Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Что понимается под гарантиями и формами прямой и представительной демократии?



1. Вопрос о гарантиях демократии является одним из ключевых во­просов в процессе исследования данного явления.

Под гарантиямив научной литературе понимаются объективные усло­вия и средства, обеспечивающие не только провозглашение и юридическое закрепление демократических принципов, идей, прав и свобод граждан, но и их всестороннюю охрану и проведение в жизнь. Вопрос о гарантиях демо­кратии — это, по существу, вопрос о факторах, обусловливающих ее ре­альный характер.

Последние можно, с определенной долей условности, разделить на два вида: объективные факторы, обусловленные реально существующими жизненными условиями, и субъективные, зависящие от воли, желания и иных субъективных устремлений рядовых граждан или должностных лиц.

См.: Античная демократия в свидетельствах современников / изд. подгот. А. П. Ма-ринович и Г. А. Кошеленко. М., 1996. С. 318.

8 Обществознание 225


В научной и учебной литературе субъективным факторам, в силу сло­жившейся традиции, придается гораздо меньшее значение, чем они име­ют на самом деле. Это, несомненно, является упущением. Ведь от того, кто стоит у власти, какую политику он формирует, как формирует (еди­нолично или опираясь на мнение узкой группы своих сторонников или значительной части общества) и, главное, как ее реализует, во многом за­висит представление о характере самого государства, его демократиче­ской или недемократической природе, о гарантированности или негаран­тированное™ провозглашаемых при этом прав и свобод.

Когда во главе государства, «где демократический строй и жажда сво­боды, - писал еще Платон, — доведется встать дурным виночерпиям, го­сударство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном ви­де». В таком государстве граждан, послушных властям, «смешивают с гря­зью как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правители, похо­жие на подвластных, и подвластные, похожие на правителей, там восхва­ляются и уважаются как в частном, так и в общественном обиходе». За­кончится такое правление со свободой «в неразбавленном виде» тем, за­ключает великий философ, что «все перестанут считаться даже с закона­ми — писаными и неписаными». И именно из «этого правления, такого прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает, как мне кажется, ти­рания», ибо «все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в проти­воположную сторону»1.

Суть субъективных факторов, призванных обеспечить реальный ха­рактер демократии, заключается, таким образом, прежде всего в том, что­бы возложить на государственных и общественных деятелей той или иной страны правовые и моральные обязанности своими повседневными действиями проводить в жизнь, сохранять и охранять существующие или нарождающиеся в стране демократические принципы, идеи и традиции. Не случайным в свете сказанного представляется тот факт, что в некото­рых странах обязанность должностных лиц соблюдать в своих действиях демократические принципы и охранять существующий или нарождаю­щийся демократический строй закрепляется конституционно.

Среди объективных факторов - гарантий реальной демократии в на­учной и учебной литературе выделяются и анализируются следующие: материальные, социальные, юридические, политические, идеологические и др.

Особое внимание при этом обращается прежде всего на материаль­ные гарантии.

Последние понимаются в самом широком смысле слова. А именно: как экономические условия жизни общества и различных его слоев, в от­ношениях между которыми устанавливаются демократические принци­пы; уровень жизни населения, позволяющий ему участвовать или, наобо­рот, не участвовать в управлении делами общества и государства; эконо­мические и финансовые возможности государства, позволяющие или, на­оборот, не позволяющие ему обеспечивать нормальное функционирова-

1 Платон. Государство. С. 562, 564а // Соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М, 1971. 226


ние в стране демократических политических институтов, осуществление прав и свобод граждан, формирование выборных государственных орга­нов на демократической основе.

Среди факторов, обусловливающих реальный характер демократии, большое значение имеют также юридические гарантии.Они представляют собой совокупность юридических средств и условий, обеспечивающих реализацию формально декларируемых демократических принципов, идей, прав и свобод граждан.

