Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Каковы формы правления современных государств?



Вреальной жизни существуют не формы правления «вообще», в не­коем обобщенном виде, а конкретные формы тех или иных государств, так же как и их обусловленные объективными и субъективными фактора­ми разновидности.

Основания для подразделения форм правления на их разновидности формируются как современной данной форме правления государства действительностью, так и историческими, национальными и иными тра­дициями и др. Многочисленные и весомые основания для такого деле­ния дает сама жизнь. Применительно, например, к монархии в качестве критериев ее классификации могут служить степень концентрации вла­сти в руках одного лица — монарха, наличие или отсутствие конституци­онных актов, оказывающих сдерживающее влияние на монархическую

См.: Коркунов К М. Указ. соч. С. 258. 260


власть, наличие в стране наряду с монархическими традиционных рес­публиканских институтов в виде парламента или других представитель­ных органов.

В силу этих и иных особенностей на современном этапе развития об­щества и государства различают монархии двух видов — дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монар­хии является формально-юридическое разделение государственной вла­сти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха фор­мально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполни­тельная — правительству, которое несет ответственность за свою деятель­ность перед парламентом. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентарные монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархия­ми.

В парламентарных монархиях (это наиболее распространенная их форма в настоящее время) правительство формируется партией, получив­шей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой прави­тельства. Власть монарха весьма ограничена во всех сферах государствен­ной жизни, и прежде всего в законодательной и исполнительной. При­чем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер. Господствующие слои рассматривают парламентарную (неред­ко называемую конституционной) монархию как своего рода резервное средство воздействия на население, как дополнительное средство защи­ты своих интересов в случае предельного обострения социально-классо­вых конфликтов.

При парламентарной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обыча­ев монарх, как правило, не отказывается от подписания принятых парла­ментом законопроектов.

Применительно к республиканской форме правления в качестве ос­нований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне развития форм, неодинаковая степень причастности всего насе­ления или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.


В зависимости от названных и иных особенностей современные рес­публики разделяются на парламентарные и президентские.

Отличительными чертами парламентарной республики являются сле­дующие: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; форми­рование правительства на парламентской основе из числа лидеров поли­тических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентарной рес­публике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром.

Парламентарные республики в настоящее время существуют в Авст­рии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и прави­тельства; отсутствие института парламентской ответственности прави­тельства; внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; ответственность правительства перед президентом; сосре­доточение в руках президента политической, военной и социально-эконо­мической власти; нередко отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству.

Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.