Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Кто может быть Президентом России и каков порядок его избрания?



Исходя из огромной важности института президентства для жизне­деятельности российского общества и государства Конституция РФ и за­конодательство, помимо других вопросов, уделяют значительное внима­ние требованиям и условиям, предъявляемым к кандидатам на пост Пре­зидента, порядку их выдвижения и регистрации, выборам, а также вступ­лению в должность и прекращению полномочий Президента.

Согласно Конституции РФ Президент РФ избирается сроком на 6 лет «гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (п. 1 ст. 81). Выборы проводятся на альтернативной основе в соответствии с Феде­ральным законом о выборах Президента РФ от 31 декабря 1999 г.1

Кандидатом на должность Президента РФ может быть избран граж­данин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживаю­щий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано и занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. В поста­новлении Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. по поводу воз­никшего спора относительно порядка исчисления срока пребывания Президента РФ у власти в связи с принятием новой Конституции РФ подчеркивалось, что принятие Конституции в данный период не являет­ся основанием для исчисления нового президентского срока.

Кандидат на должность Президента РФ может быть выдвинут изби­рателями или же избирательными объединениями (блоками). Для офици­альной регистрации кандидата требуется предварительно собрать 1 млн подписей избирателей. Причем это должны быть подписи избирателей,

1 СЗРФ. 2000. №1. Ст. 11.264


проживающих в разных частях страны, и в связи с этим законом устанав­ливается требование, согласно которому число подписей избирателей от отдельного субъекта Федерации не должно превышать 70 тыс. При дос­рочных выборах Президента РФ общее число подписей в поддержку кан­дидата на этот пост сокращается наполовину.

Помимо предусмотренного законом количества подписей в поддерж­ку кандидата на пост Президента РФ, последний должен представить в Центральную избирательную комиссию сведения об имуществе и дохо­дах, а также имуществе и доходах членов своей семьи за два года, кото­рые предшествовали выборам.

Для победы на выборах кандидату на пост Президента РФ требуется набрать абсолютное большинство, т. е. более половины голосов избирате­лей, принявших участие в голосовании.

Вступление в должность Президента РФ согласно закону происходит на 30-й день после официального объявления Центральной избиратель­ной комиссией результатов прошедших выборов. При вступлении в долж­ность Президент РФ приносит присягу. Текст ее содержится в Конститу­ции РФ. Присяга приносится «в торжественной обстановке в присутст­вии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации» (п. 2 ст. 82).

К исполнению своих обязанностей Президент РФ приступает с мо­мента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекра­щения исполнения полномочий Президента РФ - «в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадле­жащие ему полномочия или отрешения от должности» (п. 2 ст. 92). При этом выборы нового Президента РФ должны быть проведены не позднее трех месяцев со дня досрочного прекращения исполнения полномочий прежним Президентом.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. На временно исполняющего обязанности Президента РФ распространя­ются вес полномочия Президента РФ, кроме права распускать Государст­венную Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

11. Каковы полномочия Президента Российской Федерации и каков характер издаваемых им актов?

1. Президент РФ обладает весьма широкими и разнообразными полно­мочиями. Они касаются практически всех сторон жизнедеятельности го­сударства и оказывают огромное влияние на развитие экономики и обще­ства.


Это, во-первых,полномочия, связанные с выполнением Президентом РФ функций гаранта Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.

Осуществляя данные функции, Президент РФ решает, в частности, такие вопросы, как вопросы помилования, предоставления политическо­го убежища, гражданства, присвоения почетных званий, награждения го­сударственными наградами России и др.

Во-вторых,полномочия, касающиеся внутренней политики Россий­ского государства и безопасности страны. В соответствии с Конституци­ей РФ Президент РФ не только определяет основные направления внут­ренней политики государства, но и принимает меры по их осуществле­нию. Одновременно являясь Верховным главнокомандующим Вооружен­ными Силами России, он наделяется определенными полномочиями по укреплению обороноспособности страны, охране ее государственной це­лостности и независимости. Это, в частности, полномочия назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил России; утвер­ждать военную доктрину Российской Федерации; формировать и возглав­лять в соответствии с федеральным законом Совет безопасности России; вводить в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России на территории всей страны и в отдельных ее местностях военное положение «с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе» (п. 2 ст. 87); вводить при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, чрезвычайное положение во всей стране или в отдельных ее частях и др.

