Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Гарантии права на труд и компенсации, предусмотренные трудовым правом



1. Трудовой кодекс РФ в разделе VII предусматривает ряд гарантий и компенсаций, которые должен предоставить работодатель своему работ-


нику, если он оказался в каких-либо особых обстоятельствах. Эти обстоя­тельства могут возникнуть в связи с выполнением работником своего гра­жданского долга, с переездом в другую местность, с направлением в ко­мандировку, при совмещении работы и учебы и др.

Компенсации осуществляются с целью не допустить снижения зара­ботной платы при изменении обычных условий труда работника.

Компенсации определяются в законе как «денежные выплаты, уста­новленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполне­нием ими трудовых и иных, предусмотренных федеральным законом обя­занностей» (ст. 264 ТК РФ). Гарантии определяются как «средства, спосо­бы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предос­тавленных работникам прав» (ст. 164 ТК РФ).

В трудовой практике наиболее часто встречается возмещение расхо­дов в связи со служебными командировками, переводом на работу в дру­гую местность и др. Понятие служебной командировки закреплено в ст. 166 Трудового кодекса РФ, где служебная командировка понимается как «поездка работника по распоряжению работодателя на определен­ный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы».

Служебные поездки работников, постоянная работа которых носит разъездной характер, не считаются командировкой.

В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику расходы по проезду и найму жилья, суточные и иные расходы, произведенные с разрешения работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

При переводе на работу в другую местность работодатель в соответ­ствии со ст. 169 Трудового кодекса РФ обязан возместить работнику рас­ходы по переезду всех членов его семьи и провозу имущества, расходы по обустройству на новом месте жительства. «Конкретные размеры расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, фи­нансируемых из федерального бюджета».

Особые гарантии и компенсации Трудовой кодекс РФ предусматрива­ет для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 313—327 ТК РФ). Также для указанных лиц закона­ми субъектов Федерации, исходя из их финансовых возможностей, могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.

Помимо названных выше групп работников право на гарантии и ком­пенсации имеют лица, исполняющие государственные или обществен­ные обязанности «в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время» (ст. 170 ТК РФ). В этих случаях за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок.


Средний заработок сохраняется также в случаях осуществления изби­рательного права; участия депутата в сессиях органов представительной власти или при выполнении им других депутатских обязанностей; явки по вызову в органы дознания; участия в судебных заседаниях в качестве народного заседателя, общественного обвинителя или общественного за­щитника; участия в качестве члена добровольной пожарной дружины; яв­ки по вызову в комиссию по назначению пенсий и др.

Для исчисления среднего заработка конкретного работника исполь­зуется средний дневной заработок. Порядок исчисления определяется на уровне Минтруда России. Оплата труда приглашенных по договоренно­сти сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ни­ми органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Гарантийные выплаты сохраняются за работниками, призванными на сборы. Оплачивается время сборов и время следования до воинской час­ти и обратно. В этот период сохраняется средний заработок, а также до­бавляются суточные в размерах, устанавливаемых законодательством.

Трудовым кодексом РФ предусмотрен целый ряд гарантий и компен­саций работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального обра­зования; обучающихся в вечерних общеобразовательных учреждениях, совмещающих работу с обучением.

В соответствии со ст. 173—177 Трудового кодекса РФ этим категориям работников предоставляются такие льготы, как дополнительный отпуск от 30 до 50 календарных дней, в зависимости от конкретных обстоятельств. Один раз в году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения со­ответствующего учебного заведения и обратно. Перед началом выполне­ния дипломного проекта устанавливается по желанию работника сокра­щенная на 7 часов рабочая неделя. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего заработка по основ­ному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Наряду с названными видами гарантий и компенсаций Трудовой ко­декс РФ устанавливает также и другие их виды.

2. Соблюдение норм трудового права и гарантий, установленных в сфере трудовых отношений, осуществляются специальным государст­венным надзором и контролем.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде пред­ставляет собой деятельность специально уполномоченных органов, на­правленную на защиту трудовых прав работников и пресечение наруше­ний этого законодательства. Существуют четыре вида государственного надзора и контроля: предупредительный, предварительный, текущий и последующий.

Предупредительный надзор и контроль имеет целью не допустить при­нятия локальных норм, противоречащих трудовому законодательству, а также нарушений требований охраны труда при строительстве и вводе 180


в эксплуатацию производственных сооружений (новых и реконструиро­ванных). Предварительный надзор и контроль способствуют предотвра­щению нарушений трудового законодательства и имеют место преимуще­ственно при определении условий труда, осуществляемых работодателем совместно, по согласованию или с учетом мнения профессиональных союзов.

Текущий надзор. и контроль направлен на выявление допущенных на­рушений и принятия мер по их ликвидации. Последующий надзор и кон­троль осуществляется при разрешении трудовых споров и выявлении до­пущенных нарушений.

Согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют органы федеральной инспекции труда. Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов. Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный го­сударственный инспектор труда РФ, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ (ст. 354 ТК РФ).

Принципы деятельности, основные задачи и полномочия органов фе­деральной инспекции труда определены ст. 355 и 356 Трудового кодекса РФ.

Органы федеральной инспекции труда обязаны обеспечивать соблю­дение и защиту трудовых прав и свобод граждан, включая право на безо­пасные условия труда; соблюдение трудового законодательства; обеспече­ние работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения трудового законодательства. Органы фе­деральной инспекции труда доводят до сведения соответствующих орга­нов государственной власти факты нарушений трудового законодательст­ва и злоупотреблений.

В обязанности государственных инспекторов труда в соответствии со ст. 358 Трудового кодекса РФ входит прежде всего соблюдение норм Кон­ституции РФ при осуществлении надзорно-контрольной деятельности, а также законодательства о труде. Государственные инспекторы труда обязаны хранить государственную, служебную, коммерческую и иную тайну, ставшую им известной в ходе осуществления полномочий или по­сле оставления своей должности.

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав являются полномочными представителями государства, а потому нахо­дятся под его защитой, независимы от других должностных лиц и госу­дарственных органов (ст. 359 ТК РФ).

Трудовой кодекс регламентирует государственный надзор за безопас­ным ведением работ в промышленности; государственный энергетиче­ский надзор; санитарно-эпидемиологический надзор; надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 366—369 ТК РФ).


Органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятель­ность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, прокуратурой, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, профсоюзами и другими организациями.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.