Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Какова форма правления в современной России?



Как было отмечено, форма правления указывает на способ организа­ции государственной власти в центре и на местах, на порядок формиро­вания и функционирования государственных органов, характер их взаи­мосвязи и взаимодействия между собой и с населением, на степень уча­стия населения в их формировании и функционировании.

Современное Российское государство по форме правления является президентской республикой.Исходя из весьма значительных полномочий, которыми в соответствии с Конституцией РФ наделяется Президент РФ, постсоветское Российское государство нередко именуется суперпрези­дентской республикой.

В государственном механизме современной России институт прези­дентства, который был учрежден в 1991 г., фактически всегда играл и про­должает играть ведущую роль. В формально-юридическом плане Прези­дент РФ со всеми его властными полномочиями не входит в какую-либо из традиционных для теории разделения властей ветвей власти: ни в зако­нодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. 262


Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государст­ва, и в этом качестве он выполняет особые функции как по отношению к другим государственным органам, так и по отношению к обществу и в целом к государству.

Проявляясь одновременно в двух порой трудно различимых «ипоста­сях» - в качестве особого государственного органа и высшего должност­ного лица, Президент РФ выступает как гарант Конституции России, га­рант прав и свобод человека и гражданина, а также как официальный представитель российского общества и государства. В соответствии с Конституцией он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее государственной целостности и независимости; определя­ет основные направления внутренней и внешней политики Российского государства; обеспечивает согласованное функционирование и взаимо­действие всех органов государственной власти России.

Осуществляя данные функции, Президент РФ с формально-юриди­ческойконституционной точки зрения не только «не примыкает» ни к од­ной из ветвей власти, но и не стоит над ними.

Конституция РФ в связи с этим особо устанавливает, что в своей дея­тельности при определении основных направлений внутренней и внеш­ней политики государства Президент РФ руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами. В Основном Законе страны особо подчер­кивается, что «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и феде­ральным законам» (п. 3 ст. 80, п. 3 ст. 90).

Аналогичные по своему характеру положения содержатся также и в текущем законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ особо указы­вается на то, что «в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации настоящему Ко­дексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответст­вующий закон» (п. 5 ст. 3).

Из сказанного следует, что если указы Президента как главы государ­ства согласно Конституции РФ уступают по своей юридической силе за­конам, т. е. актам, принимаемым высшим законодательным органом стра­ны - парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом.

Аналогично обстоят дела не только с законодательной властью и осу­ществляющими ее высшими органами, но и судебной властью и реали­зующими ее органами. В Конституции РФ прямо говорится о том, что «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом» и что «судьи независимы и подчиняются только Конституции Россий­ской Федерации и федеральному закону» (п. 3 ст. 118, п. 1 ст. 120).

Однако по-иному в практическом планеобстоит дело с исполнитель­ной властью и характером ее взаимоотношений с президентской вла-


стью. Анализ природы и функций президентской власти дает возмож­ность сделать вывод, хотя и с определенными оговорками, относительно особенностей нормотворческой деятельности Президента РФ, о том, что президентская власть обладает теми же самыми общеродовыми призна­ками, что и исполнительная власть. Имеются в виду такие признаки, ко­торые связаны преимущественно с правоприменительным характером власти, обусловленным исполнением требований законов, касающихся регулятивного воздействия на экономические, политические, социальные и иные процессы, происходящие в обществе. Принимаются во внимание наряду с этим факты прямого подчинения Президенту РФ так называе­мых силовых министерств и ведомств, а также Министерства иностран­ных дел.

Обладая общеродовыми признаками исполнительной власти, прези­дентская власть в практическом плане выступает как ее центральное зве­но, и именно в таком качестве она соотносится со всеми остальными вет­вями власти — государственными властями.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.