В-третьих,полномочия, связанные с формированием внешней поли­тики Российского государства и ее осуществления.

Так же как и в отношении внутренней политики России, Президент РФ не только определяет основные направления ее развития, но и прини­мает конкретные меры по ее реализации. Согласно Конституции РФ Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой России; ве­дет переговоры и подписывает международные договоры России; подпи­сывает после принятия законов Государственной Думой о ратификации международных договоров ратификационные грамоты; принимает вери­тельные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатиче­ских представителей других государств. После консультаций с соответст­вующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания на­значает и отзывает дипломатических представителей России в иностран­ных государствах и международных организациях.

В-четвертых,полномочия, касающиеся отношений с парламентом страны и с другими государственными органами.

Полномочия Президента РФ в отношениях с Федеральным Собрани­ем заключаются в том, что он назначает в соответствии с Конституцией и федеральным законом выборы Государственной Думы; распускает Го­сударственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституци-266


ей РФ; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка России; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобож­дении от должности председателя Центрального банка; представляет Со­вету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора России; вносит в Совет Федерации предложение об освобож­дении от должности Генерального прокурора России; обращается к Фе­деральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государст­ва и др.

По отношению к органам исполнительной власти полномочия Пре­зидента РФ заключаются прежде всего в том, что он полностью форми­рует Правительство РФ; назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, а также федеральных министров. Пре­зидент РФ определяет структуру Правительства и общие направления его деятельности; имеет право председательствовать на заседаниях Прави­тельства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ.

В отношениях с судебными органами полномочия Президента РФ ог­раничиваются лишь тем, что он представляет Совету Федерации канди­датуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также назна­чает судей других федеральных судов.

Осуществляя свои полномочия, Президент РФ формирует свои ис­полнительные органы в виде Администрации Президента РФ и Управле­ния делами; создает различные совещательные органы, важнейшим из которых в настоящее время является образованный в 2000 г. Государст­венный Совет; назначает и освобождает своих полномочных представите­лей. При разрешении разногласий и споров между органами государст­венной власти Российской Федерации и органами государственной вла­сти субъектов Федерации, а также между органами государственной вла­сти субъектов Федерации Президент РФ может использовать согласи­тельные процедуры. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего су­да.

2. В процессе реализации своих полномочий Президент РФ издает установленные Конституцией РФ юридические акты — указы и распоря­жения. По своей юридической природе и характеру это властные акты, которые являются обязательными для исполнения на всей территории России и всеми теми лицами, которым они адресуются.

Акты Президента РФ являются актами прямого действия и не нужда­ются в опосредовании или одобрении со стороны какого бы то ни было государственного органа.


По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президен­та РФ подразделяются на нормативные и индивидуальные. Нормативные указы и распоряжения содержат в себе общие правила поведения, рас­считанные на многократное применение и на определенный круг лиц. Наряду с Конституцией РФ и федеральными законами нормативные ак­ты Президента РФ создают правовую основу для издания правительст­венных актов и играют большую роль в поддержании единой системы функционирования органов исполнительной власти на территории всей страны.

Индивидуальные акты Президента РФ — указы и распоряжения - из­даются по конкретным вопросам и касаются лишь строго определенного круга лиц. Это, в частности, акты о присвоении воинских званий, назна­чении на должность, награждении тех или иных лиц, смещении с зани­маемой должности и др.

Все акты Президента РФ, независимо от их юридических свойств и особенностей, имеют подзаконный характер. Согласно Конституции РФ «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не долж­ны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (п. 3 ст. 90).

Конституционность актов Президента обеспечивается Конституцион­ным Судом РФ, который наряду с рассмотрением актов других государст­венных органов на предмет их соответствия Конституции РФ разрешает также дела о соответствии ей нормативных указов и распоряжений Пре­зидента РФ. В случае признания неконституционными актов Президента или их отдельных положений они немедленно утрачивают юридическую силу.

В соответствии с действующим законодательством акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей террито­рии России одновременно по истечении семи дней после их опубликова­ния, если иное не указано в самом акте. Индивидуальные акты вступают в силу немедленно после их подписания.

Официально все акты Президента РФ публикуются в информацион­ном издании «Собрание законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете».




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.