Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Режим» и «политический плюрализм»?



1. Впроцессе познания окружающей человека политической дейст­вительности важное значение имеют политические категории и понятия. Среди них обращают на себя внимание «политические отношения».

По своей изначальной природе и характеру политические отношения представляют собой разновидность общественных отношений. Как и все другие общественные отношения, они: а) имеют волевой характер, возни­кают не стихийно, а сознательно, по воле людей; б) имеют целевой харак­тер, образуются в связи с решением вполне определенных — локальных или глобальных задач; в) в основе образования их лежат определенные социальные ценности и интересы; г) имеют индивидуализированный, конкретный характер, проявляющийся, в частности, в том, что субъекта­ми этих отношений являются вполне конкретные граждане, должност­ные лица, государство в целом, различные политические партии и об­щественно-политические объединения, отдельные институты; д) опосре­дуются, закрепляются и регулируются с помощью различных социальных норм, включая нормы права и морали.

Важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими, идеологическими и дру­гими отношениями является возникновение и развитие их в связи с поли­тикой и по поводу политики.

Политика при этом понимается в самом широком смысле слова как сфера деятельности различных ее субъектов, связанная с отношениями между различными слоями общества, классами, этническими группами, нациями и другими социальными общностями, в основе которой лежит проблема завоевания, удержания или использования политической, и в особенности государственной власти. 186


Там, где невозможно захватить государственную власть, политиче­ские партии, другие субъекты политики, вступая в различные отношения друг с другом, стремятся оказывать влияние на процесс формирования и функционирования государственной власти.

Политические отношения составляют весьма важную часть всех обще­ственных отношений. Характер их и особенности процесса их возникно­вения, становления и развития обусловливаются типом государственной власти (рабовладельческая, феодальная и т. п.), особенностями государст­венного режима (демократический, автократический и т. д.), а также дру­гими факторами.

Находясь в неразрывной связи и взаимодействии с экономическими, социальными и иными отношениями, политические отношения оказыва­ют на них значительное влияние, подвергаясь, в свою очередь, с их сто­роны обратному влиянию.

В особенности это касается взаимосвязи и взаимодействия политиче­ских отношений с экономическими. Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, эконо­мику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики.

2. Важной политической категорией является категория «политиче­ской борьбы»или, как ее чаще именуют, «политического конфликта».

Вотечественной и зарубежной политической и социологической нау­ке сложилось целое направление исследования конфликтов, возникаю­щих в различных сферах жизни общества1, включая политическую, а так­же между различными субъектами политических и иных отношений.

Политический конфликт определяется как противоборство двух или нескольких субъектов политических отношений, обусловленное несовмести­мостью (противоположностью) их интересов, потребностей, систем цен­ностей и знаний2.

Политический, так же как и любой иной, конфликт всегда связан с наличием определенных, как правило, весьма спорных, противоречи­вых внутренних и внешних обстоятельств и всегда имеет свой предмет. Под предметом политического конфликта понимаются объективно воз­никающие или же воображаемые потенциальными субъектами конфлик­та политические проблемы, служащие причиной спора и противостояния сторон.

В зависимости от используемых критериев политические конфликты подразделяются на различные виды. Например, в зависимости от продол­жительности (временной критерий) конфликты классифицируются на длительные, долгосрочные и краткосрочные; в зависимости от характера

См., например: Основы конфликтологии. М., 1997.

Политология. Курс лекций. 4-е изд. / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2004. С. 377.


субъектов, участвующих в политических конфликтах, — на конфликты от­дельных политических институтов (например, партий, государств и т. п.); в зависимости от используемых ресурсов — на конфликты идеологиче­ские, социально-политические, политико-экономические и др.

Среди авторов, занимающихся изучением конфликтов, нет единого мнения по вопросу, касающемуся их роли и значения в политической и иных сферах жизни общества. Спектр мнений весьма широк. Он охва­тывает собой суждения, сводящиеся, с одной стороны, к полному призна­нию позитивной роли политических и иных конфликтов в жизни общест­ва, а с другой — к их полному отрицанию. Истина, как обычно, находится на «золотой середине». Все оценки последствий тех или иных политиче­ских и других конфликтов должны основываться на знании характера и содержания этих конфликтов (искусственно создаваемые или естест­венно возникающие на базе противоречия между старым, отжившим и новым, нарождающимся), на понимании их природы, а также на учете многих других факторов.

3. Значительную роль в системе политических знаний играет катего­рия «политический режим».

Под политическим режимом понимается совокупность методов или способов осуществления политической власти в той или иной стране.

Политический режим охватывает собой все без исключения состав­ные части политической системы общества — ее структурные элементы, включая государство, политические партии и различные обществен­но-политические объединения.

По своему характеру, социальной природе и другим характеристикам политический режим весьма близко примыкает к государственному ре­жиму. В научной и учебной литературе он нередко отождествляется с го­сударственным режимом.

В академическом плане, на уровне первоначального изучения поли­тического режима, такое отождествление вполне допустимо. В подобном допущении нет принципиально значимых изъянов, ибо государственный режим, хотя и не распространяется на всю сферу политической жизни общества (например, на внутрипартийные или межпартийные связи), од­нако он является ядром, основой всей политической жизни общества и политического режима. Именно государственный режим в основе сво­ей определяет сущность, содержание и наиболее важные формы проявле­ния политического режима.

Что же касается более глубокого, научного познания политического режима, то отождествление его с государственным режимом является не­корректным, а следовательно — и недопустимым. Государственный ре­жим, распространяющийся лишь на внутригосударственную сферу жиз­ни общества - весьма важную, но тем не менее лишь составную часть всей политической сферы, не может отождествляться и подменять собой 188


весь политический режим, распространяющийся на всю сферу политиче­ской жизни общества и всю политическую систему.

4. С развитием отечественной политической науки в ее повседнев­ный научный оборот был введен термин и понятие «политический плюра­лизм».

Визначальном своем значении плюрализм (от лат. pluralis — множест­венный) означает философскую позицию, согласно которой в мире суще­ствует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (называется плюрализмом в онтологии) или же — оснований и форм знаний (плюрализм в гносеологии)1.

Применительно к политической сфере жизни общества плюрализм оз­начает множественность политических партий, общественно-полити­ческих движений и объединений, разделяющих различные политические взгляды, политические программы и установки, различные политические те­чения.

В реальной действительности, на практике политический плюрализм следует рассматривать как принцип построения и функционирования по­литической системы общества.

Данный принцип не только провозглашается, но и конституционно закрепляется в некоторых странах. Так, в Конституции Российской Феде­рации признается и закрепляется «идеологическое многообразие» и «по­литическое многообразие, многопартийность» (пп. 1, 3 ст. 13).

Это означает, что в стране признается существование не только офи­циальной идеологии и политики (правящей партии и проправительствен­ных институтов, фактически разделяющих официальные взгляды), но и оппозиционных им политических институтов и идеологии.

Практическая реализация принципа политического плюрализма на­ряду с другими, аналогичными ему принципами, несомненно, свидетель­ствует о демократическом характере политической системы общества и существующего в стране политического режима.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.