Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Индивид, человек, личность: основные черты и особенности



Понятие индивида обозначает принадлежность к человеческому ро­ду. Оно не применимо к животным, так как ни одно животное не являет­ся индивидом. Отсюда следует, что понятие индивида есть социальное понятие. Но оно очень абстрактное, т. е. отвлеченное и слишком общее понятие, так как не указывает на те специфические черты, благодаря ко­торым индивид становится индивидуальностью. Формирование же инди­видуальных черт связано с природными и социальными факторами.

Человек есть биосоциальное существо. Он — часть природы, и его фор­мирование проходит сложный и длительный процесс. Он, как и другие природные существа, подвержен болезням, стареет и умирает. Он посто­янно должен удовлетворять свои потребности, чтобы не умереть от голо­да, должен иметь жилье, одеваться и обуваться, чтобы не умереть от холо­да и жары.

Но человек — не просто биологическое существо, а биосоциальное. Это значит, что он становится человеком только в обществе, только в оп­ределенных социальных условиях. Известны случаи, когда новорожден­ные дети похищались дикими животными. Те их не убивали по каким-то причинам и «воспитывали». Дети принимали повадки животных и остава­лись на их уровне, т. е. они не становились людьми. Ребенок — это чело­век в возможности, и, чтобы возможность была превращена в действи­тельность, он должен находиться среди людей и получить человеческое воспитание. Иначе говоря, он должен стать существом разумным, созна­тельно принимать те или иные решения и действовать целенаправленно.

Человек — существо творческое. Он создает материальные и духов­ные ценности. Он строит великолепные города, дома, мосты, станки, са­молеты и т. д. Он творит художественные произведения, пишет прекрас­ные стихи, создает живопись, занимается философией, историей, наукой, открывает закономерности развития природы и общества. Мы восторга­емся гениальной поэзией Пушкина, творчеством Лермонтова, Гоголя, Толстого, Гете, Бальзака и других великих писателей.

Человек - единственное существо, обладающее внутренним миром. У животных нет никакого внутреннего мира. Они воспроизводят себя как биологические существа. В отличие от животных человек воспроиз­водит не только свое биологическое, но и социальное существо. Поэтому человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духов­ные потребности. А удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека. Для этого че­ловеку необходимо много читать, интересоваться живописью, историей, философией, эстетикой, правом, этикой и другими духовными ценностя-


ми. Человек становится подлинным человеком лишь тогда, когда он обо­гащает себя всеми теми духовными богатствами, которые выработало че­ловечество на протяжении всего своего существования.

Но вне общества нет человека. Поэтому человеку приходится жить и трудиться в коллективе. Но у каждого человека есть свои интересы, ко­торые не всегда совпадают с интересами всего общества. И человек выну­жден бороться за свои интересы, за свое счастье, за свою семью. Иначе говоря, жизнь человека наполнена противоречиями, случайностями, зиг­загами, поворотами и т. д. В связи с этим возникает проблема смысла жизни. Один человек смысл своей жизни видит в том, чтобы жить в рос­кошных условиях, быть очень богатым, путешествовать, гулять, играть в казино, ездить на суперсовременных автомобилях. Одним словом, смысл жизни для него — это наслаждение. Другой человек смыслом сво­ей жизни считает духовное обогащение своего внутреннего мира. Для не­го материальные блага не имеют особого значения. Кто прав? Как всегда, истина находится посередине. Конечно, человек должен есть, пить, оде­ваться, иметь крышу над головой. Иначе он просто не выживет. Но если человек всю свою жизнь посвящает лишь удовлетворению материальных потребностей и совершенно не думает о своем духовном мире, то он.по существу ничем не отличается от животного. С другой стороны, если че­ловек не думает о своем материальном благополучии, а целиком и полно­стью посвящает свою жизнь обогащению своего духовного мира, то он просто-напросто не сможет физически выжить. Поэтому смысл жизни человека заключается в проявлении своих физических и духовных потен­ций. Это значит, что человек должен удовлетворять и материальные и ду­ховные потребности, ставить перед собой высокие цели и стремиться к их реализации.

Если человек — биосоциальное существо, то личность есть только со­циальное существо. Человек становится личностью только в обществе. Всякая личность — человек, но не всякий человек есть личность. Скажем, психически ненормальный человек не есть личность. Чтобы стать лично­стью, надо обладать определенными чертами. Прежде всего, личность должна обладать разумом. Личностью является конкретный человек как носитель разума, сознания. Чем полнее у человека развито сознание и его высшая форма — самосознание, тем ярче и полнее выглядит лич­ность.

Другая черта личности — ориентация в обществе. Она непосредствен­но связана с разумом. Разумный человек не только ориентируется в обще­стве, но и приносит определенную пользу ему. Следующей чертой лично­сти является личное достоинство. Настоящая личность уважает достоин­ство других и требует уважения к себе. Беспринципный человек, постоян­но приспосабливающийся к изменившимся социальным условиям и не имеющий собственного мнения, а повторяющий чужие мысли, собствен­но говоря, не есть подлинная личность. Настоящая личность имеет свое 24


лицо, свои убеждения, принципы и готова их отстаивать в любой ситуа­ции. Еще одна черта личности — способность нести ответственность за свои поступки и действия. Безответственный человек, строго говоря, не есть личность. Подлинная личность чувствует свою ответственность пе­ред семьей, коллективом и обществом.

Все перечисленные черты личности являются атрибутивными свойст­вами любой личности, но они проявляются по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий и природных задатков самой личности.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.