Юридические гарантии, справедливо отмечается в научной литерату­ре, «не следует ни отрывать, ни тем более противопоставлять другим ви­дам гарантий». Роль и значение указанных гарантий можно правильно понять и оценить, лишь анализируя их в единстве с другими гарантиями, рассматривая их как часть единого целого.

Системный подход к юридическим гарантиям позволяет правильно определить их место и роль. С одной стороны, не следует преувеличивать роль и значение юридических гарантий, в частности, в обеспечении, ох­ране и защите конституционных прав и свобод, выдвигая их на решаю­щее место, как это наблюдается в современной России. А с другой сторо­ны, их нельзя рассматривать в качестве некоего «довеска» ко всем осталь­ным гарантиям. Это же следует сказать и в отношении других гарантий.

Юридические гарантии весьма многочисленны и разнообразны. Они содержатся как в конституционных актах, так и в текущих (обычных) за­конах и также в подзаконных актах. Значительную роль юридические га­рантии играют в правоприменительной деятельности.

В качестве примеров конституционного закрепления юридических гарантий может служить ч. 1 ст. 29 действующей Конституции России, где говорится о том, что «каждому гарантируется свобода мысли и сло­ва»; ч. 2 ст. 43, согласно которой «гарантируются общедоступность и бес­платность дошкольного, основного общего и среднего профессионально­го образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях»; ч. 1 ст. 44, в соответствии с которой «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, науч­ного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллек­туальная собственность охраняется законом».

Юридические гарантии различных проявлений демократии, в частно­сти прав и свобод граждан России, закрепляются не только в Конститу­ции Российской Федерации, но и в конституционных актах (конституци­ях, уставах) субъектов Федерации.

Наряду с названными гарантиями соблюдения демократии весьма важную роль играют и другие виды гарантий.

2. Помимо наиболее характерных признаков и черт, а также уровней и видов имеющихся гарантий демократия в любой стране и на любом ис­торическом отрезке своего развития отличается также своими формами.

Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся спо­собы или средства выявления и выражения воли и интересов различных сло­ев общества вовне.

г 227


В зависимости от того, каким путем — прямым или косвенным — вы­ражаются эта воля и интересы общества и народа, различают две разно­видности форм демократии. Это — формы представительной демократии(выборные органы государственной власти, выборные партийные и об­щественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть че­рез своих представителей, и формы прямой (непосредственной) демократии(референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью ко­торых основные вопросы государственной и общественной жизни реша­ются народом непосредственно.

Согласно действующей российской Конституции важнейшей фор­мой непосредственной демократии является референдум. Наряду со «сво­бодными выборами» он рассматривается как «высшее непосредственное выражение власти народа» (п. 3 ст. 3). Различные формы непосредствен­ной демократии в России имеются на разных уровнях государства и об­щества: на уровне Федерации, субъектов Федерации и на местном уров­не.

Одной из важнейших форм представительной демократии в России может служить Федеральное Собрание — парламент Российской Федера­ции. Согласно Конституции он является «представительным и законода­тельным органом Российской Федерации» (ст. 94). На уровне субъектов Федерации представительными органами являются законодательные соб­рания и парламенты (в республиках). На местном уровне — выборные ор­ганы местного самоуправления.

Согласно сложившемуся в отечественной и зарубежной юридической науке представлению референдум (от лат. referendum — то, что подлежит сообщению) — это всенародное голосование, проводимое с целью выявления мнения избирателей или принятия окончательного решения по конституци­онным, законодательным или же иным внутриполитическим и внешнеполи­тическим вопросам.

Референдум является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных вопросов, а также в разреше­нии территориальных и иных внутригосударственных и межгосударст­венных проблем. В специальной юридической литературе принято счи­тать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его «родиной» — Швейцарию. В последующие годы и столетия, вплоть до настоящего времени, в этой стране на разных уровнях было проведено множество референдумов, из которых — более ста только по конституционным вопросам.

Референдумы издавна и неоднократно проводились во Франции, Италии, Дании, Норвегии, Ирландии, Бразилии, Уругвае и ряде других стран. В последние годы они проводились в СССР, Прибалтийских рес­публиках - субъектах Советской Федерации (СССР), а затем и в России.

