Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Форма государственного устройства России



По форме государственного устройства современное Российское го­сударство является федерацией. Правовой основой ее образования послу­жила Конституция 1978 г. с многочисленными поправками, включая по­правку, касающуюся замены названия государства — «РСФСР» на «Рос­сийская Федерация», Федеративный договор, подписанный субъектами Российской Федерации в 1992 г., Конституция РФ 1993 г., закрепившая на конституционном уровне федеративную форму государственного уст­ройства постсоветской России и установившая равнозначность наимено­ваний «Российская Федерация» и «Россия» (ст. 1), и Декларация о госу­дарственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

В структурных, равно как и в других, отношениях Российская Федера­ция представляет собой весьма сложное, многомерное явление. В качест­ве ее структурных составных частей — субъектов Федерации выступают как другие государства (республики), так и государственные образования (края, области, города федерального значения, автономная область и ав­тономные округа).

Весь перечень субъектов Федерации и их названия закреплены кон­ституционно (п. 1 ст. 65). В конституционном порядке закреплены также все их виды, главные отличительные особенности каждого из них, а кро­ме того - характер отношений субъектов Федерации между собой и с Российской Федерацией в целом. Статья 4 Конституции РФ, констати­руя, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, го­родов федерального значения, автономной области и автономных окру­гов, в то же время устанавливает, что все субъекты Федерации, независи­мо от их видов и особенностей, равноправны как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами го­сударственной власти.

Разумеется, речь идет лишь о формально-юридической стороне взаи­моотношений субъектов Федерации, а не об их фактическом равенстве. Существование последнего, в принципе, проблематично, имея в виду весьма значительные различия субъектов Федерации по размерам зани­маемой ими территории, численности и плотности населения, по уровню развития экономики в целом или отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также по другим параметрам. Именно в силу этих различий и иных объективных и субъективных причин одни из субъектов Федерации являются постоянными донорами федерального го­сударственного бюджета, а другие, наоборот, выживают за счет дотаций из федерального бюджета.

Однако не только в практическом, но и в формально-юридическом плане субъекты РФ не во всем являются равными. Наиболее зримо это проявляется, в частности, в том, что одни из них по своему статусу явля­ются государствами со всеми вытекающими из этого для них преимуще-274


ствами, а другие — лишь государственными образованиями. Исходя из формально-юридического и фактического неравенства субъектов Федера­ции, ее зачастую характеризуют как «асимметричную» федерацию.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.