Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Что такое цивилизация? Возникновение, развитие и распад цивилизаций. Цивилизационный подход к истории человечества



Цивилизация — термин от латинского слова civilis — гражданский, го­сударственный, общественный. Его ввел в научный оборот французский просветитель XVIII в. Мирабо в 1756 г. Под этим термином французские просветители подразумевали общество, основанное на началах разума и справедливости.

Проблемы цивилизации находились в центре внимания многих обще­ствоведов. Наиболее рельефное отражение они нашли в работах англий­ского историка XX в. А. Тойнби. Он выделил пять крупных живых циви­лизаций и две реликтовые (остаточные). Живые: «1) православно-хри­стианское, или византийское, общество, расположенное в Юго-Вос­точной Европе и России; 2) исламское общество, сосредоточенное в аридной зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской сте­ны; 3) индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии

4 Обществознание 97


к юго-востоку от аридной зоны»1; 4) дальневосточное общество в субтро­пическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном; 5) западное христианское общество (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где распространены католицизм и протестантизм. К реликто­вым цивилизациям английский исследователь относит, во-первых, группу стран, включающую монофизитских христиан Армении, Месопотамии, Абиссинии и Египта; во-вторых, группу ламаистских буддистов махаямы в Тибете и Монголии, буддистов хинаяны на Цейлоне, в Бирме и Таилан­де.

По утверждению Тойнби, каждая цивилизация в своем развитии про­ходит четыре стадии: 1) генезис; 2) рост; 3) надлом; 4) распад.

Генезис (происхождение) цивилизации. Анализируя различные концеп­ции происхождения цивилизации, Тойнби отмечает, что цивилизации не могли возникнуть ни вследствие разделения труда, ибо оно имело место и в первобытных обществах; ни из-за расовых различий, так как цивили­зации могут возникнуть и в результате взаимодействия различных рас; ни вследствие географических и климатических условий, так как можно найти на земле сходные естественные факторы, которые все же не приве­ли к появлению цивилизации. Поэтому «причина генезиса цивилизаций кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких; это не единая сущность, а отношение»2.

Цивилизация, продолжает английский историк, возникает из прими­тивных (первобытных) обществ в результате вызова, порождаемого ис­ключительными обстоятельствами разного характера, и успешного отве­та на этот вызов. Вызовы могут быть как природными, так и социальны­ми. «Первые вызовы, которые можно зафиксировать в человеческой исто­рии, были сделаны дельтами рек Нила, Иордана, Тигра и Евфрата, Инда с его некогда существовавшим параллельным руслом. Реки эти пересека­ют маловодные степи, такие как засушливая Афразийская степь. В ниль­ской долине ответом стал генезис египетской цивилизации, в долине Ти­гра и Евфрата — шумерской, в долине Инда и его бывшего притока — так называемой индской культуры...»3 Процесс иссушения рек был вызовом природы, а ответом стало возникновение цивилизации. Когда бывшие па­стбища нильской долины превратились в пустыни, то первопроходцы двинулись в эти безжизненные места и своим героическим трудом пре­вратили их в благодатные земли. Природа была покорена, и возникла еги­петская цивилизация. Аналогичным образом, пишет Тойнби, возникли и другие цивилизации. Те племена, которые не смогли ответить на вызов и не сумели изменить свой образ жизни, погибли.

1Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 33.

2 Там же. С. 107.

Там же. С. ИЗ.


Рост цивилизации. Не все цивилизации выдержали испытание време­нем. Многие из них не смогли развиваться и в конце концов погибли. Цивилизации «развиваются благодаря порыву, который влечет их от вы­зова через ответ к дальнейшему вызову; от дифференциации через инте­грацию и снова к дифференциации»1. Рост проявляется как через куму­лятивное овладение внешним миром (например, географическая экспан­сия), так и через внутреннюю кумулятивную самодетерминацию и само­организацию цивилизаций. Те цивилизации, которые быстро распростра­няют свое влияние на окружающую социальную и природную среду, ус­танавливают разумные законы и нормы функционирования общества, ус­пешно развиваются. Те же, которые этого не смогли добиться, с течени­ем времени погибают.

Тойнби критерий роста цивилизации ищет в прогрессивном процессе самоопределения общества, члены которого должны находиться в гармо­ническом состоянии и должны быть включены в процесс преобразова­ний.

Главную роль в росте цивилизации Тойнби отводит творческому меньшинству. «Сам факт, что рост цивилизации — дело творческих лич­ностей или творческих меньшинств, предполагает, что нетворческое боль­шинство будет находиться позади, пока первооткрыватели не подтянут арьергарды до своего собственного уровня»2. Растущие цивилизации, на­ходящиеся в динамическом состоянии, отличаются от статических при­митивных обществ тем, что в первых благодаря творческому меньшинст­ву наблюдается поступательное движение.