Существует несколько видов референдумов. Они классифицируются по разным признакам. В научной литературе широко распространено, на­пример, подразделение референдумов на конституционные, законода­тельные и консультативные. При этом за основу их классификации или в качестве критериев берется их предмет и содержание.


Однако вместе с данным подходом и критериями используется и иная классификация, иное их подразделение.

В частности, в соответствии с государственно-правовой теорией и по­литической практикой референдумы подразделяются по способу прове­дения на обязательные (императивные), без которых не могут быть реше­ны вопросы, предусмотренные в Конституции или в специальном законе, и факультативные, которые проводятся лишь по усмотрению законода­тельного или любого иного компетентного на то органа.

Наконец, референдумы классифицируются по сфере применения. В соответствии с данным критерием референдумы подразделяются на об­щенациональные, проводимые в масштабе всей страны или нации, и мест­ные, осуществляемые в пределах одного или нескольких регионов или же отдельных административно-территориальных единиц (краев, областей, провинций и т. п.).

Референдум как форма выражения общественного мнения и как спо­соб принятия принципиально важных нормативно-правовых актов и по­литических решений, несомненно, является достоянием не одной нации или народа, а всего прогрессивного человечества. Это общечеловеческая, а не узкоклассовая или тем более какая-либо групповая ценность. В силу этого представляется не только возможным, но и жизненно необходи­мым широкое использование зарубежного позитивного опыта специаль­ного законодательного закрепления и проведения референдумов в Рос­сии в их различных вариантах и разновидностях как в сфере политики, экономики, межнациональных связей и отношений, так и в других сфе­рах общества.

Разумеется, место и роль института референдума в политической сис­теме любого общества не следует преувеличивать, а тем более абсолютизи­ровать.

Нельзя, в частности, забывать, что, несмотря на широкое использова­ние референдумов в практике политической жизни Испании, Италии, США и других западных стран, отношение к ним со стороны различных слоев общества всегда было и остается далеко не однозначным.

Противоречивость отношения господствующих кругов к референду­мам, особенно после Второй мировой войны, объясняется, во-первых, тем, что существует возможность использования их, помимо воли и жела­ния господствующего слоя или класса, в интересах других слоев и классов. Возможность эта, как правило, весьма незначительная, в силу домини­рующего положения правящих кругов во всех сферах жизни общества и в средствах массовой информации, но она всегда сохраняется. Во-вторых, тем, что в довоенный период институт референдума в значительной сте­пени был дискредитирован в глазах мировой общественности, будучи ак­тивно используемым фашистской Германией в 1933 г. при решении воп­роса о выходе Германии из Лиги Наций, в 1934 г. — при решении вопроса о соединении поста президента с постом фюрера и рейхсканцлера ив 1938 г. — при решении вопроса о присоединении Австрии к Герма­нии. И, в-третьих, тем, что правящие круги некоторых западных стран ус­матривают в институте референдума угрозу институту парламентаризма,


опасность замены власти «цивилизованного» парламента властью «неве­жественной» толпы. Именно в этом заключается, судя по западным ис­точникам, одна из причин продолжительной неприемлемости института референдума, например, в Англии.

Противоречивость отношения к референдуму со стороны других сло­ев общества объясняется в основном тем, что, несмотря на свою внеш­нюю демократичность и привлекательность, он далеко не всегда знаме­новался успехами прогрессивных сил. Во многих случаях референдумы оканчивались принятием далеко не самых прогрессивных законов или ре­шений, выступали в качестве демократического щита для прикрытия официальных антидемократических акций.

О возможности использования референдумов в интересах правящих кругов, а не всего общества со всей очевидностью свидетельствует также практика проведения их на территории бывших союзных республик в со­ставе СССР, России, в отдельных регионах страны. Нередко референду­мы использовались и используются в сепаратистских и иных неблаговид­ных целях.

