Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

История сертификации



Сертификат в переводе с латыни означает «сделано верно». Термин «сертификация» стал известен в повседневной жизни и коммерческой практике сравнительно недавно, тем не менее, термин «сертификат» известен с XIX в. Так, в Эн­циклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, изданном в 1900 г., дается несколько определений сертификата, одно из них: сертификат — это удостоверение. В фи­нансовой сфере сертификат означает в одних случаях как де­нежное свидетельство на определенную сумму, в других — как облигация специального государственного займа.

Производители товаров издавна гарантировали качество своих изделий, в том числе и письменно, т.е. снабжали их «заявлениями о соответствии». Диапазон таких заявлений был велик, охватывал даже произведения искусства – художники эпохи Возрождения гарантировали сохранность своих картин в течение 300 лет. Это пример сертификации первой стороной.

В метрологии сертификация давно известна как деятель­ность по официальной проверке и клеймению (или пломби­рованию) весов, гирь. Клеймение свидетельствует о том, что прибор удовлетворяет метрологическим характеристикам. Более 100 лет термин «сертификат» используется в междуна­родной метрологической практике. Полученный в 1879 году прототип килограмма имел Сертификат Международного комитета мер и весов. В нем указывались идентифицирующие признаки и процесс метрологической аттестации. Это пример сертификации третьей стороной –Международным бюро мер и весов.

Классификационные независимые организации оценивают безопасность судов для целей страхования. Это тоже сертификация третьей стороной. В России это Морской Регистр, созданный страховыми компаниями в 1913 году для сертификации судов на их безопасность.

В России действует государственная Система классификации гостиниц и других средств размещения. В этой системе осуществляется аттестация средств размещения на категории («звезды») и выдается сертификат категории.

Сертификация как деятельность по проверке качества по­явилась в 1926 г. в Англии. Первоначально она охватывала страны, входившие ранее в империю. Это обусловлено раз­витыми торговыми связями с зависимыми и полузависимыми в экономическом отношении странами. В 1952 г. в Индии был принят закон о сертификационных знаках ИСИ, примерно в те же годы была развернута сертификационная работа в Ка­наде.

В начале 60-х гг. в Скандинавских странах создана регио­нальная система, в которую вошли Дания, Швеция, Норве­гия, Финляндия. Ее деятельность строится на основании «Спе­циальных правил», национальные комитеты решают вопро­сы присуждения изделию знака соответствия.

Толчок к широкому развитию сертификации в между­народном плане в конце 60-х гг. дало решение ИСО об ис­пользовании международных стандартов для этой цели. Среди международных организаций наибольших успехов в разра­ботке международных стандартов, пригодных для целей сер­тификации, добилась организация МЭК, а также Европей­ская экономическая комиссия ООН.

Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», который установил обязательность сертификации безопасно­сти товаров народного потребления. В этом же году выходит Закон РФ «О сертификации продукции и услуг».

В соответствии с Законами РФ «О защите прав потреби­телей» и «О сертификации продукции и услуг», «Правилами производства и реализации продукции (услуг) общественно­го питания» Госстандартом России, Роскомторгом и Госкомсанэпиднадзором России принято совместное Постановление о проведении обязательной сертификации в сфере услуг об­щественного питания от 13 апреля 1993 г.

Услуги общественного питания были внесены в «Номен­клатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сер­тификации в Российской Федерации». В 2003 г. услуги обще­ственного питания, розничной торговли выведены из сферы обязательной сертификации и переведены в сферу доброволь­ной сертификации.