Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Что собой представляет гражданское общество?



Термин «гражданское общество» появился еще в античную эпоху. Многие философы отождествляли гражданское общество и государство.

Руссо связывал появление гражданского общества с возникновением частной собственности. Он писал: «Первый, кто огородил участок земли, придумал заявить: «Это мое!» — и нашел людей достаточно простодуш­ных, был подлинным основателем гражданского общества»3. Кант под гражданским обществом подразумевал всеобщее правовое общество. Он считал, что «только в нем возможно наибольшее развитие природных за­датков»4.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 169-170.

Документы истории Великой французской революции: В 2 т. Т. 1. С. 314—315.

Roussau J.-J. Discours sur l'origine et les fondements de rinegalite parmi les hommes. Paris, 1965.

4 Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 5. М. 1966. С. 465. 58


Большое значение анализу гражданского общества придавал Гегель. Пожалуй, он впервые в философии подробно рассмотрел атрибутивные характеристики гражданского общества. Его возникновение Гегель свя­зывает с семьей. С течением времени, пишет немецкий философ, семья разбивается на множество семей, отношения которых друг к другу пред­ставляют уже не некое внутреннее единство, а нечто внешнее. Это поло­жение Гегель называет ступенью дифференциации, когда утрачивается нравственность, являвшаяся базой семьи. Здесь совершается переход от семьи к гражданскому обществу. «Гражданское общество есть дифферен­циация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства; ибо в качестве дифференциации оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятель­ное»1. Гегель считает, что лишь в современном ему мире создано граж­данское общество, в котором каждый для себя является целью, а осталь­ные для него как бы не существуют. Но без взаимодействия с другими нельзя добиться своей цели. Поэтому они используются как средство. Очевидно, Гегель имеет в виду буржуазное общество.

В гражданском обществе, отмечает Гегель, исчезают прежние формы отношений между людьми, когда традиции и обычаи выступали в роли правового механизма решения вопросов. В нем, скажем, проблемы собст­венности решаются посредством договоров и выполнения формально­стей, которые порою кое-кому кажутся излишними. Но с этим надо счи­таться, так как формальности и договоры фиксируют волю индивида, ко­торая должна быть признана другими индивидами. В этом Гегель видит позитивный элемент гражданского общества. Здесь же суд обретает свой действительный смысл, когда член гражданского общества имеет права и обязанности перед судом. Но он должен знать законы, потому что в противном случае право ему ничем не поможет.

Маркс много писал о гражданском обществе, но придавал этому тер­мину совершенно другой смысл. Он под гражданским обществом подра­зумевал производственные отношения. В «Немецкой идеологии» вместо понятия производственных отношений употребляется понятие формы общения. Вот что Маркс говорит о гражданском обществе: «Форма обще­ния, на всех существовавших до сих пор исторических ступенях обуслов­ливаемая производительными силами и в свою очередь их обусловливаю­щая, есть гражданское общество...»2 Оно «обнимает все материальное об­щение индивидов в рамках определенной ступени развития производи­тельных сил. Оно обнимает всю торговую и промышленную жизнь дан­ной ступени и постольку выходит за пределы государства и нации, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде нацио-

1 Гегель В. Ф. Философия права. М, 1990. С. 228. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 35.


нальности и строиться внутри в виде государства. Выражение «граждан­ское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности (Gemeinwesen). Буржуазное общество (burgerliche Gesellschaft) как таковое развивается только вместе с буржуазией; однако тем же именем всегда обозначалась развивающаяся непосредственно из производства и общения обществен­ная организация, которая во все времена образует базис государства и всякой иной идеалистической надстройки»1. Как видно, немецкий тер­мин «burgerliche Gesellschaft» обозначает как буржуазное общество, так и гражданское общество.

Поскольку Маркс вместо понятия формы общения начал применять категорию производственных отношений, он под гражданским общест­вом подразумевал буржуазное общество, т. е. общество, в котором следует различать bourgeois (буржуа) — члена гражданского общества и citoyen — гражданина государства. Буржуа как члена гражданского общества не следует путать с буржуем, т. е. человеком, эксплуатирующим другого чело­века.

Таким образом, гражданское общество формируется вместе с капита­листическим способом производства. Почему? Потому что именно при капитализме человек получает возможность действовать свободно в рам­ках существующих законов, выражать свои позиции по тем или иным во­просам, создавать политические партии, профессиональные союзы и ор­ганизации, различного рода движения (молодежные, женские, спортив­ные и др.) и т. д. Иначе говоря, капитализм предполагает наличие не только официальных структур и институтов, но и неофициальных. Не­официальные структуры автономны, они функционируют в соответствии с принятыми в государстве законами. Они могут формировать общест­венное мнение. С ними считаются официальные органы власти. Такое общество потому и называется гражданским,что все граждане государст­ва могут проявлять себя, могут открыто выражать свое отношение к тем или иным действиям официальных властей, могут протестовать против тех или иных решений государственных органов. И нередко под влияни­ем неофициальных структур официальные структуры вынуждены пере­сматривать свои решения.

Нельзя не отметить, что в классическом виде гражданское общество может существовать только в демократических государствах. Понятно, что в диктаторских капиталистических государствах не приходится гово­рить о гражданском обществе, хотя формально в таких государствах мо­гут существовать и неофициальные структуры. Но они существуют в ос­новном для внешнего потребления или подпольно. Само собой разумеет­ся, формирование гражданского общества немыслимо в имперских госу­дарствах, т. е. в государствах, где доминирует политическое насилие. Кро-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 35. 60


ме того, гражданское общество не формируется там, где доминируют ес­тественные (кровнородственные) и личные, а не социальные связи.

Таким образом, гражданское общество — это такое общество, в кото­ром наряду с официальными существуют неофициальные структуры в виде различных политических партий, организаций, движений, комите­тов, ассоциаций, обществ, собраний и т. д., действующие в рамках суще­ствующих законов и оказывающие заметное влияние на официальные ор­ганы власти.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.