Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Происхождение государства



Основной вопрос политики — это завоевание и укрепление государст­венной власти. Поэтому в центре ее находится государство, исследова­нию которого, как уже было показано в первой части нашей работы, ог­ромное внимание уделяли мыслители всех времен. В самом деле, государ­ство управляет экономикой либо регулирует хозяйственную деятельность,


руководит общественными делами, выступает в роли регулятора классо­вых, национальных и иных конфликтов, возникающих в обществе.

Генезис государства, как уже отмечалось, философы интерпретирова­ли по-разному. Хотелось бы в этой связи вкратце коснуться воззрений крупнейшего русского исследователя государства И. А. Ильина. «Государ­ство, — пишет И. А. Ильин, — есть союз людей, организованный на нача­лах права, объединенный господством над единой территорией и подчи­нением единой власти»1. Происхождение государства русский мыслитель связывает с необходимостью защиты собственности. «Государства, — ут­верждает он, — возникают и упрочиваются с переходом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земледельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою участь с засеян­ным полем и ожидаемым урожаем, естественно, вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлой орды завоевателей, подвергаю­щей все опустошению. Опасность нашествий рано заставляет провести в жизнь разделение труда между земледельцем, ведущим свое хозяйство, и воином, который сам не обрабатывает землю, но обороняет хозяйство своей общины. Судья, законодатель и жрец получает новое звание — вое­начальника, и власть его получает новую опору в силе постоянного вой­ска»2. Таким образом, И. А. Ильин причины возникновения государства видит в сохранении собственности, а также в установлении внутренней и внешней безопасности. А основами государства считает народ, терри­торию и власть.

Из всех учений о государстве, на мой взгляд, наиболее достоверной является марксистская концепция, потому что она исходит из самой ис­торической действительности. Она показывает, что развитие историче­ского процесса неизбежно и с необходимостью приводит к появлению антагонистических классов, один из которых эксплуатирует другой, и чтобы их борьба не уничтожила существующие порядки и общество в целом, возникает сила, которая призвана стабилизировать ситуацию. Обобщая идею генезиса государства, Ф. Энгельс пишет: «Итак, государст­во никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обще­ству. Государство не есть также «действительность нравственной идеи», «образ и действительность разума», как утверждает Гегель. Государство есть продукт общества на известной ступени развития, государство есть признание того, что это общество запуталось в неразрешимое противоре­чие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла

1 Ильин И. А. Собр. соч. М., 1994. Т. IV. С. 111.

2 Там же. С. 130.


столкновения, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшед­шая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждаю­щая себя от него, есть государство»1. Ленин характеризовал государство как продукт непримиримости классовых противоречий.

Поскольку государство возникло вместе с антагонистическими клас­сами, оно не может не иметь классового характера, и тот класс, который играет господствующую роль в обществе, использует государство в своих интересах. Так, французская буржуазная революция 1789—1794 гг. приве­ла к власти буржуазию, которая сразу же приступила к ликвидации фео­дальных институтов и порядков. Она уничтожила сословность, привиле­гии, институт наследственного дворянства и т. д. Наиболее рельефно бур­жуазные ценности изложены в Конституции Французской Республики 5 фрюктидора 111г. (22 августа 1795 г.). В ней, в частности о правах, го­ворится: «Ст. 1. Правами человека в обществе являются свобода, равенст­во, безопасность, собственность. 2. Свобода состоит в возможности дей­ствовать не во вред правам другого. 3. Равенство состоит в том, что закон является равным для всех как в тех случаях, когда он охраняет, так и в тех случаях, когда он наказывает. Равенство не допускает никаких различий в зависимости от рождения, никакой наследственной власти. 4. Безопас­ность основывается на содействии всех в обеспечении прав каждого. 5. Собственность является правом пользоваться и распоряжаться своим достоянием, своими доходами, плодами своего труда и своего мастерст­ва»2. Вместе с тем, нельзя сводить функции государства только к защите классовых интересов. Это его главная функция. Но у него есть и другие функции: защита национального суверенитета и национальных интере­сов, защита территориальной целостности, контроль над соблюдением законов всеми гражданами, ведение международных дел и т. д.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.