Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Чем определяются особое место и роль государства в политической системе общества?



Вструктуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории общественного развития. О современном нам государстве, писал по этому поводу еще в начале века известный юрист Л. Гумплович, мы знаем, «потому, что живем в нем, на каждом шагу ощущаем его деятель­ность, пользуемся его покровительством и призываем его на помощь. От­носительно других существующих теперь государств нам дают сведения и статистика и газеты. Относительно же тех, которые существовали и ко­торых уже нет, — история человечества». Какими «высшими благами, кро­ме голой жизни, пользуется человек, - делал вывод автор, — свободой и собственностью, семьей и личными правами, — всем этим он обязан го­сударству»1.

Что же касается политических партий и различных общественных организаций, имеющих политический характер, то они могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, вы­полнив возложенные на них задачи, исчезать.

В жизни общества, в экономике государство всегда выступает как по­литическая организация. Однако не следует абсолютизировать его полити­ческий характер и рассматривать лишь как чисто политический инсти­тут. Дело в том, что в многогранной деятельности государства, равно

Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 35.


как и его различных органов, имеются не только «чисто» политические, но и неполитические аспекты. Например, «чисто» организационные, фи­нансовые, организационно-технические (связанные с разработкой и уста­новлением всякого рода технических стандартов, норм). Они хотя и ассо­циируются с политической деятельностью государства, но сами по себе не являются таковыми.

Аналогичная картина наблюдается применительно к отдельным госу­дарственным органам — парламенту, правительству, министерствам и ве­домствам, конституционному суду (в тех странах, где он есть) и другим судебным институтам. Будучи неотъемлемыми составными частями по­литического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют отнюдь не только политические функции. И в силу этого являются не только политическими органами и организация­ми, но и выполняют неполитические — экономические, финансовые и иные функции, играющие в структуре политической системы общества разнообразные роли.

Чем же определяется особое место государства в политической систе­ме общества и его особая роль?

Отвечая на этот вопрос, необходимо обратить внимание на следую­щее.

Во-первых,государство в любой стране и на любом этапе развития об­щества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или по крайней мере стремится объединить вокруг себя все слои населения. Это закрепляется в конституциях и других основопола­гающих правовых актах. Об этом особенно ярко свидетельствуют консти­туции таких государств, например, как Россия, США, Швеция и др.

В Конституции США это стремление закрепляется в следующей фор­муле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более со­вершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спо­койствия, организации современной обороны, содействия общему благо­состоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреж­даем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

В Конституции Швеции содержится положение, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляет­ся посредством государственного строя, основанного на представитель­ной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправ­ления» (§ 1).

Конституция Российской Федерации провозглашает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федера­ции является ее многонациональный народ» и что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной вла­сти и органы местного самоуправления» (ч. 1, 2 ст. 3).


В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или подданные государства, превратилась бы в его реальную основу, ко­торая складывается из его твердых сторонников, убежденных последова­телей внутренней и внешней его политики.

Во-вторых, государство как официальный представитель всего общест­ва является собственником, а в странах с социалистической экономи­кой — монополистом основных орудий и средств производства.

Так, государственная (общенародная) собственность считалась, со­гласно ст. 11 Конституции СССР 1977 г., общим достоянием всего совет­ского народа, основной формой социалистической собственности. Наря­ду с ней существовали и другие формы собственности такие, как колхоз­но-кооперативная и собственность различных общественных организа­ций, которая была им необходима для успешного выполнения стоящих перед ними уставных задач. Данные формы собственности играли значи­тельную роль в развитии экономики и совершенствовании экономиче­ской системы советского общества в целом. Однако ведущая, главенст­вующая роль при этом неизменно принадлежала государственной собст­венности.

В настоящее время статус государственной собственности в нашей стране кардинально изменился. Согласно Конституции Российской Фе­дерации 1993 г. она признается лишь как одна из равных в правовом от­ношении форм собственности наряду с частной, муниципальной и ины­ми формами. Конституция закрепляет, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей тер­ритории» и что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственно­сти» (ст. 9).

Однако, несмотря на изменение статуса государственной собственно­сти в России, она по-прежнему продолжает играть в жизнедеятельности государства значительную роль. Наличие такого рода собственности у го­сударства, несомненно, выделяет его как структурный элемент в системе других составных элементов политической системы общества и создает ему широкую возможность для активного воздействия на экономиче­скую и социально-политическую жизнь.

В-третьих, государство как особый структурный элемент политиче­ской системы общества располагает специальным аппаратом, представ­ляющим собой совокупность разнообразных органов и организаций, взаимосвязанных едиными принципами образования и функционирова­ния и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государ­ством на различных этапах развития общества целей и задач.

Разумеется, у политических партий и общественных организаций то­же есть свои хорошо отлаженные и постоянно действующие аппараты.


Без них невозможно было бы нормальное функционирование данных ор­ганизаций. Однако, в отличие от государственного аппарата, они не име­ют в своей структуре таких органов, как милиция, суд, прокуратура, орга­ны государственной безопасности. Кроме того, партийные и обществен­ные органы не обладают, как это имеет место у государственных орга­нов, государственно-властными полномочиями.

В-четвертых, государство выделяется среди различных элементов по­литической системы общества тем, что располагает разветвленной систе­мой юридических средств, дающих ему возможность управлять многими отраслями экономики и эффективно воздействовать на все обществен­ные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, раз­личные государственные органы не только издают в рамках своей компе­тенции соответствующие нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Это достигается разными способа­ми — путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления посто­янного контроля за точным соблюдением этих актов, применения в необ­ходимых случаях мер государственного принуждения.

В-пятых, в политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом. Суверенность государственной власти выступает как один из признаков государства. Содержание этого призна­ка заключается в верховенстве государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства во­вне, в проведении внешней политики и построении отношений с други­ми государствами.

Названные особенности не исчерпывают всей специфики государст­ва как элемента политической системы общества среди всех других его структурных элементов. Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической сис­теме.

Данные особенности государства, помимо всего прочего, позволяют взглянуть на него не только с формально-юридической стороны, с уче­том его основных признаков и черт, но и с практической стороны, с точ­ки зрения выполняемых им функций.

Функции как основные направления деятельности государства, обу­словленные его сущностью, содержанием, а также стоящими перед ним целями и задачами, позволяют четко судить об уровне активности госу­дарства внутри страны и на международной арене, точнее определить ха­рактер его взаимоотношений как основного элемента политической сис­темы общества с другими ее элементами, глубже изучить динамику повсе­дневной деятельности государства при различных обстоятельствах, в раз­ных условиях и сферах жизни общества. 202




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.