Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Особенности правового регулирования труда молодежи в РФ



И других странах

Производительность труда и полнота реализации права на труд зави­сят от опыта работника, его знаний и навыков, одним словом — квалифи­кации. Обычно трудоспособность определяются в границах с 15 до 64 лет с тенденцией в промышленно развитых странах к повышению нижнего возрастного предела (в РФ это не совсем так даже на бумаге) и с разли­чием верхнего предела для мужчин и женщин в 5 лет. «Золотой фонд» на­ции — люди трудоспособного возраста средней из трех основных катего­рий, на которые международная статистика делит трудоспособное насе­ление: 15-24, 25—54 и 55—64 года.

Особое внимание в правовом регулировании трудовых отношений уделяется молодежи (в упомянутой международной статистике это — пер­вая возрастная категория). «Молодежь» определяется по-разному, в зави­симости от отрасли права. Поскольку именно из ее рядов пополняется трудовая элита нации, главной особенностью правового регулирования труда молодежи является, во-первых, щадящий режим: до совершенноле­тия — в РФ до 18 лет — устанавливается более короткий рабочий день и соответственно менее продолжительная рабочая неделя, занятие относи­тельно легким трудом, запрет на тяжелый труд; в РФ закон предоставляет субъектам Федерации возможность квотировать рабочие места для лиц из числа молодежи, особо нуждающихся в социальной защите и испыты­вающих трудности в поиске работы. Во-вторых, закон устанавливает обя­занность работодателя создавать условия для учебы молодым работни­кам, включая предоставление им учебных оплачиваемых и неоплачивае­мых отпусков для подготовки и сдачи экзаменов и зачетов. Право РФ в этом смысле принципиально не отличается от права большинства стран.

Нельзя не отметить очевидное противоречие между правом на труд и правом на образование. Получать образование без отрыва от производ­ства, во-первых, очень тяжело физически и психически, и практика пока­зывает, что в этом случае страдает либо одно, либо другое дело, а как правило, страдают они оба; во-вторых, при получении заочного образова­ния лишь единицы способны за счет высокой самодисциплины соблю­дать учебный график. Большинство же не без оснований рассчитывает на снисхождение преподавателей — в результате плодятся липовые спе­циалисты, что лучше других афористически выразил Уинстон Черчилль, сравнивший заочное образование с заочным питанием.

Если же готовить специалистов с отрывом от производства, то нача­ло трудовой деятельности значительно отодвигается от официально при-182


знанного начала трудоспособного возраста и не только превращает в фикцию соответствующие нормы права о границах трудоспособного возраста, но и приносит реальный ущерб народному хозяйству, в котором до сих пор нужны работники молодежной возрастной категории в силу их именно возрастных психофизиологических особенностей.

В некоторых странах время учебы в высших учебных заведениях включается в общий трудовой стаж. Эту, в принципе, правовую гарантию воспроизводства высококвалифицированной рабочей силы и, реально, льготу для сегодняшней молодежи (раньше такого не было, и новая норма, как правило, обратной силы не имеет, т. е. не распространяется на тех, кто учился до вступления ее в силу) можно было бы только приветст­вовать, если бы не реальное состояние системы народного образования, включая высшую школу, а в ней — университеты. Оценивая это нововве­дение, нельзя не усмотреть в нем продолжение той политики, которая на­чинается с принятия студентов в члены профсоюза, с одной стороны, и продолжается обеспечением повышения квалификации работников с отрывом от производства и сохранением среднего заработка в системе учебных заведений ведомственного (имеется в виду не ведомство образо­вания, а ведомство, к которому относится предприятие или учреждение) подчинения, с другой стороны.


РАЗДЕЛ IV. ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ОБЩЕСТВА




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.