Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Каковы принципы построения и функционирования Российской



Федерации?

Российская Федерация создается и функционирует на основе строго определенных принципов, которые закрепляются в Конституции РФ и де­тализируются в текущем законодательстве. В наиболее общем и в то же время концентрированном виде они представлены в ст. 5 Конституции РФ. В ней официально провозглашается и конституционно закрепляется, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее го­сударственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределе­нии народов в Российской Федерации».

В более развернутом виде на конституционном уровне эти принципы закрепляются в ряде других статей российской Конституции.

В частности, принцип государственной целостности, находящий свое конкретное выражение в политической, экономической, территориаль­ной и иных видах целостности государства, закрепляется, помимо других статей Конституции РФ, в ст. 74, обеспечивающей целостность террито­риального и экономического пространства. В соответствии с закреплен­ными в ней положениями на территории Российской Федерации не до­пускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и «каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». Ограничение перемещения товаров и услуг на территории России допускается лишь в строгом соответствии с феде­ральным законом при условии, что это необходимо «для обеспечения без­опасности, зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культур­ных ценностей» (п. 2 ст. 74).

Принцип единства государственной власти в Российской Федерации, находящий свое отражение в единстве федеральных органов государст­венной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, в более развернутом виде закрепляется, в частности, в ст. 77 Конституции РФ. В ней говорится, что система органов государственной власти субъ­ектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, но в строгом со­ответствии с «основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнитель­ных органов государственной власти, установленными федеральным за­коном» (п. 1 ст. 77). Кроме того, в данной статье особо указывается на то, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по во­просам совместного ведения с субъектами Федерации федеральные орга-


ны исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации «образуют единую систему исполнительной вла­сти в Российской Федерации» (п. 2 ст. 77).

Обстоятельное конституционное закрепление наряду с названными принципами российского федерализма получил также принцип построе­ния Российской Федерации на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, с одной сторо­ны, и органами государственной власти субъектов Федерации — с другой.

Разграничение предметов ведения и полномочий касается всех сфер деятельности государственных органов, но в первую очередь это относит­ся к законодательной сфере. Согласно Конституции все предметы веде­ния и полномочия подразделяются на три основные группы. Это: а) предметы ведения и полномочия, относящиеся только к Федерации. Они составляют ее исключительную компетенцию; б) предметы ведения и полномочия, относящиеся к совместному ведению Российской Федера­ции в целом и ее субъектов; и в) предметы ведения и полномочия, при­надлежащие исключительно субъектам Федерации.

К предметам и соответственно полномочиям, находящимся в совме­стном ведении Российской Федерации и ее субъектов, относятся такие, как обеспечение соответствия конституционных и иных нормативно-пра­вовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным зако­нам; защита прав и свобод человека и гражданина, а также прав нацио­нальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка и общест­венной безопасности; режим пограничных зон; вопросы владения, поль­зования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природ­ными ресурсами; разграничение государственной собственности; уста­новление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Фе­дерации; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры; об­щие вопросы воспитания, образования и науки, культуры, физкультуры и спорта, координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение, и др.

Исчерпывающий перечень предметов и полномочий, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, закрепляется в ст. 72 Конституции РФ. Согласно действующему праву в сфере осуществления совместных полномочий федеральный закон обладает несомненным при­оритетом. Верховенство его распространяется на все без исключения нормативно-правовые акты, включая законы, издаваемые субъектами Фе­дерации. Последние могут принимать свои законы, относящиеся к пред­метам совместного ведения, только в случае отсутствия соответствующе­го федерального закона. С изданием такого акта законы субъектов Феде­рации теряют юридическую силу. 276


Широкое конституционно-правовое закрепление, помимо названных принципов российского федерализма, получил также принцип равнопра­вия и самоопределения народов в Российской Федерации.

Принцип равноправия народов, проживающих на территории Рос­сии, осуществляется во всех без исключения сферах жизни общества и деятельности государства. Самоопределение их осуществляется в са­мых различных формах, включая автономную область, автономные окру­га, края, области и др. Конституция РФ гарантирует всем народам сво­бодное развитие их культуры, исторических и национально-этнических обычаев, традиций, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Особое внимание при этом уделяется гарантиям прав коренных малочисленных народов «в соответствии с общепризнан­ными принципами и нормами международного права и международны­ми договорами Российской Федерации» (ст. 69).

Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Конституционно-правовой статус России как федеративного государ­ства определяется Конституцией РФ и конституционными законами, из­данными на ее основе и в ее развитие, а детализируется и реализуется с помощью текущего (обычного) законодательства. Важное значение для конституционно-правового статуса России имеет также Федеративный договор от 31 марта 1992 г., применяемый в той части, которая не проти­воречит Конституции РФ, и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

Основными чертами и особенностями Российской Федерации, отра­женными в ее конституционно-правовом статусе, являются следующие.

Во-первых, наличие государственного суверенитета, который прояв­ляется в верховенстве государственной власти и исходящих от нее зако­нов внутри государства и ее независимости вовне, в отношениях с други­ми государствами.

Во-вторых, наличие территории, которая включает в себя территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Согласно Конституции Российская Федерация обладает, кроме того, суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономи­ческой зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федераль­ным законом и нормами международного права (п. 2 ст. 67).

Вопросы, касающиеся государственной границы России, регулируют­ся специальным Законом о Государственной границе, принятым в 1993 г., а также с помощью норм, содержащихся в других законах.

В-третьих, обладание Российской Федерацией собственностью, кото­рая существует и функционирует наряду с другими формами собственно­сти. Закрепляя и гарантируя их в равной степени, Конституция России


в то же время уделяет особое внимание собственности на землю и другие природные ресурсы. В ст. 9 в связи с этим подчеркивается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации «как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

В-четвертых, наличие в Российской Федерации института гражданст­ва, которое согласно Конституции РФ приобретается и прекращается только в строгом соответствии с федеральным законом. Гражданство РФ является «единым и равным независимо от оснований приобретения» (п. 1 ст. 6).

Каждый гражданин России обладает всеми конституционными пра­вами и свободами и несет равные, предусмотренные Конституцией РФ, обязанности. Граждане России не могут быть лишены своего гражданст­ва или права изменять его.

В-пятых, существование в пределах Российской Федерации единой правовой системы и единого правового пространства. Существование их вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает формирование и функцио­нирование в пределах территории субъектов Федерации отдельных ло­кальных правовых систем, а в рамках различных муниципальных образо­ваний — системы локальных правовых актов.

В-шестых, обращение на всей территории Российской Федерации единой денежной единицы, в качестве которой выступает рубль. Соглас­но Конституции РФ денежная эмиссия в стране осуществляется исклю­чительно Центральным банком России. На него же возлагается важней­шая для нормальной жизнедеятельности общества и государства функ­ция защиты и обеспечения устойчивости рубля. Эту функцию Централь­ный банк РФ осуществляет самостоятельно, вне зависимости от всех дру­гих органов государственной власти России.

В-седьмых, отнесение к сфере исключительного ведения Российской Федерации ключевых вопросов государственной и общественной жизни страны. В практическом плане это означает, что решение данных вопро­сов, включая издание соответствующих нормативных актов, является ис­ключительной прерогативой только федеральных органов государствен­ной власти. Все иные государственные органы, находящиеся в их подчи­нении, могут осуществлять по этим вопросам лишь оперативные управ­ленческие функции.

Это касается, в частности, таких вопросов, как формирование са­мих федеральных органов государственной власти; установление их сис­темы, порядка их организации и деятельности; принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установ­ление основ федеральной политики и федеральные программы в облас­ти государственного, экономического, социального и иного развития 278


России; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федераль­ные фонды регионального развития; внешняя политика и международ­ные отношения РФ; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; су­доустройство; прокуратура; гражданское, уголовное и иное отраслевое законодательство.

К исключительной компетенции Российской Федерации относится также решение вопросов, касающихся установления правовых основ единого рынка; финансового, валютного, кредитного и таможенного ре­гулирования; основ ценовой политики; федеральных экономических служб, включая федеральные банки; федеральных энергетических сис­тем, ядерной энергетики; федерального транспорта, путей сообщения, информации, связи и др. Полный перечень вопросов, находящихся в ис­ключительном ведении Российской Федерации, содержится в ст. 71 Конституции РФ.

Кроме названных черт и особенностей России как федеративному го­сударству в целом свойственны и другие черты и особенности. Среди них такие, в частности, как наличие общего для всех российских граждан го­сударственного языка, каковым является русский язык; установление еди­ной для всей страны федеральной государственной службы; наличие официальных атрибутов Российской Федерации в виде Государственного флага, Герба и Гимна; и др.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.