Следует заметить, что кроме социально-классовых или узкоспециаль­ных причин разноречивого, а нередко и сдержанного отношения различ­ных социальных групп и слоев западного общества к референдуму есть и другие, условно говоря, «общесоциальные» причины. Среди них выде­ляются прежде всего следующие.

А. Утвердившееся среди различных слоев населения, социальных групп и институтов мнение, что референдум неизбежно выступает как дестабилизирующий фактор в обществе, способствует ускоренному рас­слоению и противопоставлению различных составных частей общества друг другу, порождает дополнительную нагрузку и ограничения на сло­жившуюся парламентскую систему.

Для многих политических партий, отмечается в связи с этим запад­ными учеными, проведение или участие в референдумах является с поли­тической точки зрения «гораздо более рискованным и дорогостоящим мероприятием, чем проведение ими или участие в регулярно проводи­мых всеобщих выборах».

Учитывая дестабилизирующий потенциал, заложенный в референду­мах, западный законодатель вполне осознанно и целенаправленно огра­ничивает их проведение в ряде случаев. Яркой иллюстрацией в этом от­ношении может служить ст. 4 Закона «О регулировании различных видов референдума» в Испании. Она, в частности, гласит, что «референдум не проводится в любом его виде ни в одной из территориальных единиц, в которых должен осуществляться опрос, во время действия чрезвычай­ного и осадного положения, а также в течение девяноста дней после их отмены. Если в день объявления упомянутых положений проведение ре­ферендума назначено, то он отменяется и назначается новый день его проведения»1.

См.: Испания. Конституция и законодательные акты. М, 1984. С. 101. 230


Эта же статья «запрещает проведение референдумов в течение девя­носта предшествовавших и девяноста дней, следующих за днем проведе­ния на той же территории всеобщих парламентских выборов или выбо­ров в местные органы или проведения другого референдума»1.

Б. Сложившееся среди интеллектуальных слоев западного общества, выступающих с радикальных позиций, представление о различных фор­мах и институтах непосредственной демократии, и прежде всего о рефе­рендумах как о средстве обычного, «повседневного усовершенствования», но не радикального изменения существующей политической системы, подготовки и проведения радикальных политических или иных реформ.

Отдавая должное прямой демократии в США и других западных странах и считая, что она способствует «восстановлению подлинного смысла и значения нашей демократии», «вовлечению большого количест­ва людей в избирательный процесс» и «обогащению института граждан­ства», некоторые западные политологи и социологи в то же время настоя­тельно подчеркивают, в частности, применительно к США, что большин­ство американцев рассматривают прямые демократические процессы от­нюдь не как радикальные меры, направленные на глубинные изменения основного или «базового характера американской формы правления», а как рутинные, «умеренные» меры, направленные на совершенствование системы представительных институтов, на создание и укрепление гаран­тий того, чтобы они постоянно оставались «и представительными, и под­отчетными».

В. Утвердившееся среди широких слоев населения западных стран, и особенно в США, мнение, что профессиональной политикой должны за­ниматься не любители, а профессионалы и что на первом плане должен стоять не популизм, а профессионализм.

Учет мнения населения при решении тех или иных глобальных поли­тических или законодательных проблем, несомненно, является весьма важным и нужным требованием к властвующим кругам в свете сложив­шихся представлений о демократии, однако при одном непременном ус­ловии. А именно: если для ответа на поставленный вопрос, выносимый на референдум, не требуется специальных, профессиональных знаний. В противном случае референдум превращается из весьма активного сред­ства разрешения назревших в обществе проблем демократическим путем в самый заурядный фарс.

Г. Традиционное для населения ряда западных стран представление о силе и приоритетах институтов представительной демократии перед институтами прямой, непосредственной демократии. В США, например, как об этом свидетельствуют опросы различных слоев населения, доволь­но значительная часть общества предпочитает направлять свои усилия на совершенствование системы представительных органов, включая кон­гресс и легислатуры штатов, чем на установление и законодательное за­крепление общенациональных референдумов.

