В те годы при отборе кандидатуры для выступления в «масштабе кадра» меньше всего имелась в виду «телегеничность», т.е. способность выглядеть «красиво» в кадре. В одной из книг тех лет написано: «Телевизионная передача – не парад модных моделей и не конкурс красоты, её успех или неуспех зависит в первую очередь от знаний, профессиональной подготовки, таланта и индивидуальности, внутренних человеческих качеств выступающего в кадре». Режиссёры телепрограмм не задумывались тогда, как помочь диктору раскрыть свою индивидуальность, их заботило в первую очередь, как он способствует раскрытию общего замысла передачи. В то время было крайне мало книг о телевидении, в которых специально рассматривалась бы технология создания «внешне привлекательного образа» ведущих телепередачи. Поэтому умение телеведущего создать свой имидж, чтобы проявить свои лучшие индивидуально-личностные и профессиональные качества, было делом самого диктора.

В связи с этим уместно привести строки из книги В. Леонтьевой «Объяснение в любви», где она рассказывает о своей поездке в Монако на телевизионный фестиваль. Каждый ведущий должен был представить свою телевизионную «визитную карточку», раскрывающую его индивидуальную манеру работы на телеэкране.

«Для ведущих ряда телевизионных фирм эта встреча превратилась в конкурс туалетов, косметики, причёсок и экзотики мест действия… Пробиться к личности, человеческой индивидуальности через изощрённейшие ухищрения модельеров, массажистов, парикмахеров, телевизионных операторов, демонстрировавших абсолютную победу над возрастом женщин, было немыслимо. Да и улыбки их были как совершенная броня. О, такая улыбка – это высочайшее искусство!.. В ней и лёгкая утомлённость от наслаждения жизнью, красивой, элегантной, и изоляция от бурь и ураганов, проносящихся над миром, и, наконец, утверждение собственной популярности… Высокий профессионализм, конечно».

В «визитной карточке» Валентины Леонтьевой был показан отрывок из передачи «От всей души», имевший в нашей стране масштабный успех, но он в виде отрывочного контекста «даже самому доброжелательному профессиональному взгляду не мог дать элементарной информации о характере передачи и о функциях ведущей». Именно этим автор книги и объясняет свой неуспех как телеведущей на фестивале в Монако.

Это мнение прекрасно иллюстрирует мысль о том, что на телеэкране мало быть великолепным профессионалом, творческой индивидуальностью. Чтобы иметь гарантированный привлекательный имидж телеведущего, этого недостаточно. Необходимо уметь создавать с помощью различных режиссёрских и технических средств антураж привлекательности, который органично вмонтирован в конкретную сценическую ситуацию. В этом и состоит одна из главных особенностей создания имиджа телеведущего.

С развитием телевидения всё чаще возникал вопрос о том, стоит ли использовать диктора в передачах, в которых он не компетентен, о замене его специалистом, выступающим по своей теме. Подобная постановка вопроса объясняется весьма прозаично: на телеэкране нельзя изображать знание предмета. Его нужно основательно знать, иначе пропадает зрительское доверие, ибо на телеэкране всё видно и всё слышно, а потому малейшая неуверенность в голосе телеведущего или напряжённость в его лице воспринимается телезрителями как сигнал, что человек взялся не за своё дело.

На телевидение пришли учёные, специальные обозреватели, деятели искусств, педагоги, журналисты. Они не только готовили материал для программ, но и вели передачи. Нередко самостоятельно, но чаще при активном участии телеведущих, выступающих в коммуникационном взаимодействии со зрительской аудиторией. Так появился новый профессионал на телеэкране – универсальный телеведущий, которого зрители воспринимали как необходимого соучастника той или иной телепередачи.

Особенности телевидения сегодняшнего дня: многоканальность, использование различных способов телевизионного общения, жанровое разнообразие телепрограмм, возможность творческого воплощения самых невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств и способов их осуществить. Однако при всём этом по-прежнему успех у зрителей той или иной программы во многом определяется обаянием личности телеведущего. По мнению П.С. Гуревича, зрителю интересна «личность, нестандартный человек, индивид, захваченный идеей, человек, обладающий даром общения».

Каким же должен быть сегодня на экране облик ведущего? По мнению кинорежиссёра Эльдара Рязанова, ведущему сегодня предъявляются такие профессиональные требования, как знание информационного продукта, наличие собственного мнения, умение держаться перед камерой и находить контакт с аудиторией. «Ведущий, – утверждает Э.А. Рязанов, – чем-то сродни актёру, исполняющему роль самого себя. И чем вы естественнее и органичнее, тем теснее будет ваш контакт со зрителем».

Итак, телевидение обладает особым характером общения, главная роль в котором отводится ведущему. Он должен быть наделён даром коммуникабельности:создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания. На одном из занятий в Лиге профессиональных имиджмейкеров на вопрос о том, что же является главной составляющей имиджа, известная телеведущая Л. Вербицкая ответила: «Умение общаться с людьми, доброжелательность и искренность». Затем добавила: «Мне импонируют слова президента Лиги В.М. Шепеля: телеведущий должен не только уметь «светиться людям», но и быть неотразимо обаятельной личностью».

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.