Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества



Маркс, как и его предшественники, осмысливая исторический про­цесс, решил разбить его на определенные периоды, но в основу деления он положил материальный фактор — способ производства материальной жизни. Он ввел новую категорию в социальную философию для обозна­чения различных этапов в развитии человечества. Речь идет о категории общественно-экономической формации. Это понятие Маркс не сразу на­шел. Так, в «Немецкой идеологии», написанной в 1845—1846 гг., употреб­ляется термин «форма собственности», а появление различных форм соб­ственности связывается с разделением труда.

Первой формой собственности является племенная собственность, которая соответствует неразвитой стадии производства, когда люди жили охотой и рыболовством, скотоводством или земледелием.

Вторая форма — античная общинная и государственная собствен­ность. Наряду с общинной собственностью развивается частная собствен­ность, появляется рабство, уже встречается противоположность между го­родом и деревней, внутри самих городов тоже имеется противополож­ность между рабами и гражданами. Эта форма собственности присуща рабовладельческому обществу.

Третьей формой собственности является феодальная собственность. Для античности исходным пунктом служит город, для Средневековья — деревня. Почему так произошло? Отвечая на этот вопрос, Маркс и Эн-

Данилевский К Я. Указ. соч. С. 91. 2 Там же. С. 98. 106


гельс пишут, что «эта перемена исходного пункта была обусловлена ред­костью и рассеянностью по обширной площади первоначального населе­ния, которое приток завоевателей не увеличивал сколько-нибудь значи­тельно. Поэтому, в противоположность Греции и Риму, феодальное раз­витие начинается на гораздо более широкой территории, подготовленной римскими завоеваниями и связанным с ними вначале распространением земледелия»1.

Понятие формации («образование») Маркс взял из геологии. Впер­вые оно появилось в его работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапар­та». В классическом виде эта категория была представлена в Предисло­вии Маркса «К критике политической экономии», написанной в 1859 г. В этой работе Маркс писал: «Ни одна общественная формация не поги­бает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества... В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи эко­номической общественной формации»2.

Категория общественно-экономической формации — это категория философии истории, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной действительности. Фор­мация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, аб­страгируясь от частных явлений и случайностей. Ее философское пони­мание нельзя путать с интерпретацией в исторической науке. Такая пута­ница часто приводит к недоразумениям, когда историки берут понятие формации в чистом виде и накладывают его на реальный исторический процесс, и когда не находят полного тождества формации и действитель­ности, то первая объявляется фикцией. Конечно, реальный процесс неиз­меримо богаче и содержательнее, чем любая философская категория. Феодализм, по выражению Энгельса, никогда не соответствовал своему понятию. То же самое можно сказать о капитализме, о рабстве и т. д.

Конечно, отсюда не следует, что категория формации — идеальная конструкция и не отражает реальной действительности. Она адекватно отражает эту действительность, но адекватность следует понимать как от­ражение сущности, а не явления. Исторический процесс — совокупность самых разных фактов, явлений и событий. Одни из них являются более важными для субъектов истории, другие менее важными, одни непосред­ственно связаны с логикой истории, другие нет. Формация имеет дело с логикой истории, показывает ее единство и многообразие.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 22. Там же. С. 7.


Общественно-экономическая формация включает в себя все явления, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, со­циальные, еемейно-бытовые и т. д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и про­изводственных отношений. А основой производственных отношений яв­ляется форма собственности на средства производства. Общественно-эко­номическая формация — это исторически конкретное общество на дан­ном этапе его развития. Каждая формация — это особый социальный ор­ганизм, развивающийся на базе своих имманентных законов. Вместе с тем общественно-экономическая формация — это определенная сту­пень в развитии исторического процесса по восходящей линии.

Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: перво­бытнообщинная, рабовладельческая, феодальная; буржуазная и коммуни­стическая. Правда, у Маркса есть еще и другое деление мировой исто­рии: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является бо­лее прогрессивной по сравнению с предыдущей. Маркс подчеркивал, что развитие общества носит естественно-исторический характер и что оно не может перескочить через естественные фазы своего движения по вос­ходящей линии.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.