Там же.


Д. Укоренившееся в сознании различных слоев западного, и особен­но американского, общества опасение, что в условиях расширения пря­мой демократии и периодического проведения референдумов значитель­но возрастает роль денег, а вместе с тем и влияние «весьма состоятель­ных индивидов или отдельных групп» на результаты голосования и на сам избирательный процесс.

Конечно, рассуждают по этому поводу некоторые американские ис­следователи, деньги сами по себе не всегда играли и играют во время вы­боров или всенародных опросов решающую роль. Однако «исследования за исследованиями», проводившиеся в этой области1, убедительно дока­зывают, что влияние больших, к тому же рационально истраченных на предвыборную рекламу и решение других избирательных проблем, де­нежных сумм нельзя недооценивать. Деньги всегда играли и продолжают играть весьма важную, трудно переоценимую роль в реализации почти всех сторон и аспектов прямой демократии. Они всегда выступали и вы­ступают если не самым важным, то, по крайней мере, одним из самых важных показателей того, «кто выиграет, а кто проиграет в протекающих или будущих всенародных опросах и выборах».

Наряду с названными причинами противоречивого или сдержанного отношения граждан некоторых государств к референдуму есть и другие причины. В их числе можно указать, в частности, на такие, как понима­ние сложности и противоречивости правотворческого и иных процессов на национальном уровне, требующих от их участников специальных зна­ний и подготовки; высокая стоимость для налогоплательщиков референ­думов и плебисцитов; недостаточная компетентность и информирован­ность рядовых граждан в политических и иных делах для того, чтобы быть активными участниками протекающих на национальном уровне процессов, и др.

Анализ причин и факторов, обусловливающих весьма неоднозначное и противоречивое отношение различных слоев общества к референдуму, позволяет глубже понять не только его социальную природу и характер, но и место и роль в системе демократии, реальные возможности воздей­ствия института референдума на конкретную политическую и социаль­ную среду.

Выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации

1. Под избирательным правом понимается система правовых норм, ус­танавливающих и юридически закрепляющих порядок формирования (выбо­ров) выборных государственных органов.

Источниками избирательного права в Российской Федерации явля­ются Конституция России, конституции республик — субъектов Россий­ской Федерации, уставы краев, областей и других субъектов Федерации,

Cronin Th. Direct Democracy: The Politics of the Initiative, Referendum and Recall. Cam­bridge, 1989. P. 1-24.


специальные «избирательные» законы, принятые на уровне Федерации, а также на уровне субъектов Федерации.

На уровне Российской Федерации действуют, например, Федераль­ный закон «О выборах Президента Российской Федерации», Федераль­ный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Исходные, принципиально важные положения о выборах сформули­рованы в Конституции России. В ней, в частности, закрепляется, что гра­ждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32) и что выборы производят­ся «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (п. 1 ст. 81).

Согласно Конституции «не имеют права избирать и быть избранны­ми граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащие­ся в местах лишения свободы по приговору суда» (п. 3 ст. 32).

Конституционные положения, касающиеся выборов, находят свое прямое отражение и развитие в обычных законах, посвященных процессу формирования выборных государственных органов.

Так, например, в Федеральном законе «О выборах депутатов Государ­ственной Думы» в порядке реализации и детализации конституционных положений закрепляется, что депутаты Государственной Думы Федераль­ного Собрания Российской Федерации избираются гражданами Россий­ской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федера­ции в выборах является добровольным.

В Законе закрепляются также и другие положения, касающиеся изби­рательных прав граждан Российской Федерации. В частности, устанавли­вается, что: а) гражданин Российской Федерации, достигший на день вы­боров 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы; б) депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Рос­сийской Федерации, достигший на день выборов 21 года; в) гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подго­товки и проведения выборов за пределами территории Российской Феде­рации, обладает всей полнотой избирательных прав при выборах депутатов Государственной Думы и г) не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 3).

В Законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указывается на то, что: а) кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов; б) выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющи­ми в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О полити­ческих партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдви-


гать списки кандидатов; в) политическая партия вправе выдвинуть в со­ставе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии (ст. 7).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государст­венная Дума состоит из 450 депутатов.

Закон весьма обстоятельно определяет статус кандидатов в депутаты, закрепляет их права и обязанности.

Все зарегистрированные кандидаты в депутаты, отмечается в Законе, обладают равными правами и несут равные обязанности.

В соответствии с Законом:

после регистрации кандидат в депутаты не вправе использовать пре­имущества своего должностного положения в интересах избрания;

после регистрации кандидат в депутаты по личному заявлению осво­бождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистра­ции до дня официального опубликования общих итогов выборов. В тече­ние этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию;

кандидат в депутаты не может быть уволен с работы по инициативе ад­министрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направ­лен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации;

кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам админист­ративного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Ге­нерального прокурора Российской Федерации. Давая такое согласие, Ге­неральный прокурор РФ немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

Закон о выборах депутатов Государственной Думы предоставляет всем гражданам России и формируемым ими общественным объединени­ям право на свободное проявление предвыборной агитации в соответст­вии с действующим законодательством. Статья 10 Закона в связи с этим провозглашает, что граждане Российской Федерации, общественные объ­единения вправе в любых допускаемых законом формах и законными ме­тодами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей к голосо­ванию «за» или «против» того или иного кандидата.

Политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массо­вой информации для проведения предвыборной агитации.

Наряду с названными положениями Закон также закрепляет порядок финансирования выборов депутатов Государственной Думы и принцип глас­ности при их подготовке и проведении.


Согласно ст. 11 финансирование мероприятий, связанных с подготов­кой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществ­ляется за счет средств федерального бюджета.

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандида­тов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирова­ния своей избирательной кампании. В случаях, предусмотренных Феде­ральным законом, региональное отделение политической партии, выдви­нувшей федеральный список кандидатов, вправе по решению уполномо­ченного уставом политической партии руководящего органа политиче­ской партии создать избирательный фонд для финансирования избира­тельной кампании политической партии.

В соответствии с Законом подготовка и проведение выборов депута­тов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно.

Все решения избирательных комиссий, органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и про­ведением выборов, подлежат опубликованию.

В Законе о выборах депутатов в Государственную Думу, равно как и в других аналогичных законах, действующих на уровне субъектов Россий­ской Федерации, по общему правилу не только декларируются избира­тельные права граждан, порядок и принципы проведения выборов, но и устанавливаются их юридические гарантии.

Кроме того, следует заметить, что в России действует особый Феде­ральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», посвященный решению данных вопросов.

В этом весьма важном нормативно-правовом акте констатируется, что «государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм из­бирательного права и права на участие в референдуме».

Настоящий Федеральный закон, говорится далее в этом акте, опреде­ляет основные гарантии реализации гражданами России конституцион­ного права на участие в референдуме Российской Федерации, референду­ме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, а также пра­ва избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции, иные федеральные государственные органы и государственные орга­ны субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также в орга­ны местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что настоящий Федеральный закон имеет пря­мое действие и применяется на всей территории Российской Федерации и что он не только не исключает, а, наоборот, всячески предполагает ус­тановление гарантий избирательных прав граждан и в других законах.

2. Избирательное право Российской Федерации, так же как и избира­тельное право любой иной страны, регулирует и закрепляет избиратель­ную систему.


Под избирательной системой России понимается предусмотренный Кон­ституцией и другими законами Российской Федерации порядок формирова­ния выборных органов государства и избрания выборных должностных лиц.

Избирательная система Российской Федерации включает в себя поря­док избрания Президента России, депутатов Государственной Думы, пре­зидентов республик — субъектов Российской Федерации, губернаторов краев, областей и других субъектов Федерации, депутатов законодатель­ных органов субъектов Российской Федерации, депутатов и должностных лиц на уровне местного самоуправления.