В росте цивилизации, по мнению Тойнби, большую роль играет не только творческое меньшинство, она отводится и великим личностям. Они подтягивают нетворческое большинство (толпу, по выражению Тойнби) до творческого меньшинства. Это «решается благодаря свобод­ному мимесису — возвышенному свойству человеческой природы, кото­рое скорее есть результат коллективного опыта, нежели вдохновения»3. Мимесис (подражание) присущ человеку от природы, но его надо акти­визировать так, чтобы нетворческое большинство всегда подражало твор­ческому меньшинству.

Надлом цивилизации. Тойнби считает, что причины надлома цивилиза­ций не следует искать за их пределами. Они находятся внутри самих ци­вилизаций. Со временем внутри цивилизации появляются трещины. Творческие личности постоянно заняты тем, чтобы вести за собой не­творческую массу, постоянно призывают ее к подвигам и к непрерывно­му совершенствованию. «Однако нетворческая часть общества всегда и везде численно превосходит творческое меньшинство и в косной массе

1 Тойнби А. Указ. соч. С. 214.

2 Там же. С. 259.

3 Там же. С. 260.

4* 99


своей является тормозом, ибо не в состоянии преобразиться полностью и одновременно»1. Она перестает подражать творческому меньшинству, и последнее начинает терпеть неудачу в продвижении по пути прогресса, в результате чего цивилизация начинает терять самодостаточность.

Распад цивилизаций. Тойнби пишет, что в процессе надлома цивилиза­ции творческое меньшинство превращается в господствующее меньшин­ство, которое, не желая уступить власть, начинает прибегать к силе, что вызывает еще большее отчуждение между правящим меньшинством (оно же творческое меньшинство) и неправящим большинством, т. е. нетвор­ческим большинством. Противоречия между правящим меньшинством и неправящим большинством приводят к гибели цивилизации.

Тойнби утверждает, что цивилизации существовали замкнуто, изоли­рованно, локально, хотя не исключает их сходства.

Прежде всего следует подчеркнуть, что цивилизация есть такая ста­дия в развитии человечества, когда собственно социальные связи начина­ют доминировать над природными и когда общество развивается и функ­ционирует на своей собственной основе.

Генезис цивилизации по времени совпадает с формированием клас­сового общества, с переходом от собирательского хозяйства к производя­щему. Цивилизация не могла возникнуть на базе родового строя, когда человек полностью был связан с родом или племенем и не выделял себя из него, когда родоплеменные отношения были для него священны и не­прикосновенны и когда он не мог выйти за их пределы. Люди первобыт­ного общества в основном занимались собирательским хозяйством, и их отношения основывались на кровнородственных связях, собственно же социальные связи носили очень ограниченный характер.

Переход от первобытного строя к классовому обществу означал не только рост производительных сил, но и разрыв кровнородственных свя­зей. Появляется государство, взаимоотношения людей регулируются не столько традициями и обычаями, сколько юридическими нормами и за­конами. Общество становится более сложным и более целостным образо­ванием. Духовная жизнь приобретает новое качество: появляется пись­менность — величайшее изобретение человечества.

Возникновение цивилизации — качественно новый этап в развитии человеческого общества. Отсюда начинается его подлинная история.

Фундамент цивилизации — общественное богатство. Оно состоит из материальных и духовных ценностей. Материальные ценности включают в себя все, что было создано человечеством на протяжении всей его исто­рии: дома, предметы потребления, орудия производства, разные виды транспорта, техника и т. д. Они характеризуют материальную сторону ци­вилизации. Духовные ценности включают в себя философские, художест­венные, этические, эстетические и другие произведения, а также обычаи, традиции, короче, все, что удовлетворяет духовные потребности людей.

1 Тойнби А. Указ. соч. С. 302. 100


Это общественное богатство появляется вместе с прибавочным продук­том, дающим возможность определенной части общества заниматься ин­теллектуальным трудом, создавать духовные ценности.

Критерий цивилизации — человек. Первобытный человек — нециви­лизованный человек. Он не размышлял ни над собственным бытием, ни над бытием окружающей природной и социальной действительности. Че­ловек эпохи рабства — цивилизованный человек. Он задумывался, прежде всего, над собственным бытием, над смыслом собственной жизни и над бытием окружающего мира. Человеку хотелось знать мир, в котором он жил, природу, которая его окружала. Он стремился выяснить, откуда этот мир произошел, откуда взялся космос.

Движение к цивилизации нужно рассматривать как процесс станов­ления и наращивания социальной основы, социального потенциала раз­вития общества. Но это возможно лишь при условии преемственной свя­зи различных поколений. Иначе говоря, одним из существенных призна­ков цивилизации является преемственность. Без преемственности, без пе­редачи от поколения к поколению материальных и духовных ценностей нет стабильности в обществе, а без стабильности нет развития, но без развития нет цивилизации. Одна из причин гибели многих цивилизаций как раз состоит в отсутствии преемственности, в отсутствии передачи ценностей данной цивилизации следующей генерации (поколению) или же неспособность этой генерации сохранить прежние ценности и создать на их базе новые.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.