Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Каковы особенности политической системы современного российского общества?



Политическая система современного российского общества представля­ет собой совокупность государственных органов и организаций, олицетво­ряющих собой государство, политические партии и общественные объедине­ния, участвующие в политической жизни страны.

С формально-юридической точки зрения политическая система со­временной России мало чем отличается от политических систем других стран. А именно: имеет сходную структуру в виде совокупности государ­ственных, партийных и общественных организаций; выполняет сходные с другими политическими системами функции; выделяет в виде особого звена политической системы государство и др.


Однако в практическом плане, с точки зрения проявления ее реаль­ной сущности, содержания и назначения, а также в других отношениях политическая система современного российского общества значительно отличается как от политических систем других стран, так и от политиче­ской системы России «доперестроечного» периода.

Особенности данной политической системы, равно как и особенно­сти других политических систем, обусловливаются теми конкретными экономическими, политическими, социальными и иными объективными и субъективными жизненными обстоятельствами, при которых эта систе­ма возникает, укрепляется и развивается.

Сравнивая политическую систему современного российского общест­ва с политической системой «доперестроечной» России, можно выделить следующие ее особенности.

Во-первых,переходный характер политической системы и самого об­щества от одного типа («социалистического», «коммунистического» и т. п.) к другому («капиталистическому», «раннекапиталистическому» и т. п.).

В отечественной и зарубежной литературе не прекращаются споры относительно того, от какого типа или вида общества, государства и по­литической системы к какому их типу или виду развивается Россия. В теоретическом и практическом плане весьма трудно переоценить их не­обходимость и значимость.

Однако для нас сейчас вполне достаточно констатировать сам факт состояния переходности от централизованного управления государством и обществом к децентрализованному, от плановой, тотально регулируе­мой государством экономики — к рыночной и т. п.

Во-вторых,выделение (по крайней мере — официально, формаль­но-юридически) в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия.

Конституция Российской Федерации торжественно провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Призна­ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обя­занность государства» (ст. 2).

В реальной жизни данное конституционное положение, как показы­вает опыт выживания значительной части российского общества, борю­щейся с повседневной нуждой, безработицей и другими невзгодами, да­леко не всегда реализуется. Однако оно тем не менее имеет определенное морально-политическое значение как свидетельство благого намерения государства, общества, политической системы.

В-третьих,отказ от доминирования в политической системе совре­менного российского общества одной официальной, партийно-государ­ственной идеологии и установление принципа множества идеологий.


В ст. 13 Конституции России в связи с этим говорится, что в Россий­ской Федерации «признается идеологическое многообразие» и что «ника­кая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» идеологии (пп. 1—2 ст. 13).

В-четвертых,опора политической системы современного российского общества на многоукладную экономическую систему, проявляющуюся вовне в различных формах собственности.

Согласно Конституции Российской Федерации «в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности» (п. 2 ст. 8). Конституция закрепляет также, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в част­ной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (п. 2 ст. 9).

В-пятых,наличие в структуре политической системы общества наря­ду с официальными государственными институтами и лояльными правя­щему слою или классу организациями также и противостоящей проводи­мому ими курсу политической оппозиции.

В отличие, например, от Великобритании, где существование оппози­ции закреплено в законодательном порядке, конституционно, в России нет конституционных актов, в которых бы в прямой форме говорилось об оппозиции.

Однако наличие в действующей Конституции России положений о многопартийности, об «идеологическом многообразии» и т. п. недву­смысленно свидетельствует о том, что Конституция не только допускает, но и предполагает существование в стране политических институтов и идей, не укладывающихся в рамки официальной политики и идеологии.

Наряду с названными особенностями политической системы совре­менного российского общества существуют и другие ее особенности. Конкретное свое проявление они находят в сущности политической сис­темы, в ее содержании, месте и роли политической системы общества в социально-политической жизни страны, в ее назначении.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.