Основные принципы построения и функционирования избиратель­ной системы закреплены в избирательном праве.

Так, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе­дерации» принципы проведения в России выборов и референдумов за­ключаются в следующем.

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосо­вании.

2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на ос­нове всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосова­нии.

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референ­думе является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее предела­ми, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выбо­ров в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представитель­ства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказы­вать содействие ее гражданину в реализации установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами избирательных прав при проведении вы­боров в федеральные органы государственной власти и реализации права на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Проведение выборов одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается.

6. Проведение выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления од­новременно с проведением референдума субъекта Российской Федера­ции, местного референдума регулируется законами субъекта Российской Федерации.

7. Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.


Аналогичные принципы провозглашаются и развиваются также и в других законодательных актах, посвященных российской избирательной системе.

Подготовка и проведение выборов осуществляется избирательными комиссиями,которые играют ключевую роль в избирательной системе.

Согласно законодательству России под избирательными комиссиями понимаются коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, кото­рые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Феде­рации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

На избирательные комиссии возлагается также контроль за соблюде­нием избирательных прав граждан.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного само­управления.

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномо­чий, обязательны для государственных органов, органов местного само­управления, государственных предприятий, учреждений и организаций, а также их должностных лиц.

Подготовка и проведение выборов в Российской Федерации осущест­вляется следующими комиссиями: Центральной избирательной комисси­ей России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федера­ции, территориальными (районными, городскими и др.) избирательными комиссиями и участковыми избирательными комиссиями.

Для проведения выборов и подсчета голосов избирателей при выбо­рах депутатов Государственной Думы или других представительных орга­нов образуются избирательные участки.

Избирательные участки образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комис­сией не позднее чем за 50 дней до дня выборов с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей.

Избирательные участки для граждан Российской Федерации, пребы­вающих на территории иностранного государства, образуют руководите­ли дипломатических представительств или консульских учреждений Рос­сийской Федерации на территории страны их пребывания.

Все выборы проводятся в соответствии сдействующим законодатель­ством и на основе существующих списков избирателей. Ввыборах имеют право принимать участие граждане России, достигшие 18 лет.

В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов в Госу­дарственную Думу» список избирателей составляет участковая избира­тельная комиссия на основании данных, представляемых по установлен­ной форме главой местной администрации. Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации. Дан­ные об избирателях глава местной администрации направляет в избира­тельную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Списки


избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования.

Список избирателей — военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в рай­оне расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный ча­стью первой настоящей статьи.

Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в са­наториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационар­ных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временно­го пребывания избирателей, составляются на основании данных, пред­ставляемых руководителями указанных учреждений.

Список избирателей по избирательному участку, образованному либо на судне, находящемся в день выборов в плавании, либо на полярной станции, составляется на основании данных, представляемых капитаном судна либо руководителем полярной станции.

Список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляется на основа­нии данных, представляемых либо руководителем соответствующего ди­пломатического представительства, консульского учреждения Россий­ской Федерации, либо командиром воинской части, расположенной за пределами Российской Федерации.

Законом особо регулируется порядок включения граждан в списки избирателей, порядок ознакомления избирателей со списками избирате­лей, порядок голосования, подсчета голосов и порядок обнародования результатов выборов.

Гражданство Российской Федерации

Под гражданством Российской Федерации понимается, согласно Фе­деральному закону «О гражданстве Российской Федерации» (от 31 мая 2002 г. с изменениями), устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязан­ностей.

Гражданами Российской Федерации являются по Закону «О граждан­стве Российской Федерации» (ст. 5):

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день всту­
пления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации
в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В отношении граждан России действуют следующие принципы и правила (ст. 4 Закона).

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регули­рующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содер­жать положений, ограничивающих права граждан по признакам социаль-


ной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежно­сти.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Феде­рации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен граждан­ства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пре­делы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Рос­сийской Федерации лицами без гражданства, проживающими на терри­тории Российской Федерации.

