Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Экономический, духовный и политический аспекты свободы



Экономический аспект предполагает, во-первых, свободу трудовой дея­тельности. Человек должен иметь возможность проявить свои интеллек­туальные и физические способности по созданию материальных и духов­ных ценностей. Иначе говоря, он должен иметь право трудиться, ибо именно в труде человек становится действительным творцом истории. Во-вторых, только свободный труд, т. е. труд на себя и на общество, труд без эксплуатации и без принуждения, приносит настоящее удовольствие человеку. Если человек даже получает достаточно финансов для удовле­творения своих потребностей, но зависит экономически от частных или государственных структур, то трудно такого человека назвать свободным. В-третьих, экономическая свобода позволяет человеку воспроизводить свои физические силы, чувствовать уверенность в завтрашнем дне, ис­пользовать свободное время для физического и духовного совершенство­вания.

Духовный аспект свободы связан, во-первых, с овладением духовными ценностями и, во-вторых, с возможностью самому их создавать. Знание литературы, искусства, науки и т. д. помогает человеку чувствовать себя

Гете И. В. Избр. филос. произв. М., 1964. С. 458. 78


раскованным и полноценным гражданином. Человеку необходима свобо­да для производства духовных ценностей. Это значит: 1. Быть экономиче­ски в состоянии посвятить себя интеллектуальной деятельности. Без эко­номической независимости трудно рассчитывать на творческую незави­симость. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Нельзя не вспомнить в этой связи Лукиана из Самосаты, этого, по выражению Эн­гельса, «Вольтера классической древности»: «Единственное дело истори­ка — рассказывать все так, как оно было. А этого он не может сделать, ес­ли боится Артаксеркса, будучи его врагом, или надеется получить в на­граду за похвалы, содержащиеся в его книге, пурпурный кафтан, золотой панцирь, нисейскую лошадь»1. Ни одно государство не финансирует тех представителей творческой интеллигенции, которые выступают против него. В буржуазном обществе, например, человек свободен писать что угодно и о чем угодно, но если он затрагивает интересы господствующе­го класса, то никто его публиковать не будет. 2. Писать по велению души и сердца, писать правдиво и отражать в своем творчестве объективные процессы. 3. Не быть контролируемым со стороны цензуры или других государственных учреждений. Главный цензор человека — его совесть, его нравственные принципы и нормы. Добродетельный человек никогда не станет писать сочинения, в которых проповедуется насилие, алчность, антигуманизм и другие пороки человечества. Он никогда не будет писать пасквили даже на своих врагов. Духовная свобода — это подлинное насла­ждение для человека, стремящегося проявить себя не в накопительстве, а в интеллектуальном творчестве.

Политический аспект подразумевает следующие политические свобо­ды: свобода слова, свобода избирать и быть избранным, свобода созда­вать политические партии и т. д. Политические свободы проявляются в зависимости от экономических свобод, социального положения инди­вида, от традиций и обычаев, от общего уровня общества, от уровня по­литической культуры народа, а также от конкретно-исторических усло­вий. Основная характеристика политической свободы, на мой взгляд, со­стоит не просто в свободе слова или в свободе выбора того или иного кандидата на государственную должность, а в том, чтобы человек оказы­вал реальное воздействие на политическую жизнь общества.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.