Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Конституционно-правовой статус субъектов Российской



Федерации

В основе конституционно-правового статуса субъектов Федерации ле­жит ряд положений Конституции РФ, касающихся федеративного уст­ройства России и характера ее взаимоотношений с субъектами Федера­ции, а также основные законы последних — конституции субъектов Феде­рации и их уставы.

Данный факт закрепляется в Конституции РФ, где акцентируется внимание на статусе каждого отдельного вида субъектов Федерации (рес­публик и других субъектов) и где в отдельности указывается на то, что от­ношения автономных округов, входящих в состав края или области, мо­гут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области.

Конституционно-правовой статус субъекта Федерации может быть из­менен не иначе как только по взаимному согласию Федерации и ее субъ­екта в соответствии с федеральным конституционным законом. То же са­мое касается и границ между субъектами Федерации, которые могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации характеризу­ется, с одной стороны, общими чертами, присущими всем без исключе­ния субъектам Федерации, а с другой — их отдельными специфическими особенностями.


Среди общих черт субъектов Федерации следует назвать такие, в ча­стности, как наличие у каждого из них своих высших органов государст­венной власти, своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства. В соответствии с Конституцией РФ каждая «республика (государство) имеет свою конституцию и законо­дательство», а каждый край, область, город федерального значения, авто­номная область и автономный округ «имеет свой устав и законодательст­во» (ст. 52).

При этом действует конституционно установленное правило, соглас­но которому законы и иные нормативно-правовые акты не могут проти­воречить федеральным законам, принятым по предметам исключитель­ного ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае возникновения коллизии ме­жду федеральным законом и любым иным актом действует федеральный закон.

Однако данное правило не относится к нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации, изданным по вопросам, относящимся к их исключительному ведению.

В соответствии с Конституцией РФ к предметам исключительного ве­дения субъектов Федерации относится все то, что находится вне преде­лов исключительного ведения Российской Федерации и совместного ве­дения Федерации и ее субъектов. В сфере своего исключительного веде­ния субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной вла­сти, «осуществляют собственное правовое регулирование, включая приня­тие законов и иных нормативных правовых актов» (п. 4 ст. 76). При этом в случае возникновения противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта Федерации, изданным по пред­мету, относящемуся к его исключительному ведению, действует нормативно-правовой акт субъекта Федерации.

К общим чертам субъектов Федерации и их конституционно-правово­го статуса следует отнести, помимо названных, также такие, которые свя­заны с формированием и осуществлением бюджетов субъектов Федера­ции; реализацией ими права законодательной инициативы в федераль­ном парламенте; участием их в международных и внешнеэкономических связях, наличием у них своей символики в виде герба, флага, а у некото­рых субъектов Федерации и своего гимна; и др.

Наряду с общими чертами субъектов Федерации и их конституцион­но-правового статуса некоторые из них имеют и свои специфические осо­бенности. Это касается в первую очередь республик — субъектов Федера­ции.

По сравнению с другими субъектами республики выделяются тем, что они характеризуются как государства, а не как государственные обра­зования; имеют свои конституции, а не уставы, как другие субъекты; мо­гут устанавливать государственный язык наряду с государственным язы-280


ком Российской Федерации — русским языком; имеют право устанавли­вать, кроме федерального, также республиканское гражданство.

Существуют и другие специфические особенности республик — субъ­ектов Федерации. Однако в конституционно-правовом статусе респуб­лик — субъектов Федерации они занимают гораздо меньше места, чем их общие со всеми другими субъектами Федерации черты.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.