7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт на­личия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, меж­дународных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, дейст­вовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

8. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Рос­сийской Федерации.

9. Органы государственной власти Российской Федерации, диплома­тические представительства и консульские учреждения Российской Феде­рации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возмож­ность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционны­ми законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Россий­ской Федерации, законами и правилами государств проживания или пре­бывания граждан Российской Федерации, а также возможность защи­щать их права и охраняемые законом интересы.

Основания приобретения гражданства Российской Федерации

1. Гражданство Российской Федерации приобретается (ст. 11):

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федера­
ции;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом
или международным договором Российской Федерации.

Гражданство по рождению приобретается, если на день рождения ре­бенка (ст. 12):


а) оба его родителя или единственный его родитель имеют граждан­
ство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации,
а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвест­
но отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от
места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации,
а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что
ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином
случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие
на территории Российской Федерации, являются иностранными гражда­
нами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на
территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого
являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет
ребенку свое гражданство.

Кроме того, согласно действующему законодательству ребенок, кото­рый находится на территории Российской Федерации и родители которо­го неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнару­жения.

Прием в гражданство Российской Федерации осуществляется в общем и упрощенном порядке.

Согласно Закону «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 13) иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста во­семнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с за­явлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем по­рядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получе­
ния вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме
в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за
исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей ста­
тьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается
непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не
более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на тер­
ритории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Фе­
дерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляет­
ся со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и за­
конодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с за­
явлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от
иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международ­
ным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным за­
коном либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зави­
сящих от лица причин;


д) владеют русским языком; порядок определения уровня знании русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения во­просов гражданства Российской Федерации.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, мо­жет быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения всех этих условий.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не ме­нее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Россий­ской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в орга­нах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Россий­ской Федерации без соблюдения условий, требующих пятилетний срок проживания в России и без представления вида на жительство.

На получение российского гражданства в упрощенном порядке могут претендовать лица, которые:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Россий­
ской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государст­
вах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств
и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, полу­
чили среднее профессиональное или высшее профессиональное образо­
вание в образовательных учреждениях Российской Федерации после
1 июля 2002 года;

г) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего
СССР;

д) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее
трех лет;

е) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или
дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами
Российской Федерации.

Российское гражданство в упрощенном порядке может приобретать­ся и в других случаях, предусмотренных Законом.

Основания прекращения гражданства Российской Федерации

Всоответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 18) гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода лица из российского гражданства и по иным основа­ниям, которые предусмотрены настоящим Законом или международным договором Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, которое прожи­вает на территории России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления этого лица и в общем, определенном Законом порядке.

Такой выход не допускается в случаях, если гражданин Российской Федерации: а) имеет перед Российской Федерацией невыполненные обя­зательства, установленные федеральным законом; б) привлечен полно­мочными органами России в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежа-


щий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного граж­данства, кроме российского, и не имеет гарантий его приобретения.

Выход из российского гражданства лица, проживающего на террито­рии иностранного государства, осуществляется также на основании доб­ровольного волеизъявления такого лица, но в упрощенном порядке.

Такой выход не допускается по тем же причинам, что и в отношении лица, проживающего на территории Российского государства.

Выход из гражданства Российской Федерации, согласно Закону, ре­бенка, один из родителей которого имеет российское гражданство, а дру­гой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявле­нию единственного родителя.

Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Любое решение о приобретении или прекращении гражданства Рос­сийской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что это ре­шение принималось на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, представленных заявителем. Факт представления под­ложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанав­ливается судом.

Отмена решений по вопросам российского гражданства осуществля­ется Президентом Российской Федерации или иными полномочными го­сударственными органами, ведающими делами гражданства Российской Федерации и принявшими такое решение.

Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

И их полномочия

Всоответствии с Законом полномочными органами, ведающими де­лами о гражданстве Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осу­ществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Россий­ской Федерации.

Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются Федеральным законом «О гражданстве Россий­ской Федерации».




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.